Новости раздела

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство Крымского ханства

Из истории крымских татар, династии Гераев и потомков Джучидов

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство Крымского ханства
Фото: использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

Одним из крупнейших государств, наследников Золотой Орды, было Крымское ханство — часть большого этнокультурного пространства на обширном участке Евразии. Ханы из крымской династии Гераев являлись потомками Джучидов, поэтому их представители правили в Казанском и Астраханском ханствах. Институт истории им. Марджани выпустил новое издание пятитомника «История крымских татар». Третий том посвящен одному из ключевых исторических этапов развития этого народа — периоду Крымского ханства (XV—XVIII вв.). Полных и завершенных исследований по крымским татарам до сих пор не было, новая книга татарстанских авторов заполняет некоторые пробелы в истории этого тюркского народа.

14.6. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Искусство (музыка, театр, декоративное искусство) Крымского ханства во второй половине XV века переживает высокий взлет, который продолжается в последующие три столетия в условиях турецкого протектората. Этому взлету способствовали определенные условия, сформировавшиеся в социальной, экономической, государственной, правовой системе общества, всей его духовной культуре.

Во времена Крымского ханства высокого расцвета достигают декоративное искусство, музыка, развиваются театральное искусство, литература. С. Червонная отмечает, что искусство становится «вполне сопоставимым с европейским Возрождением и по аналогии с ним нередко называемым «мусульманским Ренессансом». Уже с начала XIII в. в Крыму наблюдалось стремление к мусульманской культуре, широкие горизонты которой открылись для крымцев с завоеванием Крыма Османской империей в 1475 году. Необходимо отметить, что «завоевание» турками-османами полуострова не внесло какого-либо негативного перелома в общую историю и развитие культуры крымцев. Начинает расширяться не только географический ареал распространения мусульманской архитектуры в Крыму, но и типы архитектурных сооружений: культовые мечети, мавзолеи-дюрбе; светские медресе, бани, кофейни и т. п.

Их стиль свидетельствует об исключительной открытости крымцев к различным влияниям культур народов, населявших южное побережье, от Анатолии и Ближнего Востока до современной Италии. Но при всем разнообразии влияний основным ориентиром становится мусульманская, в основном османская архитектурная традиция, определившая на долгие годы облик крымских городов.

С 1532 г. столицей Крымского ханства и одним из центров крымской мусульманской культуры становится Бахчисарай, который в XVII—ХVIII вв. достигает своего расцвета. Согласно письменным источникам, в государстве процветают религия, духовность и культура, получают развитие светское просвещение, суфийская поэзия, монументальная архитектура.

realnoevremya.ru

Расцвет архитектуры и строительной деятельности в Бахчисарае приходится на правление хана Сахиба Герая (1532—1551). При нем был заложен «дворец-сад» Бахчисарай, ханская резиденция, функционировавшая до конца XVIII в. Дворец многократно перестраивался и обновлялся в соответствии с веяниями времени. На протяжении веков в его архитектуре отражались различные влияния: османское, персидское, западноевропейское барокко. Территория, включавшая дворцовые, культовые, хозяйственные постройки, сады, фонтаны, занимала просторную террасу в излучине реки Чурук-Су и была первоначально гораздо шире, чем нынешняя территория музея-заповедника. Как в любой ближневосточной столице, и в Салачике, и в Бахчисарае возводились обязательные архитектурные сооружения, подчеркивающие статус города, в число которых входили дворец правителя, усыпальница правящей династии, соборная мечеть и медресе при ней, а также общественное сооружение, построенное ханом на собственные средства для блага горожан.

Распространению ислама в Крыму сопутствовало сооружение мечетей, возведение которых становится утверждением присутствия ислама на этой земле, маркером культурного отличия жителей данной местности от «иноверцев». В Крыму сложился свой архитектурны стиль, не такой богатый и величественный, как в соседней Османской империи: «более скромный, тихий, с некоторой приглушенностью религиозной ноты, с эмоциональной сдержанностью и чувством меры и в то же время с тем эстетическим модулем понимания человека как меры вещей, который в истоках своих восходил к античному художественному наследию Крыма».

