Новости раздела

С небес на землю: Казань может стать базовым аэропортом «Аэрофлота»

Один из крупнейших российских авиаперевозчиков может начать обслуживать самолеты в МАК

Как стало известно «Реальному времени», «Аэрофлот» может открыть в международном аэропорту «Казань» собственную станцию по техническому обслуживанию самолетов. Более того: один из терминалов аэропорта «Казань» может стать базовым для национального перевозчика наряду с основной штаб-квартирой в Шереметьево.

К приезду «генерала»

Источники в авиаотрасли активно обсуждают информацию о возможном открытии линейной станции «Аэрофлота» в Казани. Новость появилась в виде слухов, однако впоследствии нашла подтверждение как в официальных документах, так и в комментариях экспертов. Слышал об этих планах, в частности, Азат Хаким, председатель совета директоров группы компаний «Тулпар». По его словам, эта информация появилась полтора-два месяца назад.

Отметим, что названные им сроки совпадают со временем визита в Казань главы «Аэрофлота» Виталия Савельева. Тогда состоялась его встреча с главой республики Рустамом Миннихановым. По результатам встречи был выпущен пресс-релиз, в котором сообщалось, что «стороны обсудили вопросы дальнейшего тесного и взаимовыгодного сотрудничества».

Адель Гатауллин, пресс-секретарь аэропорта «Казань», получив запрос «Реального времени», сначала предложил отправить его на официальном бланке редакции на имя гендиректора, подумав же чуть меньше суток, прислал ответ: «К сожалению, по Вашему запросу не имеем возможности предоставить ответ, т.к. не обладаем информацией. Предлагаем Вам обратиться в авиакомпанию «Аэрофлот».

Пресс-служба «Аэрофлота» также получила запрос, но к моменту публикации материала не предоставила своего комментария.

«Стоимость складывается в основном из дополнительного оборудования и расходов на персонал»

Однако информацию о планах по открытию линейной станции можно найти в документах «Аэрофлота». Как можно увидеть в годовом отчете компании за 2014 год, крупнейший российский перевозчик обсуждал возможности открытия линейной станции в Казани еще два года назад. Помимо этого, линейные станции должны были появиться в Калининграде, Сочи и Уфе.

Информации об открытии линейной станции хотя бы в одном из этих городов пока нет. Однако на портале закупок «Аэрофлота» можно обнаружить закупку, датированную еще ноябрем 2014 года, на ремонт офисов для линейной станции филиала «Аэрофлота» в калининградском аэропорту «Храброво».

Оценить объемы вложений не смог никто из опрошенных экспертов. По словам Петра Трубаева, гендиректора АО «ЮВТ-Аэро», этот показатель сильно зависит от вида обслуживания — оперативное оно или периодическое. Для оперативного обслуживания вложений нужно меньше. Есть зависимость, конечно, и от типа обслуживаемых судов, говорит он.

Согласен с ним и советник гендиректора «Казанского авиапредприятия» Закаржаев: «Стоимость зависит от типов воздушных судов и форм технического обслуживания. Складывается она в основном из стоимости дополнительного оборудования и расходов на персонал».

Азамат Сабиров, генеральный директор агентства AVT, считает, что открытие линейной станции — «удовольствие достаточно дорогое. Но если они выбрали именно Казань — значит, они оценили географическое положение и техническую оснащенность аэропорта».

Взять обслуживание в свои руки

Согласно федеральным авиационным правилам «Организации по техническому обслуживанию и ремонту Авиационной техники» (ФАП-145), линейная станция — подразделение юридического лица, осуществляющего техническое обслуживание или ремонт авиационной техники, создаваемое вне аэропорта дислокации основной базы на срок не менее трех месяцев. Такая линейная станция — единственное место, где организация может проводить работы по техобслуживанию самолетов.

Линейная станция нужна для более сложного технического обслуживания, чем встреча и выпуск самолетов, отмечают эксперты. realnoevremya.ru/Максима Платонова

«Линейная станция нужна для более сложного технического обслуживания, чем встреча и выпуск самолетов. Линейная станция позволит обслуживать самолеты не только в Москве — например, если самолет «ночует» в Казани», — говорит Магомед Закаржаев.

