Новости раздела

Как нижегородский дилер SsangYong «прокатил» клиентов и партнеров на 200 миллионов

Дело беглого владельца автосалонов-дилеров компании Suzuki, SsangYong и Peugeot направлено в суд

Как стало известно «Реальному времени», в соседней Чувашии завершено расследование уголовного дела, затрагивающего интересы почти двух десятков казанцев. На скамью подсудимых Калининского райсуда города Чебоксары отправится бывший владелец четырех автосалонов, включая казанский «ИПСУМ» Алексей Шелыганов. 30-летнего нижегородца обвиняют в мошенничестве, злоупотреблении полномочиями и преднамеренном банкротстве. Общий ущерб финансовых претензий к Шелыганову — 200 млн рублей, из которых более 40 млн — деньги покупателей авто, так и не дождавшихся либо своих машин, либо ПТС на них. По словам обманутых, в их рядах есть даже полицейский и прокурор.

Кабальная сделка

35-летний казанец Владимир ждет свою машину с июля 2014 года. И не просто ждет — платит за нее кредит. Корейский кроссовер SsangYong наш герой присмотрел в салоне «ИПСУМ Авто», размещавшемся по адресу: Краснококшайская, 140. «Мне сказали, что такая машина есть в Чебоксарах, завтра привезем», — вспоминает Владимир. Машина, по его словам, прибыла в срок, с директором салона согласовали дополнительную комплектацию и заключили договор.

— Я перечислил 300 тыс. рублей и направил заявку на автокредит. Банк перевел деньги на счет салона, а на мне повис долг по кредиту на общую сумму 850 тыс. рублей, — рассказывает обманутый покупатель. — Дальше директор салона говорит: «Можете забирать машину». Я говорю: «А ПТС [паспорт транспортного средства, — прим. ред.] где?» В ответ: «Придет позже». Я побоялся брать — вдруг что случится: сгорит, угонят, а у меня и документов нет…

Салон на первое время предоставил Владимиру вместо кредитной машины почти такую же с тест-драйва. Правда, потом эту иномарку пришлось вернуть, а вот за руль своего «корейца» автомобилист так и не сел. Сначала этот внедорожник исчез из казанского салона, а затем был продан по-новой уже в другом регионе. «В Казани так «кинули» человек 20. Я пытался оспорить кредит, ведь машины-то нет, но банку все равно, где она — они ссылаются на подписанный мной договор. Приходится платить», — рассказывает Владимир. По его словам, несколько покупателей рискнули забрать авто без ПТС, а потом смогли через суд истребовать этот документ у завода-производителя.

Некоторым чебоксарским клиентам компаний Шелыганова повезло больше — после нескольких месяцев ожидания они кроме ПТС-ки получили от директора в качестве неустойки сигнализацию и комплект автоковриков. Впрочем, немало простых клиентов остались ни с чем — когда салоны Шелыганова стали закрываться, банки, преимущественно ВТБ и «Промсвязьбанк», просто изъяли залоговое имущество — автомобили.

Чувашская полиция искала беглеца полгода

Краху автоимперии Алексея Шелыганова, в которую входили казанский «ИПСУМ Авто» и чебоксарские салоны «Прайд», «Стар21.ком» и «Драйв-авто», отчасти поспособствовал кризис: платежеспособность клиентов упала, курс доллара вырос, схема продаж забуксовала. Впрочем, по версии следствия, основной удар по рентабельности бизнеса нанес сам владелец, провернув ряд заведомо невыгодных сделок. Кредиторы забили тревогу уже осенью 2014 года. В результате борцы с экономическими преступлениями изъяли в пунктах продажи авто всю документацию, а приставы описали имущество двух салонов-дилеров Suzuki и SsangYong.

Машины в тот момент арестовывать не стали, поскольку все они, согласно схеме продажи авто, уже находились в залоге у банков. Так, по неоплаченным кредитам ВТБ его представители смогли вывезти около десятка новых машин. В октябре 2014-го служба судебных приставов сообщала о долгах автоимперии в размере 3 млн, к февралю 2015 года сумма выросла до 40 млн рублей.

В отношении бизнеса Алексея Шелыганова была инициирована процедура банкротства. Салоны закрылись, а их владелец подался в бега. В феврале 2015-го его объявили в федеральный розыск как подозреваемого в злоупотреблении полномочиями и хищении чужих миллионов путем мошенничества (ч. 2 ст. 201 и ч. 4 ст. 159 УК РФ). К чести сотрудников МВД Чувашии, нашли Шелыганова через полгода в Санкт-Петербурге. В сентябре 2015-го в Чебоксарах по решению суда он был взят под стражу.

Деньги казанцев и чебоксарцев продавец закопал?

В минувшую пятницу прокуратура Чувашии утвердила обвинительное заключение Алексею Шелыганову по трем статьям Уголовного кодекса РФ и направила его дело в суд. Следствием установлено: с марта по октябрь 2014 года Шелыганов, как единственный учредитель и директор четырех вышеназванных ООО, занимался реализацией иномарок Suzuki, Ssang Yong, Peugeot в своих салонах в Чебоксарах и Казани.

