«Белый лебедь» в Казани откроет небо для всего оборонного комплекса
Объединенная авиастроительная корпорация анонсировала в столице РТ запуск производства сразу двух самолетов — военного Ту-160М2 и гражданского Ту-214
Для татарстанского оборонного комплекса 2016 год может оказаться действительно поворотным моментом. С началом возобновления производства сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков Ту-160 Казанский авиационный завод впервые за последние 20 лет обретет долгосрочную программу строительства, а как минимум 20 республиканских предприятий ОПК уже вступили в производственную кооперацию. Об этом заявили президент ОАК Юрий Слюсарь и глава республики Рустам Минниханов в Казани.
«Здесь он будет собираться и испытываться»
Сегодня в Казань прибыла делегация Объединенной авиастроительной корпорации во главе с президентом Юрием Слюсарем, отвечающим за возобновление производства сверхзвукового бомбардировщика, но уже в модернизированной версии Ту-160М2 (первая серийная версия по кодификации НАТО получила имя Blackjack). Именно эта опорная крылатая машина дальней авиации и определила повестку визита президента ОАК.
Как заявил Юрий Слюсарь, Казанский авиастроительный завод имени Горбунова станет финальным предприятием по сборке этого мощного ракетоносца. «Здесь будет производиться значительная часть самолета, здесь он будет собираться и испытываться», — подчеркнул он после совещания с президентом РТ Рустамом Миннихановым. Собственно говоря, иначе и быть не могло, ведь впервые 20 лет назад этот тяжелый бомбардировщик поднялся в небо именно с военного аэродрома КАПО им. С.П. Горбунова. До начала реформ 90-х годов здесь было выпущено несколько лайнеров, которые до сих пор состоят на вооружении ВВС России. Но как бы парадоксально это не звучало, только вооруженные конфликты последних лет заставили перейти от ремонта советских ракетоносцев к восстановлению полноценного производства. Еще весной прошлого года министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил о необходимости возобновления производства Ту-160.
Своеобразным подтверждением намерений по реализации этой программы стало подписание соглашения о сотрудничестве между ОАК и Татарстаном, под которым свои подписи поставили Юрий Слюсарь и Рустам Минниханов. По словам Юрия Слюсаря, это базовый документ, который закладывает инвестиционную основу для взаимодействия между ОАК и республикой по восстановлению производства самолета Ту-160, прерванного 22 года назад. Подобного проекта не было за всю постсоветскую историю российского авиапрома. «Это масштабная работа — и прежде всего мы рассчитываем на помощь республики, и мы ее видим и чувствуем», – сказал он, поблагодарив президента за ту работу, «которая предшествовала принятию решения о восстановлении производства, и за ту работу, которая была проведена после того, когда было принято решение восстановить производство самолета Ту-160».
Вернуть флагманские позиции
Видимо, он имел в виду усилия республики по модернизации Казанского авиазавода, который за последние 20 лет достаточно сильно обветшал. И это неудивительно, ведь за эти годы у предприятия не было больших долгосрочных контрактов, а он сам пребывал в состоянии легкого полураспада.
«В советское время КАЗ был флагманом авиастроения, однако в силу разных причин, не имея возможности обновлять основные фонды, и по ряду позиций он утратил возможности производить высокотехнологичную продукцию, – признал президент ОАК. – Но сейчас он достоин того, чтобы на него обратить внимание».
Действительно, устаревшая производственная база КАЗ требует полноценного обновления. И программа Ту-160 дает такой шанс, наверное, один из тысячи.
— Программа технического перевооружения казанского авиазавода амбициозна, масштабна и крайне капиталоемка, – рассказал журналистам Юрий Слюсарь. — Она уже началась. Сейчас получаем заключение госэкспертизы, начинаем непосредственные мероприятия по техническому перевооружению. Минниханов уже сказал, и я хотел бы дополнить, что одна из целей, которые мы хотим достигнуть при реализации этого проекта — получить новый авиационный завод другого технологического уровня.
Модернизации подвергнется механосборочное, заготовительное производство. Все это не только в интересах производства Ту-160, но и других авиационных программ, которые ведет предприятие. Правда, Слюсарь не назвал объем инвестиций в реконструкцию и техническое перевооружение завода. Между тем в пресс-релизе указывается, что затраты на перевооружение завода до 2020 года составят несколько миллиардов рублей и сопоставимы с расходами при запуске производства в советское время. И что в итоге? «Средства, которые сейчас планируется вложить в предприятие, приведут к появлению на рубеже 2018-2019 годов нового завода», – оптимистично настроен президент ОАК.
