Новости раздела

Культовая архитектура Крымского ханства: купольные мечети

Из истории крымских татар, династии Гераев и потомков Джучидов

Культовая архитектура Крымского ханства: купольные мечети
Фото: использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

Одним из крупнейших государств, наследников Золотой Орды, было Крымское ханство — часть большого этнокультурного пространства на обширном участке Евразии. Ханы из крымской династии Гераев являлись потомками Джучидов, поэтому их представители правили в Казанском и Астраханском ханствах. Институт истории им. Марджани выпустил новое издание пятитомника «История крымских татар». Третий том посвящен одному из ключевых исторических этапов развития этого народа — периоду Крымского ханства (XV—XVIII вв.). Полных и завершенных исследований по крымским татарам до сих пор не было, новая книга татарстанских авторов заполняет некоторые пробелы в истории этого тюркского народа.

Еще одна купольная мечеть находится в селе Пионерском (Монетном) близ Симферополя. В этой местности в долине реки Салгир в XV—XVIII вв. находилась резиденция калги-султана, второго лица Крымского ханства после хана. Калга-султан управлял всей Салгирской долиной, и, по преданию, здесь, помимо мечети, находился монетный двор, а также дворец.

Поэтому раньше селение называлось Эски-Сарай («старый дворец»). Эвлия Челеби побывал в столице калги-султана и оставил подробное описание. О мечетях этого городка он пишет следующее: «Здесь пять михрабов. Самый лучший посреди дворца калги-султанов — соборная мечеть Менгли Герай-хана. Это маленькая мечеть, крытая черепицей, с одним каменным минаретом старой конструкции. Затем, во внешнем пригороде, соборная мечеть Абд ар-Рахман-бея. И это древнее место молитвы, крытое черепицей, с каменным минаретом. Не считая названных соборных мечетей, есть еще три квартальные мечети».

Рис. 7. Мечеть в Пионерском: 1 — чертеж губернского инженера С. П. Иванова 1899 г. «Остатки существующей древней мечети в имении князя Долгорукого «Мамут-Султан» Симферопольского уезда», Картографический фонд библиотеки «Таврика» им. А. Х. Стевена Кру «Центральный музей Тавриды», инв. № 34803 (по В.П. Кирилко, 2012); 2 — старая фотография (автор неизвестен); 3 — план мечети (по В.П. Кирилко, 2012). использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

Мечеть в Пионерском традиционно датируется XIV в., как указано, в частности, на охранной табличке, висящей на здании. В большинстве изданий приводится лишь краткое описание этого памятника и датировка его золотоордынским временем без всякого обоснования. Только А.Л. Якобсон относил постройку здания к XVII—XVIII вв. В 1991 г. здесь были проведены исследования Горно-Крымской археологической экспедицией КФ ИА НАНУ. Результаты архитектурного обследования и раскопок опубликованы в основательной статье В.П. Кирилко. В ней дано чрезвычайно подробное описание постройки, анализ ее архитектурных особенностей и строительных приемов, примененных при возведении, а также приводятся результаты раскопок.

Мечеть представляет собой квадратное в плане здание с небольшой пристройкой с восточной стороны (так называемые «большая» и «малая» мечети) (рис. 7.1, 3). Стены здания сложены из бута-песчаника на известковом растворе, конструктивные и декоративные элементы — из хорошо обработанного известняка. В кладке купола и парусов использовался известковый туф. Для оформления окантовок парусов и обрамления арок окон применялась плинфа. Кладка стен была усилена деревянным каркасом. Толщина стен составляла около 1,3 м. В основании основного здания лежит квадрат со стороной 12,7 м, внутренние размеры помещения — 10,2 х 10,15 м. Высота стен составляет чуть более 10 м. Главный вход в виде прямоугольного проема находится с северной стороны (рис. 8.1). Исследования показали, что дверь была двухстворчатой и открывалась вовнутрь. Вход обрамлен плоским П-образным наличником, слегка заглубленным в плоскость стены. Внутри рамы над дверью прослеживается гнездо от несохранившегося тариха. Над рамой сделана широкая арка стрельчатой формы с плоским, заглубленным в стену тимпаном. Со стороны помещения над проемом также находится арка полуциркульной формы.

