Новости раздела

Культовая архитектура Крымского ханства: устройство однокупольной мечети

Из истории крымских татар, династии Гераев и потомков Джучидов

Культовая архитектура Крымского ханства: устройство однокупольной мечети
Фото: realnoevremya.ru

Одним из крупнейших государств, наследников Золотой Орды, было Крымское ханство — часть большого этнокультурного пространства на обширном участке Евразии. Ханы из крымской династии Гераев являлись потомками Джучидов, поэтому их представители правили в Казанском и Астраханском ханствах. Институт истории им. Марджани выпустил новое издание пятитомника «История крымских татар». Третий том посвящен одному из ключевых исторических этапов развития этого народа — периоду Крымского ханства (XV—XVIII вв.). Полных и завершенных исследований по крымским татарам до сих пор не было, новая книга татарстанских авторов заполняет некоторые пробелы в истории этого тюркского народа.

Наиболее хорошо изучен михраб мечети, сохранившийся до наших дней и чрезвычайно подробно описанный В.П. Кирилко. Михраб располагался по центру южной стены и снаружи был оформлен полукруглым выступом (рис. 11.5). Ниша михраба была семигранной в плане со скругленными стыками плоскостей и треугольной конхой, заполненной тремя рядами сталактитов, увенчанных полукуполком стрельчатого абриса (рис. 11.6, 12.4,7). По краям ее находились трехчетвертные колонки, из которых первоначальный облик имеет восточная, а западная является новоделом. Восточная колонка цилиндрическая с двухъярусной капителью с резьбой в виде плетенки из растительных побегов (рис. 11.6, 12.1,5). В.П. Кирилко отмечает, что она имеет параллели в архитектурном декоре мечети «Узбека» (1314 г.), медресе Инджибек-хатун (1333 г.) в Солхате и в портале армянского монастыря Сурб-Хач (1358 г.). Снаружи ниша обрамлена профилированным наличником, орнаментированным с боков и сверху рельефом в виде «сельджукской цепи». Судя по черновому чертежу неизвестного автора из архива ГНМА (рис. 11.6), по сторонам конхи находились круглые розетки или диски. Таким образом, оформление михраба, как и в мечети Колеч, действительно можно отнести к сельждукской декоративной традиции.

Рис. 12. Мечеть в Шейх-Кой: 1 — восточная капитель михраба (ГНМА, 1928, КПнвф 1143/3, по В.П. Кирилко, 2016а). 2 — надпись над входом (из архива негативов БИКАМ3, ф–165, по Мирас…, 2016); 3 — южная стена, современный вид; 4 — михраб, общий вид с севера; 5 — восточная капитель михраба; 5 — западная капитель михраба; 6—7 — михрабная ниша (фото А.Г. Герцена). использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

К постройкам с единым купольным пространством относится мечеть в Арабате, крепости, расположенной в северо-западной части Керченского полуострова на берегу Азовского моря у основания Арабатской косы. В настоящее время здание полностью разрушено, но в архивах БИКАМЗ имеется ее план и фотографии 20-х гг. (рис. 13). «Башню Арабат» описывает Эвлия Челеби, но мечети тогда в крепости не было. П.С. Паллас, оставивший описание поездки по Крыму в 1793—1794 гг., считает мечеть самым выдающимся зданием крепости: «В крепости видны только: каменная хорошо построенная мечеть с минаретом, плохой дом коменданта и несколько солдатских помещений, частью под землей, частью под валом». Мечеть, скорее всего, была заложена при хане Арслане Герае, правившем Крымом с 1748 по 1756 год и восстановившем крепости Ор-Капы и Арабат. Возможно, строительство было закончено позже, так как она посвящена хану Мустафе III (1717—1774 гг.). Об этом пишет В.Х. Кондараки, посетивший Арабат в 1883 году: «Из надписи, находящейся над дверьми оной [мечети], явствует, что она построена султаном Мустафою III, почему и его именем называется. Внутри мечети на стенах написаны имена владеющаго тогда в Крыму хана Арслан Герая и ближних его».