В 1552 г. в Гезлеве (ныне Евпатория) турецкий зодчий Ходжа Мимар Синан сооружает мечеть, структурно повторяющую монументальные мечети Стамбула. Сохранившаяся до настоящего времени мечеть Джума-Джами представляет собой в плане квадрат. Ее центральный пролет перекрыт большим, 11,5 м в диаметре, сферическим куполом, в основании которого устроено 16 окон. Всего в здании 59 окон, заполняющих ярким светом интерьер. Открытые галереи, окружающие здание с трех сторон, придают особую легкость сооружению. Завершающим акцентом и образным выражением стабильности, нерушимого покоя, замкнутости пространства, цельности стали четыре высоких минарета, возносящихся в небо. К сожалению, от минаретов, простоявших почти триста лет, рухнувших и разобранных в 1830-х годах, остались лишь граненые основания, на которых и были возведены ныне существующие 35-метровой высоты двенадцатигранные, с резными балконами-шерфе. В отличие от своих построек на территории Османской империи, в Крыму Синан создал мечеть по ее параметрам значительно скромнее, более камерной, уютной, соразмерной «человеческой мере вещей», как и в целом Крымскому полуострову. В соборной мечети Джума-Джами, находившейся на пути к ханскому дворцу в Бахчисарай из Стамбула, в течение двух веков крымские ханы короновались на престол и оставляли свои подписи на грамоте, хранившейся здесь же.

использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

Однако характерный облик аулов и мусульманских кварталов новых городов Крыма своим силуэтом определила построенная в 1532 г. на территории ханского дворца в Бахчисарае мечеть Хан-Джами, которая представляла собой тип мечети в творчески освоенных традициях османской архитектуры. Позже этот тип мечети претерпел местные изменения: вместо двух минаретов устанавливался один, реже применялись открытые аркады, внутреннее помещение выполнялось зального типа с ровным (без перепадов) потолком. Однако неизменно общими остаются: прямоугольный план, наличие в строении двух ярусов, четырехскатная черепичная крыша с сильно выступающим карнизом. Многократно в крымской архитектуре станут повторяться стройные и выразительные белокаменные башни-минареты Хан-Джами с их многочастной композицией, имеющие цоколь в основании, круглую базу, многогранный ствол, ажурный балкон-шерфе, украшенный каменной резьбой, коническое завершение с алемом и опрокинутым вверх полумесяцем.

Соборные мечети олицетворяли собой духовное единство членов городской общины, там утверждались нормы порядка и морально-эстетические положения ислама. Каждый пришелец, прежде чем пользоваться привилегиями горожан, должен был прийти в соборную мечеть и тем как бы подтвердить свое безусловное подчинение всем требованиям местной духовной и светской власти. Квартальные же мечети были настоящими мужскими клубами.

Посредством строительства мусульманских культовых сооружений правители и знать зачастую стремились увековечить свое имя. В Крыму было немало мечетей, наглядно представлявших эпоху Средневековья, насыщенную важными историческими событиями, доносивших из глубины веков имена правящих ханов. Эти сооружения воплощали в себе культурные, политические и экономические связи полуострова с различными регионами исламского мира.

