Новости раздела

Подростковое роуд-муви, военная мелодрама, размышления на фоне храма

Что представили на фестивале «Алтын минбар» в национальном конкурсе

Подростковое роуд-муви, военная мелодрама, размышления на фоне храма
Фильм «Я приду». Фото: предоставлено пресс-службой фестиваля «Алтын минбар»

В Казани завершается кинофестиваль «Алтын минбар». Важнейшая номинация для Татарстана в рамках проекта — национальный конкурс, в который из 50 с лишним заявок попали 11 картин: две полнометражные работы, одна короткометражка, один мультфильм и несколько документальных лент. Значит, было из чего выбирать. Что это за фильмы — разбиралось «Реальное время».

Документалисты, вперед

Во-первых, в национальном конкурсе есть одна анимационная работа — это «Амина», которую «Татармультфильм» сделал совместно с администрацией города как один из проектов по продвижению татарского языка. Музыку к мультфильмам написала Миляуша Хайруллина, а тексты — Резеда Зайниева (Губаева). Поет ведущая «ШАЯН ТВ» Малика Бариева.

В этот раз в номинации оказался всего лишь один короткометражный художественный фильм. Это «Рада не рада» Оксаны Синчуговой, выпускницы и ВГИКа, и Высших курсов сценаристов и режиссеров. Короткая история о девушке, которая провела день рождения не как планировала, уже есть на стримингах. А это значит, что у компактных картин есть шанс дойти до зрителя.

Традиционно значительная часть представленных лент — это документальные картины. Среди них — «Монисто» Гульназ Галимуллиной, снятое для киностудии «Башкортостан». Среди других еще одна работа Галимуллиной — «Жизнь в клетку» о жизни ВИЧ-инфицированных в колонии общего режима, и «Кардиограмма жизни» о Ляйсан Утяшевой. В «Монисто» говорится о нагрудных женских украшениях, в данном случае — башкирских. Один из ключевых фактов — то, что из монет мониста делали гильзы.

Юлия Захарова известна по большим художественным фильмам — «Халима», «Тарлан». Уроженка села Большая Осиновка Рыбно-Слободского района Галина Потапова стоит на фоне забытой деревни и рассказывает о своем детстве и юности. В селе сохранилась покосившаяся Ильинская церковь. Потапова упоминает, что муж у нее родился в Пестречинском районе, вместо его деревни — перепаханное поле. «Большая Осиновка» — это часть проекта «Вглубь» Спасо-Евдокиевского храма Казани и информационного отдела Казанской епархии. Создатели отметили, что в фильме зафиксированы первые шаги по возможному восстановлению храма уже в рамках проекта «Куда ведут ручьи».

Об идентичности и великих

Режиссер Мария Косинова представила компактную работу «Переговорщики». Это две истории. Галия Зинатуллина выросла в смешанной семье, и сейчас для нее важна ее татарская наследственность. Уроки татарского она берет у Азалии Менибаевой, которая также руководит татарским хоровым кружком. Последний в конце исполняет гимн республики, достаточно нестройно, но весьма искренне. Еще одним «героем» Косиновой становится уличный звук, резко вторгающийся в монтаж. Симпатичная работа, хотя и недоговоренная.

«Переговорщики». Это Галия. предоставлено пресс-службой фестиваля «Алтын минбар»

Учитель многих казанских кинематографистов Алексей Барыкин показал фильм «Руки маэстро», посвященный главному дирижеру театра оперы и балета Ренату Салаватову. В кадре — и директор оперного Рауфаль Мухаметзянов, и солист Олег Ивенко, а также Валерий Гергиев — Салаватова называют его «ближайшим соратником».

Схожий формат у картины «В поисках Белой мечети», которую Солтан Сунгатуллин снял по сценарию Барыкина: здесь говорят о Сергее Шакурове, одном из авторов «Кул-Шарифа» и зодчем Белой мечети в Болгаре.

Асия Садыкова зафиксировала на камеру создание своего проекта проекционного шоу «Татара — наследие Евразии», в котором японские легенды нашли пересечения с республикой, поскольку Tatara — это метод изготовления самурайских мечей в печах, предположительно завезенных в Японию из Китая, куда эта технология попала от предков татар в VII веке.

Ветеран казанской документалистики Юрий Гвоздь в «Красках памяти» рассказал о деревянной Казани. Симптоматично, что в финале юные художники зарисовывают под руководством Равиля Айдарова (автора нескольких акварельных и графических сборников на эту тему) новодельные дома в «Туган авылым».

Равиль Айдаров в фильме «Краски памяти». предоставлено пресс-службой фестиваля «Алтын минбар»

Немая, да не та

Завершали день национального конкурса два полнометражных художественных фильма. Сценарий «Немой кукушки» написали Зульфат Хаким и Сергей Ольденбург-Свинцов. Второй известен по режиссуре фильма «Голубка», посвященного художнику Геннадию Архирееву.