Для освещения во всех стенах пробиты оконные проемы, расположенные в трех уровнях, по два окна в первом и втором и одно окно в третьем. (рис. 8.1—4). Окна первого уровня прямоугольные, над ними сделаны стрельчатые ниши с плоским, заглубленным в стену люнетом. Такое же оформление они имеют с внутренней стороны, в помещении (рис. 8.3—4). В обрамлении проемов нижних окон были найдены гнезда от стержней (6 х 4) закрывавшей их железной решетки. Окна второго яруса имеют полуциркульное завершение, в третьем уровне имеется по одному круглому окну.

Внутри здания напротив входа, в южной стене находится ниша михраба (рис. 8.4, 8). Она пятигранная в плане с треугольным завершением, заполненным сложной резьбой. Резьба представлена семью поясами выемчатых треугольников и ромбов, которые венчает ребристый полукуполок. Нельзя не согласиться с мнением В.П. Кирилко о том, что этот декор имеет сельджукские корни. Помещение перекрыто куполом на парусах, основания которых находились в 3,95 м от уровня пола. Вдоль северной стены над входом были сооружены деревянные хоры (мафиль). Концы балок настила их сохранились в кладке стен. Высота их от пола — 3,65 м, ширина — 2,7—2,85 м.

В наружной стене здания, возле его северо-восточного угла, находился внешний михраб в виде трехгранной ниши (рис. 8.9). Завершение ее треугольное, состоит из трех уступов, нижний из которых трехгранный, а два верхних в разрезе представляют собой половину восьмиугольника. Венчает конструкцию ребристый полукуполок.

Рис. 8. Мечеть в Пионерском: 1 — вид с юго-востока; 2 — вид с северо-запада; 3 — интерьер, вид с юга; 4 — интерьер, вид с севера; 5 — остатки входа в минарет, вид с запада; 6 — вход в «малую» мечеть; 7 — купол «малой» мечети; 8 — михраб «большой» мечети; 9 — внешний михраб; 10 — михраб «малой» мечети (фото автора). использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

«Малая» мечеть была пристроена с восточной стороны к основному объему здания таким образом, что их южные фасады находятся в одной плоскости (рис. 8.1—2). По мнению В.П. Кирилко, это могло произойти через очень небольшое время, возможно, даже во время строительства. Внутренние размеры пристройки — 3,8 х 3,75 м, высота стен — примерно 5,5 м. Она также имела купольное перекрытие на парусах (рис. 8.7). Низ парусов начинается в 3,5 м от пола. Высота помещения составляла около 7,7 м. Вход находится в северной стене, он слегка смещен к востоку относительно оси здания (рис. 8.6). Входной проем прямоугольный в плане, дверь была одностворчатой. Снаружи он оформлен аналогично входу в основное здание. Кроме входа, на северной стене проемов не было. На остальных стенах окна располагались в два яруса, по форме и оформлению они такие же, как и в «большой» мечети. В южной стене напротив входа имелась михрабная ниша, сдвинутая к востоку относительно центральной оси. Ниша трехгранная в плане, с треугольным завершением, также заполненным резьбой, но не столь тонкой, как в основном здании (рис. 8.10).

Рис. 9. Муфти-Джами в Феодосии: 1 — Дюбуа де Монпере, мечеть в Кафе или Феодосии, теперь католическая церковь, 1832 г. (по И.В. Тункиной, 2011); 2 — В.О. Руссен, римско-католическая церковь, 1840-е гг. (по Э.Б. Петрова, 2015); 3 — изображение на старой открытке; 4 — фото 1897 г.; 5 — фото 1905 г.; 6 — фото 1920-х гг. использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

Снаружи северо-западного угла основного здания прослеживаются остатки основания цоколя минарета прямоугольной формы размерами 2,85 х 2,75 и высотой 6,5 м. Минарет был возведен одновременно с мечетью, и кладка его цоколя имеет перевязку с кладкой стен мечети. Вход в минарет находился с восточной стороны. Он него сохранились высокий порог и южная сторона входного проема (рис. 8.5). Посредине поверхности подножия минарета была обнаружена обработанная зубаткой часть цилиндрического столба каменной винтовой лестницы.

