Новости раздела

«Сейчас никто не рискует, потому что слово «Турция» уже противозаконно...»

Бизнес-бранч «Реального времени» с представителями туристического бизнеса. Часть I

«Сейчас никто не рискует, потому что слово «Турция» уже противозаконно...»
Фото: Роман Хасаев/realnoevremya.ru

Несмотря на оптимистические ожидания представителей крупных туркомпаний и операторов, начало года оказалось для рынка тяжелым. Рынок обвалился на 50%. 2/3 компаний закрылись или перешли на «квартирный» формат. Прежние продажи сохранились лишь в премиум-сегменте. Средний класс переключается на российские курорты, а основная масса населения не может себе позволить и этого. Эксперты уверяют, что возврата Турции и Египта как направлений никто не ждал. По их мнению, заявленные рейсы из Казани в Анталию и Даламан реально осуществляться не будут, а из турагентств никто не рискнет так или иначе связываться с этим направлением и стараться обходить закон, запрещающий продажу туров в Турцию.

Участники бизнес-бранча:

  • Яна Васильева — руководитель департамента бронирования компании City Travel
  • Эльмира Видякина — исполнительный директор «РЦ Россо» (TUI)
  • Заур Гаджиев — директор компании Annex Tour в Казани
  • Наталья Колмакова — директор турагентства Coral Travel в Казани
  • Рамиль Мифтахов — президент Ассоциации туристских агентств Республики Татарстан, генеральный директор компании «Персона Грата»
  • Сергей Пасечник — генеральный директор компании Companion SP
  • Леонид Пресс — генеральный директор компании «Стен»
  • Вячеслав Самолин — директор компании «Волжские путешествия»
  • Оксана Саргина — генеральный директор Центра развития туризма РТ
  • Алена Суровцева— начальник туристического отдела компании Skyland
  • Рустем Тарзиманов — директор по продажам компании «Салават Сити Центр»
  • Гульнара Хусаинова — директор компании «Мастер Тур»
  • Дмитрий Семягин — модератор, заместитель редактора службы новостей интернет-газеты «Реальное время»

«Март был спокойным, а апрель в этом плане стал более „движовым“»

Дмитрий Семягин: Прошу каждого представиться, вкратце рассказать о себе и вашей компании. И сразу ответьте на первый вопрос: как начался сезон и как идут продажи на майские туры? Пойдем по кругу, прошу вас.

Алена Суровцева: Добрый день, меня зовут Суровцева Алена, компания Skyland. Я начальник туристического отдела. Компания у нас на рынке Казани долго, вы все ее прекрасно знаете: мы представляем полный спектр услуг начиная от продажи билетов и заканчивая гидами, отелями, индивидуальными и групповыми турами. Сразу перейду к первому вопросу. Что касается стихийного туризма, Турции и Египта…

Семягин: Мы до него дойдем, для начала расскажите, как у вас начался сезон и как продвигаются продажи туров на майские праздники?

Суровцева: Многие туристы просыпаются только сейчас — начинают принимать решение куда-то лететь на майские праздники. Если честно, у нас март был спокойным, а апрель в этом плане стал более «движовым». У нас стали запрашивать отдых с детьми, семейный, молодежный отдых. В первую очередь это Эмираты, потому что есть прямые вылеты из Казани. И сейчас уже нет билетов на прямые рейсы Fly Dubai, люди готовы лететь Emirates, «Аэрофлотом» и другими авиалиниями. Также спрашивают Мальдивы, но их бронировали, как правило, заранее — это январь, февраль. Греция, Италия, Испания — об этом говорить рано, потому что там пока холодно, не сезон.

Рамиль Мифтахов: Меня зовут Мифтахов Рамиль Зуфарович, я являюсь генеральным директором компании «Персона Грата». Мы существуем с 1998 года, компания занимается как внутренним туризмом, так и отправкой. Если говорить о начале сезона, я сказал бы, что он более или менее энергичный. Не такой энергичный, как два года назад, но лучше, чем прошлогодний. Если говорить о запросах — сейчас спрашивают Грузию. Кстати, набирают тренд страны СНГ, есть запросы в Европу, Эмираты. Последние были еще месяца два назад, но, естественно, это дорогой сегмент. Если говорить о массовом — люди, безусловно, уезжают в Грецию. Не купаться, а просто провести эти длинные каникулы. В целом я ожидаю, что этот год будет лучше, чем прошлый. Но честно скажу, существуют проблемы, которые будут ориентировать наших туристов на внутренний рынок, а не на международный.

«К летнему сезону мы ждем запуска основных мероприятий офиса Visit Tatarstan»

Оксана Саргина: Всем добрый день, меня зовут Оксана Саргина, я руководитель Центра развития туризма Республики Татарстан. Компания занимается развитием внутреннего рынка в целом: общими глобальными стратегиями, концепциями, статистикой, аналитикой всего, что происходит внутри нашего рынка, и помогает формировать тенденции на дальнейшее развитие. В этом году мы стали офисом по управлению туристской дестинацией бренда Visit Tatarstan, к летнему сезону мы ждем запуска основных мероприятий офиса Visit Tatarstan и планируем запуск производственной и сувенирной продукции для туристов, которые будут прибывать на территорию республики. Планируем большую работу по аккредитации туристских объектов Visit Tatarstan — это будут туроператоры, гостиницы, рестораны, музеи, то есть все, что потребляют туристы. Наша задача — аккредитовать все эти объекты и дать возможность туристу выбирать не только по цене, но и по качеству. Это если очень кратко.