По словам Олега Пантелеева, главы аналитической службы агентства «Авиапорт», он не слышал о планах «Аэрофлота» об открытии линейной станции в Казани. Однако, поясняя, что такое линейная станция, он говорит: «Речь идет, по сути, о подготовке самолета к вылету, для чего может быть создана линейная станция, где будут расположены квалифицированные сотрудники, имеющие доступ к выполнению необходимых операций, и небольшое количество необходимых принадлежностей. Когда компания в каком-то аэропорту осуществляет много операций, некоторые работы она может выполнять силами своего дочернего подразделения, за счет чего экономятся средства. Другое дело, что в Казани, в отличие от многих других городов, услуги по наземному обслуживанию, которые могли бы быть возложены на линейную техническую станцию, предоставляются независимыми провайдерами. По количеству компаний, которые предоставляют услуги на конкурентной основе, «Казань» отличается от многих других аэропортов. Поэтому возникает вопрос, действительно ли «Аэрофлоту» сейчас нужно создавать такую станцию именно в Казани. Создавать ее нужно либо с прицелом на обслуживание сторонних компаний, либо с учетом большого собственного трафика. Если речь идет о двух-трех рейсах в день — абсолютно не факт, что этого достаточно для обеспечения рентабельности линейной станции».

Не согласен с этим мнением Азамат Сабиров: «У «Аэрофлота» около восьми рейсов в Татарстан, и в планах было увеличение частоты рейсов. Кроме того, в холдинг «Аэрофлота» входит авиакомпания «Россия» с рейсами в Санкт-Петербург, а также авиакомпания «Победа». С учетом этого количества рейсов линейную станцию для обслуживания самолетов было бы оптимально сделать в Казани. Разговоры об этом шли давно, кажется, они даже планировали какую-то базу у аэропорта забрать. Изначально Utair хотел сделать линейную станцию, но с ним не сложилось, а «Аэрофлот» к этому уже близок. Для Казани это хорошо тем, что здесь будет больше воздушных судов — и под это, возможно, будут какие-то новые рейсы открываться, если одна из крупнейших авиакомпаний в Европе откроет такую станцию в Казани».

Как пояснил Азат Хаким, председатель совета директоров группы компаний «Тулпар», «линейная станция позволяет выполнять силами собственных специалистов техническое обслуживание своих воздушных судов. Они будут нанимать специалистов, закупать оборудование, арендовать помещение. Линейная станция, как правило, обслуживает свои самолеты — для обслуживания сторонних самолетов им нужно будет расширять сертификат. Обслуживать они, скорее всего, будут «Аэробусы» и «Суперджеты» Сухого».

Хаким не поддерживает решение «Аэрофлота» по открытию линейной станции: «Это реализуемо, другой вопрос, что я не вижу в этом экономического смысла. Здесь есть эффективные предприятия, тот же «Тулпар-техник», который может делать все те работы, которая выполняет линейная станция. У «Аэрофлота» дешевле это не будет, даже дороже. У аэропорта есть все службы, которые обслуживают пассажиров. Зачем плодить свое — не вижу коммерческой выгоды. Иногда дешевле и эффективнее отдать такие вещи на аутсорсинг, а не делать все самому. Я не сторонник того, что собирается сделать «Аэрофлот». При том, что у них летает пять-шесть рейсов, я не вижу большого смысла открывать здесь линейную станцию. Но хозяин — барин».

Отметим, в группу компаний «Тулпар», которой руководит Азат Хаким, входит и подразделение по техническому обслуживанию судов — «Тулпар-техник» (периодическое обслуживание Як-40, CRJ100/200, оперативное обслуживание Boeing 737, Airbus A320, Global 5000, Challenger 300). Как считает Магомед Закаржаев, советник генерального директора «Казанского авиапредприятия», линейная станция «Аэрофлота» создаст определенную конкуренцию структуре «Тулпар-техник». «В то же время существенных сложностей у «Тулпар-техник» не появится, просто часть работ, которые выполняла эта компания, «Аэрофлот» будет выполнять сам», — говорит он.