По архитектуре мечеть в Пионерском, без сомнения, относится к эпохе Крымского ханства. Золотоордынские купольные мечети Крыма имеют несколько другую структуру: они значительно ниже, перекрыты куполами на треугольных тромпах и не имеют пристроек. Купольные мечети в виде высокого призматического здания с лишенными внешнего декора стенами, прорезанными окнами в несколько ярусов, перекрытого куполом на парусах, типичны именно для османской архитектуры, да и возникновение самого селения Эски-Сарай связано именно с этим временем.

К этому же выводу пришел и В.П. Кирилко, который совершенно обоснованно указывает на сходство архитектурных форм мечети в Пионерском и в селении Колеч. Временем возведения мечети в Пионерском исследователь считает XVIII в., так как, по его мнению, ни одна из мечетей Эски-Сарая, упомянутых Эвлией Челеби, не может быть купольной мечетью, сохранившейся до наших дней. Однако следует отметить, что описания Челеби столь общие и поверхностные, что из них вообще нельзя сделать никаких выводов об архитектурных формах зданий. Гораздо более убедительным является предположение о том, что путешественник непременно упомянул бы тарих, начертанный над дверью мечети. Также основанием для датировки служит находка на строительном горизонте фрагмента фаянсовой кофейной чашки, относящейся к кютахьиской поливной керамике конца XVI — XVIII вв., и фрагмента стекла «без видимых следов иризации» в фундаменте здания. По мнению автора, свидетельством того, что здание было построено именно в XVIII в., является и тот факт, что до предположительного разрушения купола от землетрясения в 1751 г. на полу основного здания не успел накопиться культурный слой и не видны следы ремонтов. В то же время он отмечает наличие двух строительных горизонтов в здании «малой» мечети.

Тем не менее узкая датировка в пределах первой половины XVIII в. представляется чересчур категоричной. Прежде всего, датировать археологический объект по одному, даже самому достоверному артефакту нельзя. Фрагмент стекла вообще ни о чем не говорит, так как степень иризации зачастую зависит не от возраста стекла, а от его химического состава. Что касается отсутствия мусора внутри здания, это абсолютно естественно: в мечети заходят босиком, полы там обычно застелены коврами, полы регулярно выметаются, а ковры вытряхиваются. Гибель здания в результате землетрясения также весьма гипотетична. Поэтому с достаточной долей уверенности мечеть в Пионерском можно датировать последней третью XVII — XVIII веками.

Кроме уже упомянутой выше, несколько купольных мечетей известно в Феодосии. Эвлия Челеби пишет о том, что в Кафе было 60 мечетей и 10 из них были соборными. Также он упоминает 40 минаретов каменной кладки. Сопоставив четыре генеральных плана Кафы XVIII в., С.Г. Бочаров определил местоположение 40 мечетей. Анализ контура зданий показал, что большая часть из них была прямоугольной в плане формы, семь мечетей были квадратными в плане, и четыре мечети имели галерею у северного фасада. Два храма имели по два минарета и пятнадцать по одному минарету.