Семягин: Какие ожидания для Казани перед майскими праздниками?

Саргина: Мы в ежедневном режиме собираем аналитические данные с мест размещения и видим, что на майские загрузка высокая. Наверно, чуть позже мы сможем подвести результат, на сколько процентов она выше прошлого года, статистическими данными можем поделиться с вами, чтобы опубликовать. Думаю, это будет всем интересно. Ну, и в ближайшее время председателем госкомитета будет проведена пресс-конференция по запуску всех туристических направлений, которые готовятся в этом сезоне. Можно много говорить о том, что на каждом объекте к этому времени готовятся, делают новые мероприятия, запущены новые сервисы.

У нас активно работает туристическая служба качества — это сервис, который в онлайн-режиме принимает отрицательные, положительные [отзывы] или просто комментарии туристов, которые находятся в городе. Мы всячески стараемся распространить эту информацию, донести до конечного потребителя — не важно, вышел человек купить билеты на ж/д вокзале, едет куда-нибудь в Болгар, Свияжск, живет в гостинице или питается в общепите — без разницы. Важно, чтобы он мог увидеть информацию и оставить отзыв, на который мы реагируем. Естественно, включаются взаимоотношения с самими предприятиями — мы пытаемся решить проблему здесь и сейчас. Это такая а-ля система лояльности.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Вячеслав Самолин: «У меня нет уверенности в том, что причалы в этом году будут сданы в эксплуатацию. Я не могу комментировать по Свияжску — там еще больше проблем, а по Болгару я досконально знаю, что объект строился не как объект водной инфраструктуры, а как наземный»

«Проблема у нас одна — это причалы в Болгаре и Свияжске»

Вячеслав Самолин: Самолин Вячеслав Андреевич, группа компаний «Волжские путешествия». Мы 28-й год в основном позиционируемся как круизная компания. В этом году у нас две программы, поскольку двумя теплоходами мы управляем как туроператоры. Все, что проходит мимо Казани, мы, как и наши коллеги, тоже продаем, но меньше. Больше стараемся загружать свои теплоходы и в этом году будем продолжать раскручивать и пропагандировать маршруты под названием «Туристские жемчужины Татарстана» и «Две религии — одна судьба». Они связаны с Болгаром и Свияжском, добавляются Чистополь, Тетюши, естественно, Елабуга и Казань. Так что милости просим, это не в качестве рекламы.

А проблема у нас одна — это причалы в Болгаре и Свияжске. Как в прошлом году, когда через интервью меня нашел Минтимер Шарипович Шаймиев, так и сегодня у меня нет уверенности в том, что причалы в этом году будут сданы в эксплуатацию. Я не могу комментировать по Свияжску — там еще больше проблем, а по Болгару я досконально знаю, что объект строился не как объект водной инфраструктуры, а как наземный.

Семягин: То есть сейчас теплоходы не могут приставать к этому причалу?

Самолин: Могут приставать, только разрешения на эти причалы нет. Он должен быть официально сдан в эксплуатацию органам, которые осуществляют надзор за работой пассажирского транспорта на воде.

Семягин: И то же самое по Свияжску?

Самолин: По Свияжску еще даже разговоров нет о том, что можно ходить. Там еще не было проведено дноуглубительных работ. И то, что делается сегодня татфлотом, «Омиками» и «Москвой» — это грубейшие нарушения безопасности плавания.

Мифтахов: Они просто получают разовое разрешение.

Самолин: Они разового разрешения не получают. Это можно сказать ответственно, потому что с Габаевым я лично имею отношения. Это казанский участок Ространснадзора. Сейчас Год экологии и прочего, к воде много вопросов. В этом году надо бить тревогу всем, не только нам, случайности не проскочат. Прекрасный причал в Елабуге, работоспособный в Чистополе, в Тетюшах вообще проблем нет. Мы ходим. И на Свияжск ходим. Вы правы, получать разовое разрешение, каждый раз унижаться перед Ространснадзором не доставляет удовольствия. Что касается продаж, у нас по теплоходам и в прошлом году не было. В этом особых опасений я также не вижу. Политическая и экономическая ситуация в стране, видимо, повернула нас к внутреннему туризму. Нас, может быть, побольше уважать, признавать будут. Это радует.

Кроме того, мы также занимаемся детским отдыхом. У нас в управлении два детских оздоровительных лагеря в Татарстане.

Семягин: Спасибо, прошу вас.