Дюрбе. использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

Другим типом культового сооружения в Крымском ханстве являлись мавзолеи-дюрбе, представлявшие собой сооружения над могилами правителей, членов их семей, высокопоставленных лиц, богатых и влиятельных граждан, духовных служителей, отличавшихся своей праведной жизнью или ученостью. Сооружение дюрбе над могилой считалось оказанием большой чести для покойника. Традиционно во времена Крымского ханства дюрбе имели четырех-, чаще восьмигранную форму в основании, поддерживающую купол. Несмотря на небольшие размеры, они выглядели достаточно монументально. Снаружи дюрбе обычно облицовывали камнем, а внутри штукатурили. Основным материалом в сооружениях служил известняк. В более ранних постройках при входе устраивался портал с пышной резьбой в сельджукском стиле, являвшийся наследием золотоордынского периода. Как правило, в каждом таком сооружении устроен склеп, в котором и находится захоронение. Вход в него, располагавшийся преимущественно с восточной или южной стороны, заделывался или закладывался плитой. В верхнем помещении на полу воздвигался надмогильный памятник в виде каменного или деревянного саркофага, иногда с надписью, датирующей время смерти погребенного. Полы здесь застилали коврами, устанавливали большие бронзовые подсвечники, курильницы, в нишах лежали книги. Кладбищенские служители сидели у гробниц, читая Коран. Дюрбе являлись местом, куда приходили паломники и больные, чтобы помолиться за упокой души чтимых умерших и попросить у них помощи и исцеления.

Наряду с культовой архитектурой, в XVI веке в Крыму получают распространение и сооружения светского характера: дворцовые и жилые постройки, здания общественного и государственного (просветительского, хозяйственного) назначения. Именно в это время в Бахчисарайском дворце строится Зал Совета и Суда, при мечетях сооружаются медресе, в жилых кварталах бани, служившие не только для целей санитарии, но и являвшиеся своего рода местом общения; множество кофеен. В крымских городах появляется подземная система водоснабжения («кяриз»), состоящая из накопительных колодцев, находившихся далеко за городскими стенами и соединенных между собой вырубленными в известняке галереями, снабжавших не только многочисленные уличные фонтаны и источники, но и городские бани. Ведется обширное дорожное и портовое строительство, укрепляется система коммуникаций полуострова с материком, проводятся геологические изыскания, которые должны были способствовать развитию местных видов сырья.

использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

Свой политический и культурный расцвет молодое Крымское ханство переживает при сыне Хаджи Герая Менгли Герай-хане выдающемся политике, дипломате, высокообразованном человеке, дружившем с московским великим князем Иваном III. Первым зданием в Ашлама-Сарае он распорядился построить высшее учебное заведение Зынджирлы-медресе (1500 г.) как «центр учености». В наши дни это уникальный архитектурный памятник, старейшее высшее учебное заведение как на территории Крыма, так и в Восточной Европе. При входе в мечеть Менгли Герай приказал низко повесить цепь (зынджир):

«Я приказал повесить в дверях эту цепь, чтобы каждый, кем бы он ни был, при входе в этот священный храм науки склонял свою голову, выразив таким образом свое уважение к науке».

Каменное здание почти квадратного плана. Строгие боковые и дворовые фасады скупо оживляют небольшие окна. Главный восточный фасад имеет лишь входную дверь и вмонтированную над ней каменную плиту с надписью: «Это медресе при помощи Всеблагого Бога приказал построить Менгли Герай-хан, сын Хаджи Герай-хана, да продлит Бог царство его до скончания века. 906 г.» (1500 г. РХ).

Надпись над входом в Зынджирлы-медресе. использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

Внутренняя планировка состоит из большого четырехугольного двора, окруженного крытыми галереями, в которых расположены тринадцать комнат для студентов-сохтов и одна, более просторная, для общих занятий. Галереи перекрыты десятью плоскими куполами. Аркады и купола через паруса, опирающиеся на столбы и стены, создают интересный и уютный интерьер с открытым двориком и фонтаном. Такая планировка способствовала организации замкнутого, отгороженного от мирской суеты отрешенного мира, лучшему усвоению божественных наук. Это небольшое и скромное помещение служило в течение нескольких веков центром крымскотатарской культуры и просвещения. В полный курс Зынджирлы-медресе входили такие предметы, как турецкая и арабская грамматика, каллиграфия, арифметика, наука о нравственности, логика, наука о стихосложении, мусульманское право, богословие, учение Корана и Сунны. Кроме того, в программу обучения входили медицина, астрономия, история, физика и другие науки. Фактически это был университет с мировым именем, из стен которого вышло немало высокообразованных личностей, общественных деятелей, ученых и писателей. В нем работали многие знаменитые ученые, в том числе крымскотатарские историки: Реммаль Ходжа (XVI в.), Абдулвели-эфенди и Хейр-заде-эфенди (XVII в.), Мухаммед Риза (XVIII в.), известный философ Абдул Азис-эфенди (XVII в.). Зынджирлы-медресе функционировало на протяжении четырех веков, вплоть до конца XIX в. К сожалению, крымских медресе сохранилось не так много, что затрудняет возможность детального представления их архитектуры.