В 1927 году Б.Н. Засыпкин говорит о всего трех мечетях в Феодосии: «Эти три мечети в Феодосии, являясь небольшими, все перекрыты куполом на сферических парусах. Одна из них в переулке напротив б. Стамболи находится в полном забвении и постепенно разрушается. Внутренний размер ее — 8,80 х 8,80 м. В ней следует отметить, что все арки и паруса выложены из кирпича. Из кирпича же выложен михраб с ячеистым полукуполом. Мечеть, которая в настоящее время занята армяно-католической церковью, также имеет в применении кирпич. Стены здесь имеют определенную византийскую систему чередования рядов кирпича с рядами камня. Внутри мечеть приспособлена в конце XVIII в. под костел и сильно искажена культовыми сооружениями и масляной окраской стен. На северной, наружной стене имеется михраб, дающий основание предполагать присутствие здесь галереи, так как михрабы прямо на улицу в неприкрытое место, вообще говоря, не делались. С северо-запада сохранилась нижняя половина минарета, приспособленного сейчас под звонницу. Третья из существующих, купольная мечеть Феодосии находится недалеко от этой и приспособлена под немецкую кирку. Это небольшое купольное здание покрыто черепицей».

В настоящее время восстановлена и функционирует в качестве мечети Муфти-Джами, расположенная в центре города. Ее, как вторую Джума-мечеть, описывает Эвлия Челеби: «Затем мечеть Муфтия. Это тоже крытая свинцом мечеть с выстроенным из камня минаретом». Мечеть была построена в 1623—1639 гг. феодосийскими турками. После присоединения Крыма к Российской империи здание было передано армянам-католикам. Именно про эту мечеть пишет Б.Н. Засыпкин как про армяно-католическую церковь, и в качестве церкви она фигурирует на различных рисунках и фотографиях (рис. 9). В 1975 г. здание было отреставрировано, в настоящее время передано мусульманской общине.

По архитектонике Муфти-Джами близка мечети Колеч. В основании здания квадрат со стороной около 15 м. Кубический массив сложен из бута, который пересекают четыре пояса кирпичной кладки (рис. 10.3, 5). На нем расположен шестнадцатигранный барабан, перекрытый уплощенным куполом. Главный вход в мечеть находится с северной стороны (рис. 10.2). Дверной проем перекрыт коробовой аркой. Его обрамляет плоский, слегка выступающий портал прямоугольной формы со стрельчатой аркой. По центру восточной и западной стен также сделаны двери. По сторонам от дверей расположены большие прямоугольные окна, немного приподнятые над уровнем земли. Сверху они оформлены слегка заглубленными в толщу стены нишами со стрельчатым завершением. Выше на каждой стене сделано по два окна стрельчатой формы. Третий ярус освещения образуют стрельчатые окна в гранях барабана купола.

Рис. 10. Муфти-Джами: 1 — северный фасад и план, обмер 1966 г. (Лопушинская, 1966, лист 1, 3 по В.П. Кирилко, 2018); 2 — вид с севера; 3 — вид с востока; 4 — интерьер; 5 — михраб снаружи здания (фото автора, 2019 г.). использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

Южная стена имеет прямоугольный выступ размерами 7,2 х 2,8 м (рис. 10.5), в котором находится михраб. Эта пристройка с односкатной крышей также имеет два яруса окон на боковых стенах и круглое окно в южной стене над михрабной нишей. Интерьер мечети состоит из большого светлого зала, перекрытого высоким куполом на сферических парусах (рис. 10.4). Широкая арка с циркульным завершением в южной стене ведет в выступающую алтарную часть, также перекрытую небольшим полукуполом на парусах. В южной стене этого выступа находится пятигранная михрабная ниша с треугольным завершением, заполненным семью поясами сталактитов. Вдоль северной стены сделаны деревянные хоры мафиль. На северной стене с внешней стороны также имеются два внешних михраба (аназа) в виде пятигранных в сечении ниш с пятирядной сталактитовой конхой. Это места для молитвы «последней общины», то есть для тех, кто опоздал на проповедь. Б.Н. Засыпкин совершенно справедливо считал, что перед этими михрабами должна быть галерея для молящихся. Как отмечает Е.И. Кононенко, «закрытый входной портик зальной мечети должен рассматриваться не только как архитектурно-планировочный элемент и средство оформления фасада, но как ячейка предназначенного для молитвы пространства, аналогичная реваку (открытому двору) арабских дворовых мечетей, это «место последней общины» (тур. son cemaat yeri), где опоздавшие на коллективную молитву могут разместиться, не создавая помех тем, кто оказался в молитвенном зале до начала намаза. Выделение и специальное оформление (часто отдельным михрабом) места для опоздавших внутри здания мечети или вне ее зала (в портиках османских мечетей) можно считать османским вкладом в планировку мечети». Однако та галерея, которая имеется сейчас, результат современной реставрации. Аутентичная галерея была утрачена уже к началу XIX в., но ее следы сохранились на поверхности фасада здания. Так как Муфти-Джами совершенно очевидно построена по турецким образцам, каждая ячейка портика должна быть перекрыта куполом. В современном варианте мы имеем плоское перекрытие.