«Ту-214 — это та машина, которая будет балансировать нагрузку к программе Ту-160»
Из Дома правительства делегация ОАК отправилась на Казанский авиазавод им. С.П. Горбунова. Здесь Юрий Слюсарь рассказал некоторые подробности модернизации самого ракетоносца Ту-160, который будет переоснащаться за счет большого количества приборов, агрегатов. «В процессе установки оборудования нового поколения удастся повысить эффективность самолета более чем в 2 раза. Поэтому мы говорим о том, что Ту-160 — это новый самолет с существующим планером, с совершенно новым бортовым комплексом радиоэлектронного оборудования», – пояснил он. По его расчетам, после техвооружения завод сможет собирать до трех машин Ту-160 в год.
На казанском авиазаводе он также окончательно раскрыл интригу относительно будущего среднемагистрального лайнера Ту-214 — базовой гражданской машины завода.
В советские годы Казанский авиазавод успешно развивался в двух направлениях — военном и гражданском самолетостроении. Он строил сверхзвуковые стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160, боевые Ту-22 и пассажирские лайнеры Ил-62. После закрытия в 90-е годы обеих программ по инициативе первого президента РТ М. Шаймиева была запущена «в серию» пассажирская версия Ту-214. Тогда еще министру экономики РТ Сергею Когогину даже удалось на условиях лизинга поставить 5 самолетов Ту-214 хабаровской авиакомпании «Дальавиа», но дальше дело не пошло. Казанская «тушка» осталась в мелкой серии, а затем и вовсе была переделана под борты специального назначения. КАПО простился с гражданским авиастроением? Оказывается, не совсем.
Как сообщило агентство «Татар-информ», из двух конкурирующих программ ульяновского Ту-204 и казанского Ту-214 сейчас необходимо оставить только одну. После долгого обсуждения было принято решение, что в классе магистральных самолетов этого семейства будет оставлен Ту-214. Программа Ту-204 будет заморожена после завершения всех контрактов. «Здесь, в Казани, Ту-214 — это та машина, которая будет балансировать нагрузку к программе Ту-160. В этом смысле, с точки зрения распределения кооперации, правильнее было бы оставить эту машину в Казани», — заключил Слюсарь.
Плюс 20
Как заявил Юрий Слюсарь, программа производства Ту-160 будет базироваться на принципах «широкой кооперации», которая предполагает привлечение предприятий не только из структуры ОАК, но и всех российских предприятий авиапрома, двигателе- и приборостроения.
Президент Татарстана Рустам Минниханов с гордостью сообщил, что в кооперационную программу попали 20 татарстанских предприятий — Казанский вертолетный завод, КАМАЗ, радиоэлектронные заводы. «Более того, решение задачи Ту-160 потребует и серьезных вложений республики в научную, интеллектуальную и образовательную сферу, – сообщил он. – Мы готовы к этому. Я уверен, что все вопросы, связанные с полномочиями республики, они будут реализованы. Мы заинтересованы в том, чтобы этот проект точно в определенное время был реализован. Это откроет новое дыхание для нашего Казанского авиационного завода».
«Решение задачи Ту-160 потребует и серьезных вложенийреспублики в научную, интеллектуальную и образовательную сферу. Мы готовы кэтому. Я уверен, что все вопросы, связанные с полномочиями республики, онибудут реализованы». Фото prav.tatarstan.ru
Похоже, что президент уверен в блестящем будущем завода. Как следовало из его ответа, оборот КАЗ вырастет с нынешних 9-10 млрд рублей до 50 млрд, будут открыты 1000-1500 высокооплачиваемых рабочих мест.
Осталось только неясным, когда наступит этот светлый день. Ведь дата запуска Ту-160 в серийное производство осталась неизвестной. Ранее в прессе назывался 2023 год, а буквально в феврале главком Воздушно-космических сил России, генерал-полковник Виктор Бондарев назвал уже 2019 год как предполагаемый срок полета модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160. Впрочем, точные даты запуска Ту-160 должны быть указаны в указе президента РФ, которого, похоже, еще нет.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.