Если медресе были храмами науки и просвещения, то такие заведения, как бани и кофейни, служили не только сообразно своему прямому назначению, но также являлись и своеобразными клубами, местом отдыха и встреч, где друзья и деловые партнеры могли часами обсуждать новости и различные дела.

Часто в целях благотворительности ханы, члены их семей или высокопоставленные лица возводили в городах общественные бани. Так, в 1532 г. в ознаменование вступления на престол хана Сахиба Герая в Бахчисарае возле мечети Хан-Джами была заложена одна из первых общегородских бань «Сары-Гюзель» («Белокурая красавица»), функционировавшая почти 400 лет, вплоть до 1924 г. Согласно сведениям Эвлии Челеби, в 1666 г. он насчитал в Бахчисарае четыре бани, в Гезлеве пять вместе с ханской, причем одну из бань уже в XVII в. называли «Старой». В бахчисарайских реестрах ханских времен указывалось, что в городе функционировало десять бань.

Об устройстве бань в Крымском ханстве можно судить по реконструированной ныне бане «Сары-Гюзель». Баня была устроена по принципу турецкого хаммама. Как и многие бани в Крыму, здание делилось на две половины: мужскую и женскую, со входами с противоположных сторон. Каждая половина состояла из раздевальни, в которой установлен фонтан с прохладной водой, теплых помещений для мытья, имеющих по периметру мраморные лавки и раковины с кранами, горячего массажного зала с каменным помостом. Вода поступала в моечные помещения по свинцовым трубам. Обогрев производился посредством сложной системы отопительных каналов, расположенных в массивных стенах либо под полом. Повышенный комфорт создавался благодаря интерьерам. Пучки дневного света проникали сквозь небольшие круглые отверстия в куполах, покоящихся на стрельчатых конхах, создавая иллюзию звездного неба. Пол, скамейки, фонтан, массажные столы были выполнены из привозного белого мрамора. Перед баней устраивались уютные крытые дворики для отдыха со скамьями и фонтанами.

использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

Во второй половине XVI века во все аспекты жизни крымскотатарского общества проникает культура потребления кофе, которая впоследствии стала национальной традицией, а кофейная церемония — символом гостеприимства. Повсюду в крупных городах открываются кофейни (кофейхане), ставшие местом встреч по интересам и приятного времяпровождения. Здесь за чашечкой кофе посетители вели спокойные дружественные беседы, играли в шахматы, просто отдыхали. По вечерам кофейню мог посетить народный сказитель и, собрав вокруг себя слушателей, рассказывать старинные и собственные дестаны. Случались и представления «театра теней», традиция которого пришла в Крым из Османской империи. Большое значение придавалось оформлению интерьера заведения: специальная посуда (фильджаны, подстаканники «зарф», джезве, подносы), низкие диванчики, покрытые килимами, расшитые подушечки «миндер», столики «къона» и другое.

К XV веку в Крыму на основе местных традиций сформировались основные конструктивные типы народного жилища крымских татар, а на основе привнесенных исламом обычаев — планировка и интерьер, соответствовавшие новому мусульманскому мировоззрению. Это отразилось в разделении жилых помещений для проживания и приема гостей (не имевших права встречаться с женской половиной семьи), устройстве окон, выходящих во внутреннюю часть двора (а не на улицу), балконов с густой решеткой (къафес), верхних маленьких окошек с витражами и т. п. На организации внутреннего пространства жилища сказались обычаи кочевых племен, проживавших в юртах: покрытие пола войлоком, размещение вещей на виду по периметру помещения, минимум мебели, масса декоративного шитья, низкая мебель в соответствии с традицией сидеть на полу.

