Новости раздела

Тарифный «компромисс» на рубль: перевозчикам предложили проезд по 25 рублей

Несмотря на закладываемый рост перевозок и проведение водного мундиаля, в Казани стали меньше ездить на общественном транспорте

Накануне на заседании Комитета РТ по тарифам был рассмотрен вопрос повышения стоимости проезда в общественном транспорте до 25 рублей. Комитет занял промежуточную позицию, полностью поддержав необходимость повысить тарифы, чтобы автотранспортные предприятия смогли выйти из убытков, но снизив на 1 рубль изначально предложенную ими и исполкомом Казани стоимость. При этом качество перевозок особо не улучшится, дополнительные доходы лишь помогут АТП «догнать» инфляцию. Почему падает количество пассажиров общественного транспорта в Казани и какие аргументы против высказывала оппозиция — в репортаже «Реального времени».

Анекдот про бабушек

Как доложила начальник отдела регулирования тарифов на транспортные услуги и услуги связи Госкомитета РТ по тарифам Татьяна Гайнуллина, с заявлением поднять стоимость проезда обратились 13 казанских перевозчиков: МУП «Метроэлектротранс», МУП «КПАТП-2», МУП «КПАТП-4», ООО «КПАТП-9», ООО «ИТЦ», ООО «УМ-4», ООО «КПАТП-7», ООО «Республиканский автовокзал-07», ООО «Республиканский автовокзал», ООО «Байлык», ИП Беляев Р. И., ИП Гарипов Ф. Г., ИП Умарова С. М. Почти все они, наряду с членами согласительной комиссии, депутатами татарстанского парламента и приглашенными «общественниками», присутствовали на заседании. Начать его председатель комитета Марат Зарипов решил с анекдота «на злобу дня» — про бабушек, которые «тратят всю пенсию на путешествия», потому что в Казани «снова дорожает общественный транспорт».

На 2016 год в Казани утверждены схемы 64 маршрутных автобусов. Перевозчики предлагают увеличить стоимость проезда с 20 до 26 рублей за разовую поездку, то есть на 30%, заявила Гайнуллина, зачитывая заявление. По прогнозам, за год автобусы перевезут более 174,16 млн пассажиров, из них более 71 млн (49%) — льготники. При этом при установлении в 2014 году нынешних тарифов объем перевозок составлял 180,8 млн пассажиров в год, льготников из них было 36%. Таким образом, за год падение пассажиропотока составило 3,7%. По прогнозу перевозчиков, доходы автоперевозчиков в 2016 году составят более 3,5 млрд рублей, расходы — более 4 млрд рублей, а убыток составит 552,7 млн рублей, поскольку себестоимость перевозки одного пассажира при тарифах в 20 рублей составляет 23,9 рубля. «Увеличение тарифов обусловлено инфляционными процессами общего характера, в том числе повышением цен на горюче-смазочные материалы, энергоносители, шины и запасные части, а также необходимостью обновления подвижного состава», — заключила она. Однако комитет пересчитал предложенные перевозчиками прогнозы и заключил, что общая сумма затрат перевозчиков в 2016 году, с учетом лизинговых платежей, составит 3,55 млрд рублей, то есть 86,9% от заявленной перевозчиками суммы затрат. Из них на обновление автобусного парка им потребуется почти 470 млн рублей, 156,7 млн из которых — первоначальные лизинговые взносы. Комитет исходил из расчетов, что средняя зарплата работников автотранспортных предприятий (АТП) составляет 33 тыс., у водителей маршруток — 40,5 тыс. рублей в месяц, а оптовая цена дизельного топлива — 33,22 рубля.

Себестоимость проезда в трамвае в два раза выше цены билета

В связи с этим предложение перевозчиков по увеличению тарифов комитет в целом поддерживает, предложив лишь снизить указанную ими сумму на рубль. При увеличении тарифов на перевозки с 20 до 25 рублей за наличный расчет, с 18 до 23 рублей — по электронным проездным документам и сохранении тарифов льготникам в 15 рублей (при 50 и более поездках) сумма доходов АПТ от перевозки пассажиров, по расчетам комитета, составит более 3,55 млрд рублей, то есть предприятия смогут выйти на безубыточный уровень. При этом средний показатель роста тарифов в таком случае составит 16,9%, отмечает Гайнуллина. Раскрывает комитет и структуру расходов АТП. Так, большая часть доходов — почти 28% — уходит на топливо и смазку, четверть — на обновление подвижного состава (амортизацию и лизинг), чуть меньше 22% — на зарплату работникам, почти 12% — на общехозяйственные нужды, 9,2% — на техобслуживание и ремонт, а на налоги, страхование и прочее — 4,2%.