«Телсез күке» — пьеса Зульфата Хакима, победившая на конкурсе «Новая татарская пьеса». Ее автор называет «театральным романом». На сцене Камаловского поставили сильно сокращенную версию. Эта история, как в 1939 году в лесу финский татарин не застрелил советского татарина, потому что тот пел песню. Их история растянулась до нашего времени, а спектакль стал одним из лучших на сцене Камаловского.

В фильме — третья версия.

Режиссер Рауф Кубаев окончил ВГИК еще в 1994 году. Его племянница — Равшана Куркова. Кубаев снял множество проектов, но глаз цепляется, во-первых, за первый сезон «Кармелиты», относительно свежий фильм «Аманат» о сыне имама Шамиля Джамалутдина. Сейчас он снимает фильм «Своих не бросаем».

В целом значительная часть сценария следует общей канве пьесы. У Зарифа (Ильсаф Назипов) есть невеста Кашифа (Саида Мухаметзянова). Ради нее он готов чуть ли не ежедневно драться с деревенскими парнями. На фронте дружит с братом по вере Рассухановым и не ладит с Севрюгиным, который ему по мелочи завидует. В лесу Зарифа и финна Зиятдина (Эльдар Гатауллин) ловят на завалинке. Подданному Финляндии удается вернуться на родину, а Зариф из осужденного превращается в солдата штрафбата и доходит до Берлина.

Саида Мухаметзянова и Ильсаф Назипов. предоставлено пресс-службой фестиваля «Алтын минбар»

Дальше у Хакима любопытный татарин берется за поиски следов Зиятдина, получает новый срок, появляется важнейший для всей истории работник НКВД Зимин. В фильме, что называется, все кончается хорошо. Кубаев превращает сложное размышление о судьбах народа в мелодраму, да еще и назначает на роль пожилого Зарифа самого Зульфата Хакима с приклеенной бородой.

Не спасают картину и лесные пейзажи, по которым летает камера Юрия Ефремова. При этом занимающий центральную часть эпизод взаимоотношений солдат драматургически достоверен, но и его тянут приезжие артисты. У татарских актеров не роли, а функции. Гатауллин является старику в видениях. Назипова то и дело колотят (деревенские, тюремные, даже будущий тесть), он тоскует по Кашифе и поглядывает на подаренный ею оберег. Саида Мухаметзянова в прекрасном платье, дорогих чулпах и с беспроигрышным репертуаром, но без какой-либо истории — приманка для зрителя. Аудитория — 40+, а то и выше. Но будут же и те, кто придут, помня о спектакле. И они сильно разочаруются. И поют, кстати, татары здесь не «Иске кара урман», а «Озату».

Кто главный в семье? Бабушка!

18 смен съемки фильма «Я приду» завершились еще в 2019-м, но, чтобы появилась картина, потребовалось еще пять лет, включая дополнительные съемки, монтаж, корректировки. Режиссер Булат Сабитов объясняет это просто — ведь все работали бесплатно. На VI Открытом конкурсе сценариев он получил 70 000, а на III Питчинге кинопроектов — два миллиона рублей.

Антон Шутов написал сценарий, пообщавшись с учащимися школы для девиантных подростков, где увидел взаимодействие старших и «мальков». Исполнитель роли 16-летнего Тимофея Даниил Пасынков учился в студии Константина Хабенского «АРТХАБ», а сейчас он студент Высшей школы сценических искусств (мастерская Константина Райкина). Восьмилетнего Малька играет Иван Шуваров, тоже воспитанник «АРТХАБ», гармонист и певец, гость Андрея Малахова.

Тимофей оказывается в колонии из-за мелкой кражи, которая превратилась в вооруженное нападение и грабеж. Он играет на гитаре, оказавшись на отчетном концерте, знакомится с Мальком и бежит, чтобы навестить бабушку, которая давно не выходит на связь. В спецшколе шума не поднимают, ищут их самостоятельно.

По пути ребятам попадается сердобольный водитель, одинокая бабушка, а также учитель Галина Витальевна (Алсу Сунгатова). Тимофея отпускают, чтобы он все-таки успел увидеть бабулю. В кадре — Колхозный рынок, платформа «795 км», частный сектор, кажется, СНТ в районе Новаторов. В конце съемочная группа выкладывает фото с бабушкой, плачет весь зал.

Отметим, что работа над проектом, по сути, началась еще в 2014-м. Уже этим можно было объяснить слезы продюсера Дениса Супрунова, который пообещал, что следующей весной фильм выйдет в прокат.

Радиф Кашапов

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоКультура БашкортостанТатарстан

Новости партнеров