Влияние Османской империи на городскую культуру Крыма, в частности народное жилище, проявилось в строительстве двухэтажных домов с выступающим вторым этажом на косых деревянных подпорках, упирающихся в стену. Крыши покрываются черепицей и выступают от стены широким навесом, который украшается геометрическим орнаментом из тонких деревянных планок. Над каминами выводятся высокие призматические трубы, входные двери украшаются металлическими кольцами на резной бронзовой дощечке. В интерьере устраиваются пристенные камины и используется низкая мебель. В богатых домах используются ковры, ширмы, сундуки, диваны, устраиваются фонтаны внутри помещений. В качестве украшений под потолком помещаются небольшие окошки с цветным стеклом, вставленным в узорные гипсовые рамы.

использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

Патронат Османской империи способствовал проникновению в Крым османского искусства, традиции которого оказались в приоритете не только в архитектуре, но и ремесленном производстве. Поступающие из Османской империи и Персии ткани, ювелирные изделия, книги, посуда становятся образцами для подражания и творческой интерпретации мастеров. Приобретают популярность арабские надписи и цитаты из Корана на изделиях декоративно-прикладного искусства, в качестве самостоятельного элемента оформления ювелирных изделий либо органично вплетаются в орнаментальные структуры вышивок. Орнаментальное искусство в силу географических, историко-социальных и этнических реалий неразрывно сплетается с искусством ближнего мусульманского Востока, начиная с Турции, Закавказья и до Персии, Египта, а также Италии, Испании и Прибалтики. Получает распространение стиль «хатаи», применяющий цветочный орнамент, мотивы и формы базисного стиля «руми». Этот стиль в силу своих художественных достоинств и отсутствия идейно-религиозной окраски, универсальности и общедоступности получил широкое распространение не только среди мусульманского, но и христианского населения. Пышность и праздничность композиций этого стиля соответствовали художественным предпочтениям XVI—XVIII вв. Он широко применяется во всех видах декоративно-прикладного искусства, а также в книжной графике.

Единственным памятником крымскотатарской графики периода Крымского ханства, дошедшим до нашего времени, являются грамоты, украшенные туграми. В Крыму тугры, обрамленные цветочно-растительным орнаментом и нашедшие наибольшее употребление на государственных актах, украшали мохаббат-наме (послания) и шерт-наме (договорные грамоты), а также размещались на общественных зданиях, ювелирных украшениях, монетах. «Декоративный эскорт крымских тугр демонстрирует замечательные образцы татарской орнаментальной графики, особенно ценные тем, что они и по композиции, и по стилистике узоров, и по цветовой гамме выразительно отличаются от образцов других школ восточной орнаментальной графики и составляют самостоятельную крымскотатарскую школу, по сути, ранее неизвестную исследователям восточного искусства». Классический облик крымской тугры, отличающий ее графику, вырабатывается крымскими рассамами и хаттатами ко второй половине 30-х годов XVII в.: динамизм линий, «соотношение изменчивой толщины линии с силуэтом тугры», контраст вертикальных и горизонтальных линий. Декоративное оформление тугры демонстрирует замечательные образцы крымскотатарской орнаментальной графики: сочетание золотом выполненных линий тугры с тончайшими линиями окружающего ее растительного орнамента, выполненного в нежных тонах и различных цветовых комбинациях. В орнаментальное сплетение тугры художник включает реальные и вымышленные цветочные мотивы, разнотравье степи и предгорий крымской земли: бутоны шиповника, тюльпаны, розы, гвоздики, шафран, типчак, тимьян и др. Присутствуют здесь и «иноземные» изображения, такие как лотос, лист пальмы, китайские «облака» и «дракончики». В конечном итоге тугра как специфическое художественное произведение организовывала пространство государственных грамот, являясь центральным звеном их художественной структуры, а все элементы композиции в совокупности составляли символику модели Вселенной.

Авторский коллектив Института истории им. Ш. Марджани
ОбществоИсторияКультура

Новости партнеров