Постройка имеет в основании квадрат со стороной примерно 10,5 м. Высота призматического основания невелика, около 4,5 м, общая высота — около 8 м. Второй ярус здания образует восьмигранный барабан, крыша не сохранилась, и на фотографии виден лишь внутренний сферический купол. Опирался он, судя по плану, на тромпы. В стенах были сделаны стрельчатые окна, которые располагались в два яруса: по два окна в нижнем и по одному в верхнем. Михраб мечети небольшой, полукруглый в плане, полностью заглублен в южную стену. Минарет, вероятно, был пристроен к юго-западному углу. В XX в. в довоенные годы здание мечети использовалось под клуб, затем она была взорвана.

К подгруппе однокупольных мечетей можно отнести Малую дворцовую мечеть Бахчисарайского дворца. Она была построена в 1741 г. по приказу хана Селямета Герая на месте более древней, сгоревшей при пожаре 1736 г. Имя хана и дата окончания строительства высечены на мраморной доске над входом. Здание мечети прямоугольное в плане, вытянутое по оси запад — восток (рис. 14.1). Снаружи она представляет собой постройку призматической формы с небольшим восьмигранным барабаном купола (рис. 14.2).

Раньше купол был покрыт свинцом, а в настоящее время — черепицей.

Фасад мечети скрыт стеной Бассейного и Фонтанного двориков. Из Фонтанного дворика в нее ведет вход, украшенный резными розетками и сельджукскими орнаментами. Внутренние размеры зала — 5,5 х 2,9 м. Центральная часть его перекрыта куполом, опирающимся на подпружные арки (рис. 14.3). Переход к куполу осуществляется с помощью парусов. Боковые части помещения перекрыты коробовыми сводами (рис. 14.4). В южной стене находится полукруглая в плане михрабная ниша с треугольным сталактитовым завершением. Расположенные в семь ярусов сталактитовые пояса венчает ребристый полукуполок. Окружает нишу плоская, выделенная краской прямоугольная рама, украшенная виньетками (рис. 14.6).

Рис. 13. Мечеть в Арабате: 1 — литография О. Раффе с изображением крепости, на дальнем плане видна мечеть (по Демидов А. Н., 1853); 2 — план (из архива негативов БИКАМ3, № 1468); 3 — вид с юго-запада (ГНИМА. ОФ 6088-003, по Мирас…, 2016); 4 — вид с запада, фото 1928 г. (Фонды БИКАМ3. Ф–523, по Мирас…, т. 1, 2016). использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

Освещение зала осуществляется при помощи окон различной формы. В восточной стене прямоугольное окно, выходящее во двор, расположено достаточно низко, как бы в первом ярусе. Окно в западной стене тоже прямоугольное, но находится высоко, почти под крышей. Еще два окна с фигурным арочным завершением расположены в южной стене под коробовыми сводами. Все окна витражные, с растительными орнаментами. Над михрабом сделано круглое окно с витражом в виде шестиконечной звезды. Снаружи все окна забраны решетками. Роспись стен была расчищена в начале XX в. при производстве реставрационных работ архитектором Некрасовым. Под слоем белой извести были вскрыты клеевые росписи, имитирующие облицовку стен под серый мрамор. В 1960—1964 гг. в результате реставрационных работ роспись была восстановлена. В настоящее время это узор из прямых широких линий светло-серых, черно-серых и зеленых тонов (рис. 14.5). На подпружных арках полосатая раскраска должна, вероятно, имитировать византийскую кладку из чередования полос камня и кирпича.

Рис. 14. Малая мечеть в Бахчисарайском дворце: 1 — фрагмент плана Бахчисарайского дворца У. Гесте, 1798 г.; 2 — вид с юго-запада; 3 — купол; 4 — коробовый свод; 5 — интерьер; 6 — южная стена с михрабом (фото автора). использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

Малая мечеть Бахчисарайского дворца, при всей скромности размеров, по архитектуре является более сложным сооружением, нежели рассмотренные выше однокупольные мечети. Перекрытие, состоящее из купола и двух коробовых сводов, позволяет отнести ее к переходной форме от зданий с единым помещением, перекрытым куполом (single unit mosque по А. Курану), к сложным многокупольным мечетям.

