Новости раздела

Айдар Абдулхаков о платном въезде в центр Казани: «Может быть, через пять лет...»

При дальнейшем росте автомобилизации городские власти не исключают введения платы за въезд в центральную часть столицы РТ

Айдар Абдулхаков о платном въезде в центр Казани: «Может быть, через пять лет...»
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

После того как профильный комитет Госдумы рекомендовал нижней палате российского парламента принять закон, разрешающий муниципалитетам ограничивать въезд в отдельные районы городов, в Казани «всплыл» обсуждавшийся 3 года назад аналогичный проект. «Реальное время» постаралось вспомнить все меры, предпринятые городскими властями для борьбы с пробками в центре города, а также попросило Айдара Абдулхакова, председателя комитета по транспорту исполкома Казани, прокомментировать возможность внедрения более радикальных мер.

Муниципалитеты получили право на закрытие центров городов

Сегодня профильный комитет Госдумы по транспорту рекомендовал палате принять в первом чтении правительственный законопроект «Об организации дорожного движения в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты». В частности, он позволяет региональным и муниципальным властям вводить временные ограничения движения транспорта по дорогам путем взимания платы. Одним из важнейших нововведений является право регионов вводить ограничения для борьбы с заторами: запрещать проезд в определенные зоны вообще всех машин или автомобилей определенного экологического класса.

В апреле законопроект в парламент внесло правительство. В первом чтении его планируется рассмотреть на заседании 7 июня.

Подобные решения сейчас активно обсуждаются в Москве. Хотя накануне мэр столицы Сергей Собянин опроверг слухи о возможности введения платы за въезд в центр города. По его словам, власти Москвы не планируют других мер, кроме платной парковки на дорогах.

Введение платного въезда в центр обсуждались и в Казани.

— Проект готовился в течение года, и мы знали, что он готовится, — рассказал «Реальному времени» Айдар Абдулхаков, председатель комитета по транспорту исполкома Казани. — Поскольку муниципалитеты на сегодня отвечают за организацию дорожного движения в своих муниципальных образованиях, то и этот закон наделяет их таким правом, как одной из мер по организации дорожного движения. Что касается Казани, эта тема года три назад поднималась и обсуждалась.

Закрытие центра для грузовиков, запрет левых поворотов, платные обочины

Сейчас платный въезд может казаться чем-то нереальным, однако и другие запретительные меры сначала также казались нереализуемыми.

— Есть два основных метода организации дорожного движения, помимо развития общественного транспорта, это организация одностороннего дорожного движения и установка знаков, ограничивающих скоростные режимы в городах. Есть еще ряд запретительных мер по организации дорожного движения: это организация платного парковочного пространства, отмена левых поворотов, запрет въезда грузовых автомобилей. Скажем, как происходит это в азиатских странах: в четные дни выезжают только те, у кого номера заканчиваются на четную цифру, нечетные, соответственно, в нечетные дни. И в том числе запрет на въезд в центр города по часам суток или введение платного въезда, — перечисляет Айдар Абдулхаков меры, большинство из которых уже введены в Казани.

Напомним, с 2013 года городские власти активно реформируют дорожную систему столицы РТ. В преддверии универсиады был закрыт въезд в центр города грузовикам массой свыше 5 тонн, а также для техники массой свыше 15 тонн в пределах Большого Казанского кольца с 6:00 до 21:00. Запрет вводился как временный, на период Универсиады, однако после окончания студенческих игр он был сохранен.

Параллельно в Казани стали вводить на узких улицах одностороннее движение и практически повсеместно запрет левых поворотов. Если на некоторых участках запрет оказался оправданным, то на других он привел к тому, что по многим направлениям просто не оказалось дублирующих проездов. При обычном движении заторов действительно практически не возникает, однако в экстренных ситуациях эти меры приводят к противоположному эффекту. С последствиями этих запретов город сталкивается до сих пор. Последний показательный случай произошел совсем недавно, когда из-за ремонта на двух коротких участках в центре практически встало движение в районе развязки Вишневского — Ершова.

Следующим этапом стало введение платной парковки в центре города. Напомним, его готовили по примеру Москвы с конца 2014 года. Однако новых паркингов в рамках подготовки практически не создавалось. Под них либо использовали старые, бесплатные «карманы» и площадки, либо разметили правые полосы дорог, сузив их. В течение 2015 года список «платных обочин» расширялся. Параллельно на других участках стали устанавливать знаки, запрещающие парковку, и таблички «Работает эвакуатор». В течение полутора лет бесплатная парковка была запрещена практически во всем центре города.

Отдельные активные чиновники стали требовать платный паркинг и во дворах домов, в том числе в спальных районах, однако на столь радикальные меры власти не пошли.

Разгрузили центр или нагрузили бюджет новыми проблемами?

Городские власти уверены, что все эти меры привели к разгрузке центра Казани.

— Мы на примере Москвы очень хорошо видим, что это просто здорово работает, — уверяет Айдар Абдулхаков. — Они внедряли парковочное пространство три года назад, а до этого у них были 10-бальные пробки два раза в год и это был показатель. Когда Садовое кольцо вставало и не двигалось — это была одна большая пробка. После внедрения парковочного пространства Москва поехала. Сейчас центр едет. Там реально заторовых ситуаций стало меньше и время простоя автомобиля стало меньше. Это говорит о том, что платное парковочное пространство работает. Оно работает и в Казани: есть объективный инструментальный контроль со стороны, скажем, «Яндекс.Пробки», который показывает, что парковочное пространство улучшило движение в центральной части города.

«Может быть, через пять лет мы, имея право и возможность это внедрять, будем это использовать»

Если же всех описанных выше мер окажется недостаточно, то городские власти готовы пойти и на ввод платы за въезд в центр.

— Все зависит от темпов автомобилизации, — рассуждает Абдулхаков. — Если говорить о том, что за последние 10 лет в Казани вдвое увеличилось количество автомобилей на тысячу жителей, то, кто знает, может быть, через следующие 10 лет, если увеличится еще вдвое, наши дороги просто встанут. И без такого рода мер мы не обойдемся. На сегодня этот вопрос остро не стоит, но кто знает, может быть, через пять лет мы, имея право и возможность это внедрять, будем это использовать.

Рассуждая о возможности взимания платы и за въезд, и за парковку, представитель исполкома приводит в пример мировые мегаполисы:

Айдар Абдулхаков: «На сегодня этот вопрос остро не стоит, но кто знает, может быть, через пять лет мы, имея право и возможность это внедрять, будем это использовать». Фото kzn.ru

— Если посмотреть шире — опыт европейских городов, того же Лондона: имея платную парковку, они же внедрили платный въезд в центр города. Или Сингапур с платными парковками сделал платный въезд. То есть все зависит от объема автомобилизации и количества уличной дорожной сети. В старых городах все-таки нет возможности беспредельно расширять улицы, а количество автомобилей увеличивается, поэтому на каком-то этапе и парковочное пространство перестает срабатывать — здесь эта мера будет вынужденной.

В этом случае городским властям придется решить целый ряд проблем: увеличить количество общественного транспорта, скорректировать его маршруты, создать полноценную сеть перехватывающих парковок, которая так и не заработала, ввести системы абонементов и льготных пропусков для жителей центра, инвалидов и работающих там горожан, чья деятельность связана с передвижением на автотранспорте.

Дмитрий Семягин, Мария Горожанинова

Новости партнеров