«Тулпар», видимо, станет единственной компанией, на которой могут сказаться планы «Аэрофлота»: согласно данным официального сайта «Тулпар-техник», одним из клиентов является авиакомпания «Россия», входящая в группу «Аэрофлот». Также в число клиентов «Тулпара» входят «ЮТэйр» и S7.

Интересно, что конкурентов у «Тулпара» в Казани, можно сказать, нет. По словам Петра Трубаева, генерального директора АО «ЮВТ-Аэро», «на территории аэропорта «Казань» обслуживанием судов сейчас занимаются «ЮВТ», «Тулпар», также определенные виды работ выполняет КАПО».

В группу компаний «Тулпар» входит и подразделение по техническому обслуживанию судов — «Тулпар-техник». realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Больше не будет

Что касается слухов о том, что «Аэрофлот» собирается сделать казанский аэропорт вторым базовым (сейчас базовый аэропорт национального перевозчика — московское «Шереметьево»), то точной информации об этом пока нет.

Азамат Сабиров, глава агентства AVT, не исключает такую возможность. «Вполне возможно, что казанский аэропорт станет вторым базовым, когда авиакомпания «Россия» полностью сформируется. Казань им дает положительный рост, объем перевозок растет. «Аэрофлот», видимо, хочет от этого куска забрать свою долю — и линейная станция емупоможет в этом плане», — говорит он.

По словам Азата Хакима, если «Казань» и станет вторым базовым аэропортом «Аэрофлота», то это вряд ли приведет к расширению полетной программы: «Что касается базового терминала, они, скорее всего, арендуют часть терминала у аэропорта. На увеличение количества рейсов это никак не повлияет. Пассажиропоток — он такой, какой есть. Новых рейсов не предполагается, и дешевле они тоже не станут», — говорит он.

Согласен с ним и Трубаев, глава «ЮВТ-Аэро»: «Не собираются ли там делать хаб на базе «Аэрофлота» — вопрос не ко мне. Но, думаю, в аэропорту «Казань» достаточно крупных перевозчиков, в том числе — международных, да и «Аэрофлот» уже летает».

Такого же мнения придерживается и Олег Пантелеев: «На мой взгляд, говорить о том, что аэропорт Казани может стать вторым базовым для «Аэрофлота», не приходится. Базовый для них был, есть и будет аэропорт «Шереметьево», в котором осуществляются все стыковки. А у дочерней компании «Аэрофлота» — авиакомпании «Россия» — ситуация несколько другая. Она создана на базе других авиакомпаний — собственно «России», «Оренбургских Авиалиний» и «Донавиа». У этой «дочки» есть основная операционная база в Санкт-Петербурге, а также Оренбурге и Ростове-на-Дону. Предполагать, что потребуется еще одна дополнительная база для того, чтобы работать из Казани ,– я оснований не вижу. Хотя нужно признать, что казанский рынок относительно неплохо перенес кризис. Несмотря на сокращение объемов перевозок, удалось сохранить неплохую маршрутную сеть и неплохой пассажиропоток».

В последний год усилилась рекламная активность «Аэрофлота» в Казани. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Вместе с тем, стоит отметить, что в последний год усилилась рекламная активность «Аэрофлота» в Казани. Так, в конце декабря и середине марта «Аэрофлот» стал организатором шоу на стенах Казанского кремля. В декабре шоу проходило в городах базирования дочерних авиакомпаний «Аэрофлота» (Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Владивостоке), а также — в Казани и Сочи, в марте — в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке и Казани. Недавно, кроме того, на одном из домов в районе Танкового кольца появился новый рекламный логотип авиакомпании «Россия» — официально еще не использующийся.

«Аэрофлот» летает из Казани исключительно в Москву. Дочерние компании «Аэрофлота» также не отличаются разнообразной картой полетов: «Россия» летает в Санкт-Петербург и Симферополь, «Победа» неожиданно не открыла рейс в Москву — из Казани она летает только в Сочи и Анапу.

Максим Матвеев

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров