Уфимские татары — исконные жители Приуралья и основатели Уфы, часть 1
Уфа была заселена в конце XVI века, согласно самым ранним источникам. К тому времени у крепости уже была татарская слобода, население которой проживало здесь еще со времен Казанского ханства. По этой причине местных татар часть исследователей относит к основателям Уфы — подробнее об этом в дзен-канале «Татарский мир» Института истории им. Ш. Марджани АН РТ пишет доктор исторических наук, заведующий отделом истории Поволжья и Приуралья Радик Исхаков.
Наиболее раним источником по истории Уфы является «Отводная книга по Уфе». Она включает коллекцию документов об отводе (размежевание и передача в поместье) земель по Уфе с начала 1590-х гг. до 1624 г. Согласно этому источнику, первые отводы земель для жителей города произошли в 1591 г. Таким образом, Уфа была заселена не ранее конца 1580 — начала 1590-х гг. В этом источнике фиксирует наличие в окрестностях Уфимской крепости татарской слободы на реке Урюзя (совр. территория Уфы).
Слободские уфимские татары
Слободские уфимские татары как особая группа отмечены в отводных документах 1591 г., то есть татарская слобода уже существовала к этому времени. Если о времени появления городского населения Уфы можно делать однозначные суждения — это были служилые люди из Центральной России и Среднего Поволжья переселенные сюда вскоре после возведения Уфимской крепости, то со слободскими татарами все не так однозначно. Обратимся к документам отводов поместных дач по Уфе в 1591 г. В этом году поместными окладами были пожалованы «уфимские вожи слободские татаровя без хлебного жалования Шугарко Коккузов и Игиличко Земанов. Дано им государева жалованья пашни на Великом поле по той же реке под Высоким же бугром подле Шугуровы же да Игиликовы пашни по 4 чети в поле человеку, а в дву потому ж, оклад их сполна». Итак, за службу двум слободским татарам были отведены участки пашни по 4 чети. Здесь же указывалась в чем заключалась их служба — они были возжи, то есть служилые люди, выполнявшие функции проводников в дальних походах. Возжами служили лица из местного населения, хорошо знавшие географию и жителей данного региона. Это может говорить о том, что слободские татары Шугарко Коккузов (Шугур Коккузов) и Игиличко Земанов (Иглич Заманов) проживали здесь еще со времен Казанского ханства.
Слободские татары проживали здесь еще со времен Казанского ханства.
Первый из них Шугур Коккузов. Это фигура деятельная и неординарная, фиксируется и в других исторических документах данной эпохи. Ш. Коккузов принимал участие в строительстве Уфимской крепости, в 1601 г. в числе «уфимских татар» и «табынцев» состоял в дипломатической миссии к сыновьям сибирского хана Кучума, принимал участие в переходе на московскую службу будущего касимовского царя Араслана Алексеевича. Заметная роль Ш. Коккузова в дипломатических отношениях с сибирскими чингизидами может свидетельствовать о его тесной инкорпорации в татарскую клановую структуру и заметном влиянии среди представителей татарской аристократии.
Можно предположить, что уфимские татары являлись наследниками Ак Идель улуса Казанского ханства, проживавшими здесь еще во времена Казанского ханства и Золотой Орды. О том, что земли по р. Белой со времен Золотой Орды были населены мусульманами из Булгарского улуса, говорят и письменные источники. Уфимские татары были представителями оседлого мусульманского населения с развитой традицией земледельческого хозяйствования. Еще до земельного отвода 1591 г. слободские татары Шугур Коккузов «с товарищи» распахали не менее 140 десятин пашни, часть из которой в результате размежевания была передана в дальнейшем уфимским служилым людям. В конце XVI в. слободским татарам в качестве жалованья за службу было отведены поместья: «Иткулу Бехтемирову, Сабанче Чилпанову, Исенбулату Коземанову, Игебердею Безгозеву, Шугуралею Кокузову «пашни на Великом поле по той же реке под Высоким же бугром подле Шугуровой же, да Игиликовой пашни по 4 чети в поле человеку».
Таким образом, функции слободских татар сводились не только к военно-дипломатической службе, но и заключались в частичном обеспечении Уфимской крепости хлебом.
Другой важной формой хозяйственной деятельности уфимских татар была торговля. В грамоте из Приказа Казанского дворца верхотурскому воеводе Д.И. Миславскому и подьячему В. Шестакову от 15 ноября 1633 г. сообщалось, что «татаровя и казанские и уфимские татаравя ж» занимались скупкой «мягкой рухляди» (мехов) у ясачных людей Уфимской волости Верхотурского уезда.
Возможно, схожие функции представители данной социальной группы выполняли и в период Казанского и Ногайского господства. Как известно, в районе Уфы до строительства русской крепости находился крупный военно-административный центр Золотой, а впоследствии Ногайской Орды, посредством которого контролировались перевозы на р. Белой и тракты, соединявшие Среднее Поволжье и Сибирь, а также значительную территорию Западного Приуралья. Естественным условием поддержания жизнедеятельности крупного городского центра было наличие оседлого земледельческого населения, которое могло обеспечить его продовольствием и организовать оборону в случае военной угрозы.
Продолжение следует.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.