«Все, кто ездил, так и продолжают ездить»

Леонид Пресс: Пресс Леонид Григорьевич, я директор туристической фирмы «Стен». Мы работаем с 1997 года, специализация — выездной международный туризм. По всем тем направлениям, по которым мы специализируемся и являемся лидерами, — это Италия, Чехия, Эмираты — спрос достаточно хороший, устойчивый. Все было забронировано заранее, потому что сейчас, естественно, ничего нет. Улететь, конечно, можно, но цены на билеты уже неподъемные. Очень хорошо продается Италия, отдельные туры на термальные курорты продаются для Казани, как всегда, хорошо. Ну, и Карловы Вары, Марианский Лазень тоже. Все, кто ездил, так и продолжают ездить. Есть различные разовые туры в страны Европы, Средней Азии — это как всегда, но это не основные направления. Основные три продаются очень хорошо — это дорогие, хорошие туры.

Семягин: Вы немного опоздали, поэтому я поясню. Попрошу вас представиться, рассказать о своей компании и ответить на первый вопрос: как начинается сезон и как идут продажи на майские праздники?

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Эльмира Видякина: «По поводу бронирования на майские праздники — оно идет. В основном Арабские Эмираты, Чехия, плюс раннее бронирование по всем направлениям пляжного отдыха»

Эльмира Видякина: Меня зовут Эльмира, турагентство TUI, мы работаем как франчайзинговая компания. На рынке в Казани мы молодые, нам всего 4 года. У нас есть два офиса. По поводу бронирования на майские праздники — оно идет. В основном Арабские Эмираты, Чехия, плюс раннее бронирование по всем направлениям пляжного отдыха.

Яна Васильева: Добрый день, меня зовут Васильева Яна, я представляю компанию City Travel, казанский офис. Всего по России у нас три офиса — это Москва, Самара и Казань. Здесь офис самый молодой, новый. Теперь мы развиваемся не только как корпоративный отдел, но и как туристический департамент. В этом году мы начали его активно развивать и уже продаем такие направления, как Греция, Кипр, также раннее бронирование. Стали активно покупать Тунис, так как Турцию и Египет закрыли. Как я сказала, мы бизнес-трэвел агентство и в первую очередь занимаемся командировками и мероприятиями. В апреле уже проводим мероприятие на Крите, Греция. Готовили смету и оказалось, что это довольно удобное место.

Семягин: В этом году не стало меньше корпоративных клиентов по сравнению с прошлыми годами?

Васильева: Нет, начало года было не очень хорошим, но уже к апрелю все компании начали активно просыпаться. Все-таки кризис не мешает людям активно заниматься своей работой, летать куда-либо. По России совершенно никакого спада нет. Возможно, спад есть по международным направлениям, люди начали сравнивать, куда поехать и провести мероприятие. Мы помогаем им найти наиболее оптимальный вариант.

«Спад 50% есть? Есть. Даже больше»

Наталья Колмакова: Колмакова Наталья Владимировна, я представлю сеть Coral Travel, официальная точка продаж. Занимаемся преимущественно выездным туризмом, по приему в принципе не работаем. Как вы знаете, Coral Travel начал представлять такие направления, которых раньше не было. Теперь это и Крым, и Абхазия — прямые перелеты из Казани. Соответственно, мы также предлагаем их нашим туристам как альтернативу пляжному отдыху. По продажам скажу, что в принципе в туризме ничего страшного не происходит, массовых обвалов нет. Все понимают, что курсы иностранных валют влияют, но я думаю, что продажи будут. Про начало сезона скажу, что майские праздники продаются очень удачно — в наличии практически ничего не осталось, особенно в России.

Мифтахов: На майские праздники преимущественно продается Россия. Цена на майские праздники в Крыму и в Сочи в два раза ниже. Поэтому, если сравнивать рынок, нельзя говорить, что все хорошо, по одной простой причине: в России все хорошо, а если говорить о выездном туризме — там ничего хорошего нет. Мы все это прекрасно понимаем. Спад 50% есть? Есть. Даже больше.

Самолин: Ну а что же вы говорите, что все прекрасно и все забронировано?

Пресс: Мы работаем не на пакетных турах.

Мифтахов: Компания «Стен» работает на индивидуальных пакетах. И на самом деле индивидуалы как ездили, так и будут ездить. Но это, к сожалению, не 50% всего рынка, в лучшем случае 10%.

Колмакова: Сейчас индивидуалы становятся самостоятельными туристами.

Мифтахов: Существуют разные индивидуалы. Есть те, кто хочет самостоятельно ездить, но ни за что не отвечать. И такие компании, как «Стен», как раз за все отвечают. Индивидуалы — это как раз тот сложный продукт, в котором нужно быть 100%-ным специалистом.

Семягин: Мы еще к этим вопросам перейдем. Все?

Колмакова: В общем-то, да, все.

Семягин: Спасибо.