По версии следствия, 45 граждан, передавших предпринимателю более 40 млн рублей, оригиналы ПТС так и не получили. Некоторые остались и без авто. А все потому, что часть денег покупателей бизнесмен не направлял на погашение кредитной задолженности и снятие залога с машин в обмен на ПТС, а тратил по своему усмотрению. Эти действия обвиняемого квалифицированы как мошенничество. Среди пострадавших — несколько жителей Марий Эл, около 20 татарстанцев и почти столько же жителей Чувашии. Удивительно, но точную цифру в пресс-центре МВД Чувашии назвать не смогли (ответа на свой запрос от 10 февраля 2016 года редакция «Реального времени» ждет до сих пор).

Из материалов дела следует, что в числе умышленных сделок, квалифицированных следствием как преднамеренное банкротство и злоупотребление полномочиями, следствие выделяет фиктивную — без внесения денег в кассу — продажу директором собственной жене BMW 2006 года выпуска, а также заведомо убыточные сделки с четырьмя земельными участками между Чебоксарами и Новочебоксарском.

«По версии следствия, участки были перепроданы по ценам заведомо ниже рыночных», — пояснил «Реальному времени» прокурор отдела прокуратуры Чувашии Анатолий Пешков и сослался на выводы экспертов, что те же участки могли быть проданы где в 5, а где и в 30 раз дороже! Впрочем, подобное отчуждение активов не прошло бесследно — сначала с подачи кредиторов арбитраж запретил проведение любых регистрационных действий по спорным землям, а затем уже следствие наложило на них арест. Проведя оценку этой недвижимости, в МВД пришли к выводу: на погашение ущерба потерпевшим хватит. В том случае, если цены на землю не упадут.

Отдельным эпизодом в дело Шелыганова включили аферу с займом под проект торгово-развлекательного центра «Автодеревня Чувашии». На финансирование этой затеи обвиняемый смог получить у знакомого более 8 млн рублей. Ни реализации проекта, ни денег инвестор так и не увидел. Арестованный предприниматель с обвинениями не согласен. Он придерживается версии, что все его действия без исключения были правомерными.

Производители открестились от проблемных автосалонов

Производители иномарок SsangYong и Suzuki от проблемных компаний-дилеров отстранились еще в 2014 году, после поступления в Арбитражный суд Чувашии первых исков к ООО «Прайд» и ООО «Стар21.ком». В частности, в «Сузуки Мотор Рус» заявили, что с 25 сентября 2014 года автосалон «Стар21.ком» больше не является официальным представителем этой марки в Чебоксарах: «Причина не раскрывается в коммерческих интересах. Свою роль сыграли многочисленные негативные отзывы клиентов о работе дилерского центра».

Разрыву отношений с Шелыгановым предшествовало пятилетнее сотрудничество: в 2010-м году новый чебоксарский салон «Стар21.ком» стал 52-м официальным дилером Suzuki на территории РФ. Через год был открыт салон «Прайд» — дилер SsangYong, намеревавшийся занять 10% рынка внедорожников и кроссоверов в регионе и выйти на объемы поставок до 300 млн рублей в год. Рекламой своего бизнеса Алексей Шелыганов занимался активно — как предприниматель раздавал интервью прессе, как гонщик — участвовал в соревнованиях «Волжский трек» на льду Чебоксарского залива.

В Казани SsangYong под вывеской «ИПСУМ Авто» продавали с сентября 2012 года по октябрь 2014-го. К слову, само ООО «ИПСУМ» в созданной Шелыгановым сети продвигало продукцию Peugeot, но было ликвидировано еще в 2013 году. В базе юрлиц можно найти минимум девять различных компаний в Нижнем Новгороде, Чебоксарах и Казани, так или иначе принадлежавших Алексею Шелыганову. В настоящий момент большинство из них ликвидировано, в двух — «Прайде» и «Стар21.ком» — введено конкурсное управление.

Крупнейший кредитор «Прайда» — «Россельхозбанк»

На сайте Арбитражного суда РФ можно найти информацию о спорах, которые ведутся с компаниями арестованного нижегородца. Так, претензии к ООО «Прайд» выдвигают с полсотни кредиторов из числа юридических и физических лиц. К примеру, ВТБ «Факторинг» намерено истребовать с должника 6,9 млн рублей, налоговая по г. Чебоксары — 447,3 тыс. рублей. Крупнейшим кредитором компании признан «Россельхозбанк», его требования — 92,1 млн рублей. Из материалов уголовного дела можно узнать, что в эту сумму оценили три сделки 2013-2014 годов, когда от имени «Прайда» Алексей Шелыганов выступал поручителем по кредитам ООО «Строй21.ком».

Также в числе кредиторов — управление наружной рекламы и информации исполкома Казани, сумма требований не указана. Впрочем, можно предположить, что Шелыганов не расплатился за рекламу на ТВ и билбордах. Кстати, претензии имеет и исполком Казани, требующий взыскать 19 тыс. рублей, из которых 8,4 тыс. заявлены в качестве неосновательного обогащения. Также в числе кредиторов — банк «Девон-кредит», казанское ЧОП «ГАРД Экспресс» и другие.

Как сообщил Александр Сидоров «Реальному времени», общий размер претензий к компаниям Шелыганова составляет порядка 200 млн рублей. Вопрос о реализации арестованного имущества будет решаться по результатам рассмотрения судом уголовного дела.

P.S. После публикации материала пресс-служба МВД Чувашии, наконец, сообщила — официальный статус потерпевших по уголовному делу Шелыганова получили 16 татарстанцев, а кадастровая стоимость арестованных земель — 322 млн рублей, что превышает требования кредиторов.

Сергей Афанасьев, Ирина Плотникова

Новости партнеров