Что касается повышения цен на проезд в трамваях, троллейбусах и метро, комитет предлагает такие же суммы: 25, 23 и 15 рублей соответственно. Необходимость повышения МУП «Метроэлектротранс» объясняет тем, что с 2008 года не получает дотаций от регулирования тарифов на возмещение убытков от деятельности, при этом растет стоимость энергии и оборудования. В 2016 году «Метроэлектротранс» рассчитывает перевезти более 64,9 млн человек, из которых 18,7 тыс. — льготники. И даже при установлении предлагаемых тарифов, заявляет компания, она закончит год с убытком в 842 млн рублей. Средняя зарплата персонала компании не превышает 25 тыс. рублей, водителей трамваев и троллейбусов — 29 тыс. рублей, а машиниста метро — 40 тыс. рублей. При этом в текущем году «Метроэлектротранс» рассчитывает перевезти на 1,6 млн больше пассажиров, чем в 2015 году, и увеличить свои доходы на 5 млн рублей. Сумма затрат уменьшится на 2,2 млн рублей. Так, перевозка трамваем одного пассажира обходится в 41 рубль, троллейбусом — 38,7 рубля, а метро — 34,3 рубля. «Прогнозируется, что в результате регулирования тарифов в 2016 году согласно предложенному варианту убыток от перевозки пассажиров наземным пассажирским транспортом сократится на 116,5 млн рублей», — подытожила Гайнуллина, добавив, что тарифы согласованы с исполкомом Казани и самими перевозчиками.

«Ряд позиций по запчастям увеличился на 400%»

Глава комитета по транспорту исполкома Казани Айдар Абдулхаков, взявший слово после, отметил, что администрация города признает существующий тариф слишком низким, однако напомнил, что изначально перевозчики предлагали 28 рублей за поездку, но после консультаций согласились снизить до 26. Совсем не повышать тарифы нельзя, уверен чиновник: «За последние 2 года уровень только официальной инфляции составил 25,8%, при этом ряд позиций по запчастям увеличился на 400%, автобусы у нас импортные, запчасти, к сожалению, им требуются свои».

Члены согласительной комиссии комитета удивились, что при всем росте турпотока в Казани и при создании все более благоприятных условий для общественного транспорта пассажиропоток падает. Абдулхаков парировал, что за 10 лет число автомобилей в Казани выросло в два раза — 248 тыс. штук, а каждый автомобиль в городе, как правило, это минус 1,5 пассажира для общественного транспорта, а качество перевозок тут ни при чем.

Депутат Госсовета РТ Марат Галеев поинтересовался, есть ли практика повышения тарифов в соседних городах ПФО. Как оказалось, в Самаре и Нижнем Новгороде тарифы сохраняются на уровне Казани. «Но самое главное — соблюсти баланс между перевозчиками и пассажирами. Если у нас в бюджете не предусмотрена сумма, обеспечивающая регулирование тарифов, то в этих городах баланс соблюдается», — ответила Гайнуллина. При этом Зарипов, явно выступающий за повышение стоимости, напомнил, что, например, в Екатеринбурге проезд тоже стоит 26 рублей, а Абдулхаков напомнил, что в этих городах могут ездить и нерегулируемые маршруты, которые дороже официальных 20 рублей.

«Если увеличить на 30%, тогда надо и на 30% увеличивать заработные платы»

«Прежде чем соревноваться с Ленинградом и Москвой, посмотрите, какие там зарплаты, другие выплаты. Посмотрите на автобусы — там же в основном бюджетники ездят. Представители мелкого и среднего бизнеса, крупные чиновники — им безразлично, за какую сумму ездят их рабочие», — возмутился лидер фракции КПРФ в Госсовете РТ Хафиз Миргалимов. Он посчитал необоснованными расчеты, по которым АТП говорят о завышенных затратах на обслуживание автобусов. «Если провести независимую аудиторскую проверку, будут другие цифры. Мы по своим городам узнавали — ничего подобного. И если увеличить на 30%, тогда надо и на 30% увеличивать заработные платы», — заявил он. Перевозчики, тоже присутствующие на заседании, возмутились сомнениями Миргалимова и наперебой начали рассказывать про то, что резина подорожала в 1,5 раза, простые автолампочки — в 2,5 раза. Директор МУП «ПАТП-4» Наиль Садриев напомнил, что указанные 40 тыс. рублей — зарплата водителей, которые перерабатывают. «Поэтому они и сознание теряют, и умирают за рулем. Не хочет никто идти на 15 тыс., у меня сегодня дефицит кадров 20%, а текучесть кадров — 60%», — рассказал он, добавив, что повышение зарплат необходимо. Его поддержал Зарипов, отметив, что субсидировать повышение зарплат бюджет республики не будет, поэтому повышение тарифов — единственный путь.