С восточной стороны к мечети примыкает минарет, сложенный из тесаного известняка (рис. 10.3). Вход в него находится в северном углу здания. Высокий призматический цоколь минарета при помощи усеченной четырехгранной пирамиды переходит в двенадцатигранный ствол. На самой ранней зарисовке Дюбуа де Монпере в верхней части ствола виден переход к балкончику шерефе (рис. 7.1). В дальнейшем, судя по изображениям, эта часть была утрачена. Современное завершение минарета является результатом реставрации.

Еще одна мечеть подобного плана находилась в селе Шейх-Кой (ныне Давыдово) в Симферопольском районе. В 20-е гг., когда здание еще не было разрушено, Б.Н. Засыпкиным был снят ее план, а О. Акчокраклы скопировал и перевел надписи над северным и западным входами в здание. В надписях говорится о том, что мечеть была построена для хафизов 15-го дня благословенного месяца Шаабана 760 г. х. (1358 г.), во время правления великого эмира Кутлуг-Темур-бека, сына Тюлек-Тимур-Бека, сына некоего Хаджи.

Исследователями также высказывается мнение, что здесь находился религиозно-суфийский центр, объединявший несколько населенных пунктов.

В настоящее время от постройки сохранились часть южной стены и ниша михраба со сталактитовым декором в сельджукском стиле (рис. 12.3—7). На основании характера декора и имеющейся даты ряд исследователей относили мечеть в Шейх-Кой к золотоордынскому периоду. Однако С.Г. Бочаров и В.П. Кирилко в серии работ, посвященных этому памятнику, выдвинули достаточно убедительную версию о том, что мечеть относится к эпохе Крымского ханства, а сталактитовый михраб и надпись являются сполиями, перенесенными из какой-то более ранней постройки.

Рис. 11. Мечеть в Шейх-Кой: 1 — вид с севера; 2 — вид с юго-запада; 3 — вид с запада; 4 — вид с северо-востока (ГНИМА, 1928); 5 — план (из архива негативов БИКАМ3, №1468); 6 — план, фасад и вид фрагмента михраба, кроки 1928 г. (ГНИМА, 1928, Арх. 1233/3: Ф. 31. Оп. 32. Д. 1 Л. 3, по В.П. Кирилко, 2016а). использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

На основании плана и имеющихся фотографий можно в общих чертах охарактеризовать архитектонику здания (рис. 11.1—5). Основная часть его состояла из куба со стороной 10,5 м, над которым возвышался восьмигранный барабан с полусферическим куполом на парусах. Главный вход находился по центру северной стены, еще один был сделан в западной стене у северо-западного угла здания. В каждой стене было по два окна в нижней части, скорее всего, имелись окна и во втором ярусе. К северо-западному углу примыкал минарет. К основному объему здания, вероятно, позднее были сделаны пристройки. Пристройка с южной стороны состояла из трех рядов помещений. Средний ряд являлся коридором, который вел к основному входу, а с двух сторон от него располагалось по две небольшие (примерно 3 х 3 м) комнаты. К западной стене также были пристроены два помещения, между которыми находился коридор, ведущий к западному входу. Небольшое помещение пристроено и с восточной стороны. Возможно, некоторые из этих комнат использовались для проживания дервишей.

Авторский коллектив Института истории им. Ш. Марджани
ОбществоИсторияКультура Татарстан

Новости партнеров