Новости раздела

«Расплата за развязку»: Казань потребовала с Равиля Зиганшина 10 млн за эстакаду на Амирхана

Как стало известно «Реальному времени», мэрия Казани выиграла в первом раунде судебной битвы с ПСО «Казань» Равиля Зиганшина в рамках принципиального спора вокруг транспортной развязки на пересечении улиц Амирхана и Чистопольской. Арбитраж постановил взыскать 10 млн рублей неустойки и 200 тыс. рублей госпошлины с компании Равиля Зиганшина за то, что универсиадский объект был сдан официально не в 2013 году, а только в феврале этого года.

Расплата за две развязки

Арбитражный суд РТ удовлетворил иск МКУ «Управление капитального строительства и реконструкции исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани» (УКС Казани) в отношении ООО «ПСО «Казань» по поводу срыва сроков строительства транспортной развязки на пересечении улиц Амирхана и Чистопольской, которая, согласно договору, должна была быть сдана еще в 2013 году. Однако разрешение на ввод в эксплуатацию компания получила лишь в феврале 2016 года. Суд постановил взыскать 10 млн рублей неустойки и 200 тыс. рублей госпошлины с компании Равиля Зиганшина.

Это уже вторая развязка, за которую приходится расплачиваться Зиганшину в этом году. 17 февраля арбитражный суд удовлетворил иск другой организации — Федерального управления автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства — по поводу срыва сроков строительства транспортной развязки на дороге 1Р 175 Йошкар-Ола — Зеленодольск. Правда, там речь шла не о трехлетней задержке, а только о полугодовой. Развязка по дороге в Зеленодольск должна была быть сдана в июне 2015-го, а открыли ее с помпой в октябре. Соответственно, и сумма компенсаций там в разы меньше — 1 млн рублей.

Развязка по дороге в Зеленодольск должна была быть сдана в июне 2015-го, а открыли ее с помпой в октябре. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Три года езды по недоделанным развязкам — и сколько еще?

Впрочем, двумя исками ПСО может и не отделаться. Напомним, компания Зиганшина была одним из главных подрядчиков на объектах Универсиады. Если говорить только о дорожном строительстве, она взяла подряды сразу на семь развязок, заказчиком строительства которых выступало УКС Казани. Судя по данным сайта ПСО «Казань», по всем этим объектам работы были выполнены до 2013 года, однако сданы заказчику не были.

Проблема приема в эксплуатацию развязок поднималась еще накануне Универсиады. Но тогда все силы были брошены на подготовку к соревнованиям, и на многое закрывали глаза. Движение по развязкам было открыто. Сразу после проведения Универсиады прокуратура провела проверку и выяснила, что 81 из 103 объектов Универсиады, включая развязки, не был принят в эксплуатацию. На них еще устранялись различные недоделки. Тогда прокуратура даже пригрозила городским властям закрыть движение по несданным участкам дорог, если те не примут объекты.

Однако вплоть до конца 2015 года ни одна из развязок по документам так и не была передана балансодержателю, то есть городским службам. Развязки эксплуатировались без разрешительных документов, так как у заказчика оставались претензии к качеству и полноте работ. Кстати, именно этим тогда объясняли появление знаков, ограничивающих скорость движения на абсолютно новых дорогах до 40 км/ч.

Сейчас, согласно данным Управления градостроительных разрешений Исполкома Казани, из семи развязок лишь одна — на пересечении Амирхана и Чистопольской, обошедшаяся ПСО «Казань» в 10 млн рублей неустойки, получила разрешение на ввод в эксплуатацию в феврале 2016 года.

Правда, в конце 2015 года было выдано разрешение на ввод участка Большого Казанского кольца от улицы Декабристов до Оренбургского тракта. Возможно, к этому участку относится строительство транспортной развязки на пересечении улицы Амирхана и проспекта Ямашева. Также в марте этого года было выдано разрешение на ввод в эксплуатацию автодороги на участке от улицы Танковой до улицы Пушкина на пересечении Аметьевской магистрали и улицы Даурской. Теоретически к этому участку могут относиться еще три развязки ПСО: на Танковом кольце, на пересечении Аметьевской магистрали и улицы Даурской, на пересечении Оренбургского тракта и Фермского шоссе. Однако распространяются ли эти два разрешения на развязки — неизвестно.

В отношении транспортной развязки на пересечении улиц Эсперанто и Тихомирнова, построенной в конце 2012 года, а также Ленинской дамбы и моста через реку Казанку (завершение основных работ — в начале 2013 года) нет даже намека на разрешительную документацию.

«Трубный» скандал, многострадальные дороги и незаконченные переходы

То, что именно транспортная развязка на пересечении улиц Амирхана и Чистопольской стала первой и пока единственной из семи, в отношении которой УКС Казани решило действовать через суд, неудивительно. Претензии не только у городских властей, но даже у самих горожан были по всем развязкам. Однако вокруг объекта на пересечении улиц Амирхана и Чистопольской разгорались настоящие войны.

Сам объект состоит из двух тоннелей и одной эстакады и подводит улицы Ново-Савиновского района к выезду на мост «Миллениум». Почти на 3 года этот участок стал чуть ли не самым крупным очагом казанских пробок и главной головной болью для всех, кто жил на «кварталах», а работал в центре города. Договор на строительство развязки был подписан в декабре 2010 года. Сумма контракта превысила 9 млрд рублей.

Однако уже в середине 2011 года стало ясно, что сроки срываются. Летом того же года из-за строительства развязки 23 стоявших по соседству жилых многоквартирных дома остались без горячей воды и отопления, так как для прокладки путепроводов требовался демонтаж труб. Все работы по коммунальным коммуникациям ПСО «Казань» должно было выполнить к началу августа, но к началу осени трубы так и не заменили. Когда нависла реальная угроза подойти к отопительному сезону с несколькими кварталами неотапливаемых домов, скандал вылился в публичную среду. На деловом понедельнике мэр Казани в ответ на жалобы жителей Ново-Савиновского района раскритиковал Равиля Зиганшина: «ПСО „Казань“… Его ругать нельзя… Он святая святых… Мавзолей ходячий наш. Везде портреты его поставить, на каждом подъезде повесить, он ведь депутат Госсовета РТ, пусть жильцы знают, почему у них горячей воды нет! ПСО „Казань“ не Папа Римский, а такой же подрядчик, как и все. Пусть выполняет обязательства».

Спустя буквально два месяца новый скандал разразился уже непосредственно вокруг самой развязки. Торжественное открытие эстакады было запланировано на 3 ноября. Однако по приезду на место представители городских властей обнаружили, что готова лишь ее верхняя часть, а дороги второго уровня не закончены. В итоге эстакаду на Амирхана — Чистопольской сдавали в несколько этапов. А окончательно дорожное покрытие положили лишь летом 2012 года.

Еще больше года потребовалось на строительство двух тоннелей. Первый был частично готов к концу 2012 года, но так и не сдан. Полноценное движение по тоннелям пустили лишь в июне 2013 года. Однако в момент пуска движения оказалось, что не достроены пешеходные переходы и остановочные площадки, работы на которых, к слову, до Универсиады закончить так и не смогли, а лифты не были пущены даже через год после Универсиады.

Представители ПСО «Казань» не ответили на запрос «Реального времени». Мэрия Казани также не смогла предоставить комментарий по ситуации, несмотря на то, что запрос был отослан еще в прошлую пятницу.

Дмитрий Семягин

Новости партнеров