Еще активнее раскритиковал инициативу председатель регионального отделения «Трудовой партии России» в Республике Татарстан Иван Климов, упомянув, что в других городах России по маршрутам ездят «мерседесы», которые «качественнее», однако не пояснил, почему они были бы лучше или дешевле.

Повысить тарифы, чтобы водители стали вежливыми

Журналисты пожаловались на то, что в повышение тарифа входит оплата лизинговых платежей, что обязывает пассажиров платить по обязательствам компаний. «Жизнь в кредит — это всегда опасно», — считает корреспондент «Вечерней Казани». Абдулхаков ответил, что из 843 автобусов, которые ездят по маршрутам в Казани, более ста, согласно нормативам, нужно обновить. «Собственных средств у перевозчиков не имеется. А лизинговая схема позволяет не платить ряд налогов и отчислений, а также выкупать его по мере эксплуатации», — ответил Абдулхаков, добавив, что лизинг довольно выгоден для АТП в силу небольшой ставки. «Бизнес всегда так строится (в кредит), это нормальный процесс», — возмутились перевозчики в зале. «Вы так защищаете перевозчиков, у вас нет случайно интересов никаких?» — продолжал недоумевать Климов.

«Резкое повышение на 30% скажется и на работнике: грубо говоря, среднестатистическая семья из трех человек с ребенком старше 7 лет в год потратит порядка 50 тыс. рублей, сумма очень серьезная», — напомнил зампредседателя Федерации профсоюзов РТ Марат Гафаров. По его словам, в транспорте до сих пор отсутствует культура общения с пассажирами. «Будут ли какие-то подходы, чтобы относились к пассажирам с должным вниманием, подсказывали остановку, которая нужна?..» — спросил он. Однако перевозчики ответили, что улучшить культуру обслуживания можно, только если мотивировать сотрудников, а для этого надо поднять им зарплату.

Привлекать пассажиров импровизациями и бесплатным wi-fi

При этом комитет рассчитывает приостановить падение пассажиропотока на общественном транспорте, в основном за счет туристов. «Закладывалось увеличение пассажиропотока на 3% в связи с тем, что у нас будет много гостей», — ответила Гайнуллина, отвечая на вопрос «Реального времени». Однако пояснить, почему количество приезжих не увеличивало пассажиропоток в 2015 году, она не смогла. При этом у главы комитета прогноз оптимистичный. «Исходя из обновления подвижного состава люди будут в более плотном масштабе эксплуатировать общественный транспорт, транспортная доступность станет лучше», — предположил он.

Однако такой прогноз опроверг сам же Абдулхаков. «Исходя из тарифа, который мы устанавливаем сегодня, мы догоняем вчерашний день. И говорить о том, что кардинально будет улучшена работа общественного транспорта, мы не можем. В части обновления подвижного состава — да, но остальное…» — признал глава комитета по транспорту. В ответ Зарипов все-таки напомнил транспортникам, что доходы нужно искать не только в повышении тарифов. «А какие могут быть доходы?» — удивились перевозчики. По их словам, заказные перевозки они не осуществляют. «Ну, посмотрите, внедрить тот же wi-fi, платный или бесплатный, импровизировать, смотреть, думать, вы же тоже заинтересованы. Вы видите, оценка населения не воодушевляет», — парировал он.

Климов воспользовался возможностью и указал на то, что есть реклама в транспорте, которая тоже приносит доход. Главы предприятий обвинения отрицали, отвечая, что «такого нет и быть не может». Аргумент партийца, что он только что ехал на таком, их не убедил.

«У нас даже коллектив в комитете разделился на две части: кто-то против, кто-то говорит, что надо повышать», — признал Зарипов. КПРФ и «Трудовая партия России» напомнили, что они против повышения, их мнение обещали «обязательно учесть». Решение будет принято на заседании правления комитета, которое состоится в ближайшую пятницу, 25 марта.

1/61
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
Дина Валиуллина, фото Романа Хасаева

Новости партнеров