Гульнара Хусаинова: Здравствуйте, Гульнара Хусаинова, я директор компании «Мастер Тур». Мы работаем на массового туриста. Я вот сижу, слушаю, у всех все так хорошо, просто замечательно. И думаю: чего же хорошего? Майские праздники — не скажу, что активно продаются, больше бронируем на лето, больше туристов, которые бронируют отдых заранее. Без Турции и Египта очень плохо. Даже те направления, которые сейчас остались, — они не могут их заменить, потому что в России очень много неурегулированных семейных отношений и с детками, где нужно разрешение второго родителя, немногие могут поехать в страны Шенгена. Соответственно, выбор невелик: Кипр и Россия. А Россия — это все мимо кассы, так как 90% по России идут самостоятельно, 10% — организованные туристы. Мы живем, чуть-чуть хуже, чем в прошлом году, сильного падения нет. Но крен на Россию большой. Я последний раз считала, у меня было соотношение: 70% — Россия и 30% — зарубежка.

Мифтахов: Совершенно верно. Это реальный показатель.

«Самое низшее звено, у которых были какие-то денежные средства, сейчас их не имеют, даже чтобы отдыхать по России»

Рустем Тарзиманов: Я извиняюсь, что немного задержался. Компания «Салават Сити центр». Я директор по продажам Рустем Тарзиманов. Как понимаю, нужно рассказать про майские продажи?

Семягин: Я поясню. Представляемся, немного говорим о своей компании, и сразу же первый вопрос: как начались продажи на летний сезон?

Тарзиманов: У нас в компании никогда не было ярко выраженного летнего или зимнего сезона, у нас всегда были продажи в том или ином сегменте. Просто зимой — это один сегмент, летом — другой.

К сожалению, в кризис у нас и, наверно, во всем мире страдает самая незащищенная категория лиц. Если говорить о России и о том, что все кризисные явления могут привести к тому, что люди начнут отдыхать в России. Да не могут. Знаете, почему? Да потому, что у людей просто нет денег. Самое низшее звено, у которых были какие-то денежные средства, сейчас их не имеют, даже чтобы отдыхать по России. Кто по России начинает отдыхать? Наверно, средний класс или чуть ниже. Но опять же, они отдыхают здесь не потому, что им это нравится, хотя кому-то, может быть, и нравится. Как мне говорят клиенты, они посмотрели их стандартные направления — они в два раза дороже, чем они рассчитывали. Вот они и ищут альтернативу. Найдут — я только за, если они в России найдут качественный продукт и начнут здесь отдыхать. Я патриот своей страны — и я за. Но нужно сначала делать продукт, а потом уже его продавать. А у нас сначала пытаются продать, а потом уже сделать продукт.

Относительно продаж: для себя мы выделили несколько секторов, где мы планируем работать и зарабатывать деньги, потому что любой бизнес — это зарабатывание денег. И, соответственно, мы выделили три ниши. VIP-клиенты — благо, мы работаем на рынке 26 лет и набрали не очень большое количество, хотелось бы больше, но нам чуть-чуть хватает. Следующий сегмент — корпоративный, то есть всевозможные командировки госструктур и бизнеса. Но тут опять же: в Татарстане чаще госструктуры, хотя хотелось бы, чтобы больше ездил бизнес. Третий сегмент — индивидуальный туризм разного уровня бюджета. Это и средний класс — если кто-то хочет найти дешевый отель, такие возможности есть. Есть различные инструменты, которые позволяют сделать дешевле, нежели если бы человек сделал это сам. При этом сделать это надежнее, чем если человек сам зайдет на какой-нибудь сайт и что-нибудь купит. Особенно это связано с билетами — с ними часто бывают проблемы. Люди себе что-то оформили — сами не поняли, что. Все не так просто, как многие думают.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Рустем Тарзиманов: «Я только за, если они в России найдут качественный продукт и начнут здесь отдыхать. Я патриот своей страны — и я за. Но нужно сначала делать продукт, а потом уже его продавать. А у нас сначала пытаются продать, а потом уже сделать продукт»

Соответственно, это три сегмента, с которыми мы работаем и понимаем, что на них можно заработать деньги. А групповой туризм — Турция, Египет и другие направления — это все хорошо, но, во-первых, в этом секторе очень много конкурентов, то есть фирм, которые до сих пор существуют, и их довольно-таки много. Так как в данном случае ты имеешь с ними одинаковые условия, эти фирмы могут дать большую скидку, поработать «в серую» и, не уплачивая налоги, дать более конкурентоспособную цену. Поэтому мы продаем, работаем в этом секторе, но понимаем, что здесь очень много конкурентов и не всегда можно заработать. Помимо этого, надежность многих туроператоров, скажем так, под сомнением. И, конечно, если это дорогой тур, мы стараемся напрямую работать с отелем, принимающей компанией и тому подобное.

«Рублевая выручка и доходность выросли, за счет этого мы не потеряли»

Про майские праздники мне сложно сказать, потому что по количеству людей продажи маленькие, но если взять денежную выручку — мы не падали, а даже росли последние годы. Но это не из-за того, что мы такие хорошие, а…

Сергей Пасечник: Потому что цены растут.

Тарзиманов: Да-да. Потому что, грубо говоря, есть VIP-клиенты, которые как ездили в отели за $1000 в сутки, так и ездят. Просто это стало стоить не 40 тыс. рублей в сутки, а 70 тысяч. Рублевая выручка и доходность выросли, за счет этого мы не потеряли. Но людей в целом стало ездить меньше, поэтому я не могу точно назвать направления, которые пользуются популярностью на майские праздники. Везде по чуть-чуть. Можно продать один тур на Мальдивы, который будет стоить 4-5 млн рублей, — и сколько туров нужно продать в Крым, чтобы соизмерить прибыль?

Семягин: Спасибо. Подошел Сергей Эмилидович, я прошу вас тоже представиться, рассказать немного о вашей компании и о том, как начался сезон и продажи на майские праздники.

Пасечник: Добрый день, я сразу с самолета, извиняюсь, немного не добрит, недоспал, но попробуем.

Мы 24 года на рынке, и во многом я согласен с предыдущим выступающим. Могу лишь добавить, что мы занимаемся и приемом в Татарстане — это дело в течение последних лет не бросаем. Одна положительная черта в кризисе зарубежного туризма — это то, что в Казань приезжает больше людей, Казань своим хорошим пиаром также привлекает туристов. Это возможность еще одной статьи заработка.

Тарзиманов: Мы недавно подали заявление, чтобы быть туроператором на прием. Мы тоже в тренде(смеется).

Пасечник: Если взять, так скажем, прошедший год, то мы даже в чем-то выросли. Например, за последний год мы значительно прибавили в горнолыжном клубном отдыхе. Наверно, с открытием нового офиса. А так, действительно трудно сказать, что «выстрелит»: зимой также популярны Эмираты, какая-то периодическая экзотика. Что будет летом, мне самому лично очень интересно, как это будет происходить без Турции и Египта, потому что наша компания всегда выступала таким проводником в Европу. Я всегда весь свой рекламный бюджет тратил на нее, хотя турецкий сегмент приносил достаточно большой доход, и я всегда был в лидерах продаж, несмотря на то, что я это никогда не продвигал и не рекламировал. Поэтому Европу мы знаем очень хорошо, мы готовы. Наши аналитики, которые «поднимают» самолеты, просчитывают кресла, где-то заполняют, надеются, что этим летом полетит такое же количество, как и в прошлом году. Хотя, я думаю, что полетит значительно меньше.

«Я понимаю, что итоговая цена в том же сочинском горнолыжном отеле будет не ниже, а зачастую и выше, сервис будет слабее»

Относительно России и Крыма. Конечно, допустим, в Сочи появились неплохие отдельные кусочки за разумные деньги. В этом году мы продавали на новогодние праздники, первоначальная цена была очень доступная. Конечно, находясь на отдыхе, понимаешь, что шашлык там стоит достаточно серьезно, но клиенты остались довольны. Я понимаю, что итоговая цена в том же сочинском горнолыжном отеле будет не ниже, а зачастую и выше, сервис будет слабее. Но плюс в том, что не нужен загранпаспорт, все понимают тебя на русском языке, можно толкаться в очереди, матерится — все тебя поймут.

Мифтахов: Два часа на подъемниках — как-то не очень.

Пасечник: Есть такое дело. Тем не менее бывает, что в начале сезона «выстреливают» такие предложения, допустим, за 20 тысяч на неделю на двоих где-нибудь в отеле «три звезды» в Сочи или в Крыму.

Мифтахов: Это знаете, видел у «Библиоглобус» в прошлом году в октябре всего по 89 рублей.

Пасечник: У нас было даже 13 тыс. рублей на двоих на неделю в Сочи. Мне запомнились эти цифры. Просто у нас народ не относится к России как к направлению, где нужно заранее бронировать. Поэтому к этим ценам есть недоверие. Реально, к большому сожалению, перелет и все остальное пока не носят массового характера для того, чтобы это все превратилось в разумный пакет с соответствующим сервисом. Пожалуй, все, если есть какие-то наводящие вопросы — пожалуйста.

Семягин: Дальше мы перейдем более подробно к вопросам, спасибо. Я попрошу вас представиться, рассказать о своей компании и ответить на первый вопрос: как начинается летний сезон и как идут продажи на майские праздники?

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Заур Гаджиев: «По началу сезона могу сказать, что оно довольно-таки положительное, даже несмотря на то, что такие основные направления, как Турция и Египет, были закрыты. Благодаря остальным направлениям — допустим, по Тунису — продажи есть, и они идут вверх»

Заур Гаджиев: Добрый день, коллеги. Извиняюсь за опоздание. Меня зовут Заур, я являюсь директором регионального офиса в Казани компании Annex Tour. По началу сезона могу сказать, что оно довольно-таки положительное, даже несмотря на то, что такие основные направления, как Турция и Египет, были закрыты. Благодаря остальным направлениям — допустим, по Тунису — продажи есть, и они идут вверх. Кратко так.

Хусаинова: Тоже все хорошо (смеется).

Мифтахов: Это у операторов все хорошо, они-то в космосе. Разница в этом.

«Турцию в этом году никто не ждал»

Семягин: Мы встречаемся не первый раз и многие тенденции уже обговаривали. Так, мы обсуждали, как сказалось на этом бизнесе изменения курса рубля. Сегодня мы попробуем поговорить, скажем так, о последних новостях, которые так или иначе влияют на рынок. Одна из таких громких новостей — это то, что не открыли Турцию и Египет, те направления, которые ждали и о которых говорили, что они будут открыты к сезону. Я прошу рассказать, как это отразится на предстоящем летнем сезоне и насколько ударит по бизнесу туристических компаний.

Мифтахов: На самом деле Турцию в этом году никто не ждал, если говорить об основных операторах. Они сейчас судорожно искали альтернативы — Россия, Тунис.

Хусаинова: Египет ждали с мая.

Мифтахов: На самом деле всем обещали, но все смотрели на загрузку российских курортов.

Самолин: Я полностью согласен с «Салаватом». На российских курортах ничего не улучшили, но цену в три раза поднять надо.

Семягин: Мы до них еще дойдем.

Мифтахов: Я хочу сказать насчет российских курортов. Господин Пасечник прав, в связи с Олимпиадой там открылись несколько отелей в горах для семейного отдыха, есть прекрасный отель «Богатырь», он очень интересно стилизован. Есть точки притяжения для семейного отдыха. Поэтому сразу отметать это нельзя. Если мы говорим конкретно о VIP-туристах — ну да, в горах есть шикарные отели. Но на побережье они старые, реновированные, но не новые. Мы все это прекрасно понимаем. Если говорить о Египте, его все долго ждали. Я был в Москве на выставке, мы общались с коллегами из Ростуризма. Они говорили, что ожидают, но, возможно, это будет летом. Но никто точно до конца не знал. После того как один человек, профессор, прошел и захватил самолет… Мы-то ожидали, что они как-то поменялись. На самом деле они сказали: да-да, мы работаем. Скоро обязательно. А утром сказали, что все сделали. Потом оказалось, что не получилось. Ну, с кем не бывает.

Тарзиманов: Рамиль Зуфарович, можно только один комментарий по поводу этого профессора? Из этой истории раздули. У нас в России таких чокнутых профессоров, которые наденут на себя какие-то непонятные вещи и скажут, что у них бомба, — таких может быть десяток.

Мифтахов: Но они же так не делают?

Тарзиманов: А может быть, и делают. У нас пьяные зато. Вопрос в другом. Если бы он действительно пронес взрывчатое вещество — я согласен. А так как он пронес муляж — это никакого отношения к терроризму не имеет. Это имеет отношение только к тому, что он душевнобольной. Проверить, душевнобольной он или нет, к сожалению, в аэропорту нельзя.

Хуасаинова: Вы хотите сказать, что аэропорт работает исправно, а степень безопасности там высокая?

Тарзиманов: Я же не проверяющий орган. Хочу только сказать, что данный случай не показатель того, что в египетских аэропортах низкий уровень безопасности.

Но я не за то, чтобы открыли Египет. Объясню, почему. За год-полтора до его закрытия мы нашим клиентам не рекомендовали туда лететь по причине того, что там уже давно идет вялотекущая гражданская война. Если государство не может обеспечить контроль внутри, как оно может обеспечить безопасность туристов? Поэтому мы давно уже не рекомендовали. Другой вопрос в том, что, к сожалению, как Турции, так и Египту в ценовой категории… хотя сейчас я не знаю, после того как египетские отели не работали, может, там антисанитария и тому подобное; еще не факт, что если они откроются, там будет что-то хорошее.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Рустем Тарзиманов: «Если государство не может обеспечить контроль внутри, как оно может обеспечить безопасность туристов?»

Мифтахов: Мы сейчас говорим не об отелях. Давайте так: закрылись, и в этом году их не стоит ожидать. Сейчас нужно говорить о будущем.

Хусаинова: Турцию больше жалко, чем Египет.

«Туристические компании ушли в квартирные»

Семягин: Но тем не менее это массовые направления, которые, по сути дела, убивают массовый зарубежный туризм.

Мифтахов: Почему убивают? Не убивают. Просто, как сказал на нашей новогодней встрече премьер-министр, мы живем в другой реальности, и теперь другие массовые направления — Россия.

Пресс: Убивают агентства, которые занимаются только массовым туризмом.

Мифтахов: Это да, понятно. Они и закрылись. Если по прошлогодней статистике только по Казани было более 660 агентств, проходящих по контрактам, то на сегодняшний момент — порядка 460-470. Это за год они «сдулись». Но, как я понимаю, операторы просыпаются и вырабатывают новые концепции. Теперь работаешь индивидуально на квартире и получаешь. Туристические компании ушли в квартирные. И хотя всю жизнь против этого боролись, но, к сожалению, мнения крупных операторов никто не спрашивает. Теперь сидят дома, и это очень негативно влияет на рынок.

Поэтому новая реальность, новые направления. Россия сейчас массово популярна, мы раньше никогда не занимались ею, но в последние два года мы интенсивно изучаем курорты Краснодарского края, ну и Крым мы до этого знали. Люди хотят на море.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Рамиль Мифтахов: «Россия сейчас массово популярна, мы раньше никогда не занимались ею, но в последние два года мы интенсивно изучаем курорты Краснодарского края, ну и Крым мы до этого знали. Люди хотят на море»

«Не будет в Анталью рейса!»

Семягин: А то, что у нас открываются новые рейсы в Турцию, — это приведет к тому, что часть клиентов перетечет?

Хусаинова: Это вообще непонятно. Ежедневные рейсы пускают.

Тарзиманов: Когда что-то читаете в СМИ, не нужно принимать это на веру.

Хусаинова: Я смотрела на сайте аэропорта.

Тарзиманов: На сайте официальные продажи есть?

Мифтахов: На сайте билеты уже начали продавать. На самом деле на сегодняшний момент Oranair подал заявку и на регулярный рейс, это предварительная заявка, и на сегодняшний момент они ожидают ответа. Если ситуация не изменится, они, скорее всего, будут летать через Стамбул. Или вообще рейс отменят и деньги вернут.

Пресс: Не будет в Анталью рейса!

Хусаинова: Но я на сайте аэропорта видела летнее расписание в Анталью ежедневно, в Даламан два раза в неделю.

Мифтахов: Просто я хочу сказать, что предварительно у них заявки есть, деньги собираются. Но пока Минтранс России отмашки не дал.

Хусаинова: Но «Аэрофлот» же летает из Москвы? Я хочу сказать, что прямой регулярный рейс в Анталью есть. Не из Казани, так из Москвы.

Мифтахов: Ситуация такая. Если мы сейчас говорим об Анталье, у нас тут ни одна компания не имеет права напрямую заниматься продажей Турции. Это противозаконно.

Хусаинова: Это в России, а гражданам Белоруссии, Узбекистана можно. Я про то, что у нас есть туристы граждане Эстонии, Узбекистана, и теоретически мы им продавать можем. Я читала, продавать нельзя гражданам РФ.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Гульнара Хусаинова: «Гражданам Белоруссии, Узбекистана можно. Я про то, что у нас есть туристы граждане Эстонии, Узбекистана, и теоретически мы им продавать можем»

Пресс: Можно, я прокомментирую? В этом году ситуация такая, которой никогда не было и, может быть, не будет. С одной стороны, идет достаточно серьезный спад количества туристов, но их можно очень легко проверить, потому что у нас в Казани было точно четыре массовых крупных оператора по Турции, которые начиная с марта по октябрь летали каждый день.

Тарзиманов: В сезон в Турцию вылетало 35-40 тыс. человек.

«В Тунисе идет война гораздо хуже, чем в Египте: там людей на пляжах расстреливают»

Пресс: Гораздо больше. 70 тысяч только «Пегас» делал. Получается, что сейчас они заменяют Грецию Тунисом. Причем в Тунисе идет война гораздо хуже, чем в Египте: там людей на пляжах расстреливают. И ставятся объединенные рейсы раз в 10 дней. Вы представляете, какая разница? Практически получается, что по итогам прошлого года у нас есть порядка 100 тыс. туристов, которых некуда отправить. Греция вместе с Кипром и Болгарией дадут максимум 20 тысяч. Они захотят поехать — а отправить их некуда. Тысяч 10 даст максимум прирост Крыма и Сочи. Все. 70 тысяч отправить некуда. С одной стороны, и туристов мало, а с другой — и отправить их некуда.

Тарзиманов: Это приведет к тому, что цены на существующие туры будут в разы выше.

Пресс: Цены поднимут авиакомпании. Еще один момент. В этих условиях очень проблематично существование целого ряда крупных туроператоров — у них нет денег, но есть огромные штаты сотрудников, огромные парки самолетов, взятых в лизинг, за которые нужно платить, нужно платить за обслуживание аэропортов. В этой ситуации, естественно, выиграют только те, кто занимается индивидуальным туризмом, кто к этому делу подготовился. Спрос на итальянские, французские и средиземноморские курорты будет очень большой, потому что просто больше некуда ехать.

Гаджиев: Я бы хотел сказать по этому году. Ожидалось, что вообще некуда будет ехать, но ситуация немного подкорректировалась. Поставились Болгария, Кипр, Тунис. В последнем в прошлом году были теракты, но, насколько я знаю, уровень безопасности там повысился, но все-таки Африка есть Африка.

Хусаинова: Про Тунис я читала, что у них вообще до конца мая объявлено чрезвычайное положение. И мы все равно туда летаем? То есть запрета на полеты нет?

Гаджиев: В Египте, насколько я знаю, чрезвычайное положение объявлено уже 20 лет.

Мифтахов: И все это время мы летали.

Гаджиев: При этом по Тунису могу сказать, что там предложение хорошее как по стоимости, так и по выбору отеля. Поэтому определенный сегмент туда можно перенести. Плюс все операторы продлили такие азиатские направления, как Вьетнам. Конечно, из Казани азиатские направления летом немного в диковинку, но другие регионы летают — Сибирь, Москва раньше летала.

Пресс: Это от отчаяния!

Гаджиев: Понятно, что Турцию ничто не заменит, потому что это универсальное направление. Поэтому корректировки будут, и здесь вопрос к тем агентствам, которые знали только Турцию и Египет. Им будет сложно, а другие операторы, я думаю, подкорректируются. Мы ожидали, что и в прошлом году будет большой провал, сейчас экономика подкорректировалась, и операторы с турагентами.

«Если человек уедет в Турцию и с ним там что-нибудь случится, тот, кто продал, однозначно сядет в тюрьму»

Семягин: Хорошо, а операторы могут перейти, например, на продажу билетов? Продать авиабилет в Стамбул? Почему бы нет? Это же не нарушения правил?

Мифтахов: Даже не оператор может продать билет. Продажа билетов — не нарушение.

Семягин: Вы ожидаете переориентирование компаний на продажу тех же самых авиабилетов?

Тарзиманов: Это разные виды бизнеса.

Семягин: Я согласен.

Мифтахов: Это даже не трехрублевый, а трехкопеечный бизнес.

Тарзиманов: Мы занимаемся и тем, и тем. У нас разные отделы — одни люди не могут заменять других. Они близки по своей сути, но это кардинально разные бизнесы. И маржинальность билетного бизнеса в разы меньше, чем в туризме. Сейчас нужно уходить в онлайн-технологии и на массовом продукте зарабатывать по чуть-чуть. Второй момент — сам по себе билетный бизнес сейчас существовать не может, он может быть только в комплексе с туризмом, например. Или [заниматься] бронированием отелей, то есть корпоративный туризм. Поэтому туроператорам нет смысла переходить в билетное агентство.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Рустем Тарзиманов: «Я знаю, что у туристских компаний есть такие проекты, которые они уже хотят запустить, — некий движок онлайн-продаж в пакете на турецкой стороне: отель, трансфер, экскурсии можно докупить на месте»

Семягин: Вот, пожалуйста, вариант: продают билет и бронирование отеля.

Тарзиманов: Кто продает отель?

Семягин: То есть бронировать отель нельзя?

Тарзиманов: Вы про Турцию? Конечно, нельзя.

Гаджиев: Один раз только, последний.

Мифтахов: Кстати, планируются внеплановые проверки.

Пресс: Там ситуация простая. Если человек уедет в Турцию и с ним там что-нибудь случится, тот, кто продал, однозначно сядет в тюрьму.

Гаджиев: Сейчас никто и не рискует, потому что слово «Турция» уже противозаконно.

Тарзиманов: На самом деле люди-то могут поехать сами по себе, купить регулярный билет, забронировать отель…

Хусаинова: Но мы теряем туристов, на самом деле.

Пресс: Но я не думаю, что таких людей будет очень много. С детьми люди вменяемые.

Тарзиманов: Хотя я знаю, что у туристских компаний есть такие проекты, которые они уже хотят запустить, — некий движок онлайн-продаж в пакете на турецкой стороне: отель, трансфер, экскурсии можно докупить на месте.

Хусаинова: Я читала, что Министерство туризма Турции ожидает в этом году 2,5 млн туристов из России. А еще наши туристы говорят, что каждый год отдыхали в одном отеле, и отель шлет приглашение, говорит, приезжайте, мы вас встретим. Только билет на самолет купите, и мы даже вам возместим 100 евро на ребенка и 200 на взрослого за перелет.

Тарзиманов: Та сторона тоже хочет жить и кушать. Когда у них отняли рынок, они стали искать другие варианты.

Хусаинова: На таких условиях можно полететь, и люди полетят.

Тарзиманов: Я думаю, часть людей полетят, но это будет максимум 10% от того, что было.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Рамиль Мифтахов: «В неделю стабильно раз кого-нибудь взрывают. Представьте себе, приходит семья, супруг читает, что там постоянно кого-то взрывают, и он повезет туда свою семью?»

Мифтахов: Какие 10?.. Обратите внимание, в средствах массовой информации объявили об очередном теракте в Турции. В какой-то деревне погиб один человек. И в неделю стабильно раз кого-нибудь взрывают. Представьте себе, приходит семья, супруг читает, что там постоянно кого-то взрывают, и он повезет туда свою семью?

Тарзиманов: Рамиль Зуфарович, вы читали три или четыре дня назад новости? Где был теракт?

Мифтахов: В Ставрополе. Понятно, но когда здесь теракт — это определенным образом воспринимается, а когда там — совершенно по-другому.

Тарзиманов: Я так скажу: в Стамбуле же постоянно теракты были, в Анталье нет. У нас люди, которые летят через Стамбул, специально делают там себе большую стыковку, чтобы выйти и погулять. Может быть, россияне настолько уже ничего не боятся, но, к сожалению, такой момент тоже есть.

Пасечник: Я думаю, и страховые компании не будут страховать тех, кто выезжает в Турцию и Египет, а следовательно, турист должен брать ответственность за себя и свою семью. Случилось что — любая клиника или вывоз из-за рубежа обойдется в сумасшедшие деньги.

Хусаинова: А страховым компаниям запрещено, или они сами не хотят?

Тарзиманов: Вот неизвестно, мы не проверяли. Когда раскроется факт, думаю, им скажут: «Иди сюда».

Мария Горожанинова, фото Романа Хасаева, видео Арчи Стасевича

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

МероприятияБизнес-бранчи

Новости партнеров