Как Казань дважды сыграла ключевую роль в жизни казака Емельяна Пугачева, часть 2
Донской казак Емельян Пугачев — предводитель Крестьянской войны 1773—1775 годов в России — не раз был в Казани. Впервые он оказался здесь в январе 1773 года, когда его бросили в тюрьму за попытку поднять восстание на Черниговщине, но из заключения бунтовщик сбежал. 23 июля 1774 года он ворвался в наш город уже с двадцатитысячной армией, учинив погромы. На следующий день царские войска выбили повстанцев. Подробнее о том, как Казань сыграла ключевую роль в судьбе Пугачева, рассказывает в дзен-канале «Татарский мир» кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела новой истории Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Бахтияр Измайлов.
Осада
Утром 12 июля начался штурм Казани. Пугачевская армия разделилась на четыре колонны. Одна колонна вела наступление со стороны Арского поля, другая — вдоль Казанки, третья — со стороны Суконной слободы во главе с Пугачевым, четвертая — из-за Булака, со стороны Татарской слободы. Через несколько часов повстанцы почти полностью овладели Казанью, и это стало самым большим успехом восставших на всем протяжении Крестьянской войны.
«Город, — писал А.С. Пушкин в своем труде «История Пугачева», — стал добычей мятежников. Они бросились грабить дома и купеческие лавки; вбегали в церкви и монастыри, обдирали иконостасы; резали всех, которые попадались им в немецком платье».
Многие казанские жители — работные люди, ремесленники, дворовые, вольнонаемные — присоединялись к восставшим. Все вместе они чинили расправы над представителями администрации, казанской знати. Из тюремных камер Казанской секретной комиссии освободили 415 человек — пленных восставших и членов их семей. Среди них была и семья Е.И. Пугачева — его первая жена Софья с тремя детьми, Трофимом, Аграфеной и Христиной, которых доставили в Казань 17 марта 1774 года.
Гарнизон, губернская и городская администрации успели укрылись за стенами Казанского кремля. Пугачевцам не удалось взять лишь Казанский кремль, в котором укрылась часть казанского гарнизона во главе с губернатором фон Брандтом, а также местные дворяне, купцы и чиновники. Готовясь к решающему штурму, повстанцы начали обстрел крепости с трех сторон — со стороны Гостиного двора, Казанского девичьего монастыря и Булака. Кремль должен был вот-вот пасть. Но, получив известие о приближении к Казани корпуса подполковника И.И. Михельсона, который уже давно преследовал повстанцев, Пугачев отвел свои войска на Арское поле.
Здесь вечером того же дня произошло ожесточенное пятичасовое сражение. Пугачев был вынужден отступить за Казанку, где значительно пополнил свои силы за счет местных крестьян. В бою за Казань на Арском поле пугачевцы потерпели жесткое поражение.
В «Истории Пугачева» А.С. Пушкин свидетельствовал: «Казанка была запружена мертвыми телами; пять тысяч пленных и девять пушек остались в руках победителя. Убито в сражении до двух тысяч, большею частию татар и башкирцев. Михельсон потерял до ста человек убитыми и ранеными…»
Этот разгром фактически оставил Е.И. Пугачева без армии, поскольку в его распоряжении остались лишь несколько сотен повстанцев, с которыми он бежал на правый берег Волги. В ходе трехдневных боев Казань сильно пострадала, главным образом от пожара, охватившего разные части города. В огне сгорело 2 190 домов, 777 лавок, 28 церквей. По свидетельству А.С. Пушкина, «…было найдено до трехсот убитых и раненых обывателей, около пятисот пропало без вести. В числе убитых находился директор гимназии Каниц, несколько учителей и учеников, и полковник Родионов». Остались нетронутыми лишь Суконная, Старотатарская и Новотатарская слободы, жители которых поддержали «императора».
Так Казань дважды сыграла ключевую роль в жизни казака Емельяна Пугачева.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.