Как отмечалось выше, тип однокупольных мечетей появился в Малой Азии уже при Сельджуках Рума. В дальнейшем эта традиция была продолжена в период бейликов и раннеосманский период, когда были построены Хаси Озбек в Изнике (1333—1334), Алаеддин-бей-Джами в Бурсе (1330-е гг.), Орхание-Джами в Билеждике (XIV в.), Ибн Наджар-Джами в Кастамону (1353 г.), Орхан Гази в Гебзе (середина XIV в.); Хюдавендигяр в Берамкале (вторая половина XIV в.); Хока Ядигар в Инёню (1379); Мурад-паша-Джами в Бурсе (1378 г.), Ешиль-Джами в Изнике (1378—91), мечеть (текие) Якуба Челеби в Изнике (конец XIV в.), Йилдирим Байезид в Мудурну (конец XIV в.), Ильяс-бей-Джами в Балате (1404 г.) и др. Здания простейшей планировки, такие как Феррух-Шах в Акшехитре, Орхание-Джами в Билеждике, Орхан Гази в Гебзе, Хока Ядигар в Инёню, Ильяс-бей-Джами в Балате, состоят из одного купольного зала (рис. 15. 1, 3, 5, 7, 8). Однако большинство однокупольных мечетей имеют портик, перекрытый сводами различной конструкции или небольшими куполами (рис. 15. 2, 4, 6, 9, 10). По мнению Е.И. Кононенко, такая планировка лежит в основе всей последующей османской культовой архитектуры. «Развитие именно этой композиции станет основой формирования «большой османской мечети», олицетворяющей собой всю турецкую мусульманскую культовую архитектуру вплоть до XXI в.».

Рис. 15. Купольные мечети Турции раннеосманского периода: 1 — Хаси Озбек в Изнике; 2 — Алаеддин-бей-Джами в Бурсе; 3 — Орхание-Джами в Билеждике; 4 — Ибн Наджар-Джами в Кастамону; 5 — Орхан Гази в Гебзе; 6 — Хюдавендигяр в Берам-кале; 7 — Хока Ядигар в Инёню; 8 — Ильяс-бей-джами в Балате; 9 — Ешиль-Джами в Изнике; 10 — Йилдирим Байезид в Мудурну (по А. Kuran, 1971, Е.И. Кононенко, 2017а). использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

С возникновением более сложных многокупольных композиций однокупольные здания продолжают существовать в Османской империи в XV—XVIII вв., так как такая форма оказалась весьма востребованной при возведении небольших квартальных мечетей. В качестве примеров можно привести мечеть Хаси Сахабеддин Паша 1436 г. и Касим Паша 1478 г. в Эдирне, Фируз Ага в Стамбуле 1490 г. (рис. 16) и др. Это хорошо прослеживается и на примере Крымского ханства как части Османской империи, где однокупольные мечети строились как в качестве квартальных, так и в качестве Джума-мечетей в небольших городах и селениях. Большинство из них представляют собой здания кубического объема, увенчанного куполом на барабане. Некоторые были расширены за счет пристроек, из мечетей с портиком известна только Муфти-Джами в Феодосии.

Особо следует отметить, что в сельджукский и раннеосманский периоды в купольных зданиях переход от четверика к куполу осуществлялся при помощи арочных или пирамидальных тромпов. Пирамидальные тромпы, характерные именно для турецкой архитектуры, получили название «турецких треугольников». С XV в., особенно после завоевания Константинополя, усилилось влияние византийской культуры, и самым частым конструктивным элементом при возведении куполов стал сферический парус. Именно этот строительный прием можно наблюдать в большинстве купольных мечетей Крымского ханства.

Авторский коллектив Института истории им. Ш. Марджани
ОбществоИсторияКультура

Новости партнеров