Новости раздела

Первый мобильный звонок Шаймиева, или Как «Сантел» собрал 300 тыс. абонентов за два года

История регионального оператора, вложившегося в создание первой в республике сотовой связи мирового уровня

Первый мобильный звонок Шаймиева, или Как «Сантел» собрал 300 тыс. абонентов за два года

Сегодняшние смартфоны, давно переставшие быть просто средством связи, хоть и не заменяют полноценные компьютеры с точки зрения серьезной работы, однако вполне позволяют создавать несложные документы с нуля и тут же размещать их в облаке или высылать по электронной почте. В таких условиях уже не верится, что когда-то беспроводной звонок был настоящим чудом. А чудом он был всего 17 лет назад. И тоже 3 марта, но 1999 года. Тогда в Татарстане состоялся первый телефонный разговор в сети GSM оператора «Сантел» компании «ТАИФ-Телком». Какой вид связи предшествовал стандарту GSM, как ускорить рост числа абонентов и какие сложности пришлось преодолеть при внедрении сотовой связи, читайте в очередном материале спецпроекта «ТАИФ-25».

$2,5 тыс за телефон

Сегодня в каждом доме, на каждом электронном устройстве связи есть возможность подключиться к сети 4G и работать, обучаться или развлекаться в самых разных мультимедийных форматах с использованием тяжелого и объемного контента. И мы уже не представляем себе, как можно оказаться без связи хотя бы на день. Но еще 20 лет назад мобильная телефония и интернет были недоступны не только для обывателей, но и для элит. Выйти в интернет или позвонить по мобильному тогда было по ощущениям все равно, что выйти в космос – дорого, не каждому доступно, а для большинства просто «уму непостижимо».

«В свое время это было просто недосягаемо, – вспоминает в одном из своих интервью министр здравоохранения Татарстана Адель Вафин. — Я помню, что сотовый телефон стоил $2,5 тыс. – это первое. Второе – в 2000-м году я еще носил пейджер, но при этом уже был обладателем первого сотового телефона в своей жизни. Тогда «Сантел» был оператором. Конечно, быстрее решались все срочные вопросы, особенно когда это касалось консультаций в клиниках, все это стало значительно доступнее».

Действительно, в начале нулевых «Сантел» в определенной степени был визитной карточкой Татарстана. Это и первый, и главный в республике оператор сотовой связи стандарта GSM, и самая крупная местная компания с 334 тыс. подключенных абонентов и 221 базовой станцией. Охват услугами сотовой сети «ТАИФ-Телком» составлял более 98% территории Татарстана. К тому же детище ТАИФа приносило солидную прибыль. За год до продажи компании, в 2002, чистая прибыль составила $15 млн. Выручка составила $46 млн. По тем временам для региона цифры внушительные. Но начиналась история создания сотовой связи вовсе не с «Сантела».

В начале нулевых «Сантел» в определенной степени был визитной карточкой Татарстана

Сотни тыс. долларов на ветер из-за отсутствия связи

Сегодня мало кто знает, что прежде чем создать бренд «Сантел», компания ТАИФ проработала еще несколько систем связи – каждый раз вкладываясь в разработки, в инфраструктуру – совершенствуя раз от раза технологии и качество услуг.

Сначала в 1993 году в Татарстане появляется дочерняя фирма ТАИФа – компания «Радиотелефонные технологии» или «РТТ». Ее появление было обусловлено производственной необходимостью. Руководство промышленных компаний понимало, что бизнес теряет ежемесячно сотни тыс. долларов только потому, что предприятия не могут вовремя связаться с партнерами, государственными службами или, скажем, капитанами танкеров, перевозящих татарстанскую нефть. Проблема породила инновационную идею – было решено создать собственную мобильную связь и развить телекоммуникационную отрасль в Татарстане до уровня отраслей развитых стран мира.

Тогда ТАИФ развернул систему достаточно приемлемой на тот период транковой радиотелефонной связи. Новая услуга, как и ожидалось, оказалась популярной среди первых абонентов – производственников. Коллектив в «РТТ» вначале был небольшой, но обучение проходили в Финляндии, с получением европейского сертификата на право работать на оборудовании, которое компании «РТТ» поставила финская компания «Нокия». В обязанности специалистов входили монтаж и эксплуатация оборудования, обеспечивающего транковую радиосвязь. А по сути это были здоровенные такие трубки с чемоданчиками – большими, тяжелыми и весьма дорогими.

В 1994 году «РТТ» уже запустили оборудование, покрывающее расстояние от Зеленодольска до Набережных Челнов. «Все делалось в темпе, быстро, – вспоминал позже Валерий Трофимов, тогда начальник технического отдела «РТТ», а позже первый заместитель генерального директора ОАО «ТВТ». – Для установки антенн и размещения оборудования мы использовали имеющиеся высотные здания, построили пятидесятиметровую башню на трассе Казань – Набережные Челны. В Казани располагались три базовые станции – на высотке Казанского государственного университета, на телебашне и в микрорайоне Горки, а коммутатор стоял в здании АТС-36 на улице Бутлерова».

Руководство ТАИФа решило сделать ставку на перспективный, но совершенно новый для тех лет стандарт GSM

После торжественного открытия стали подключать абонентов. Довольно быстро число желающих пользоваться радиотелефонной системой перевалило за 6 тыс. Абонентов не отпугивали ни высокая стоимость аппаратов – почти $3 тыс., ни тарифы в $5 за минуту.

Связь по телефонным трубкам, весившим по полкилограмма, была тогда популярной у промышленников и нефтяников. «Татнефть» использовала свою связь – систему «Алтай», созданную еще в конце 60-х годов. Антенная система работала по принципу сотовой связи – с одной или несколькими базовыми станциями. Главным недостатком «Алтая» было ограниченное число абонентов. Введение транковой связи позволило нефтяникам наладить оперативный сбор информации со своих скважин, добывающих управлений и узлов подготовки нефти. И они охотно заключили с «РТТ» договор о взаимодействии, и абоненты ТАИФа смогли пользоваться радиотелефоном в Закамье, а абоненты-нефтяники – в Казани. У всех был единый городской номер. Позднее «РТТ» заключили договор с московской фирмой, которая такую же связь использовала в Москве и Московской области. Таким образом, у абонентов «РТТ» появилась возможность пользоваться связью и в Москве.

«В то время операторы проводной связи, которым мы платили за вхождение в их сеть, вообще не рассматривали нас как конкурентов – число наших абонентов было просто несравнимо с армией абонентов проводников, – вспоминает Валерий Трофимов в одном из интервью. – Руководство республики и министерство связи очень заинтересовала возможность иметь связь за пределами Казани. И вскоре и они начали пользоваться нашими услугами».

Позже в 2000 году ТАИФ продаст компанию «РТТ» «Татнефти», которая захочет купить сеть, заменив на нее пережиток советской системы – «Алтай».

Но важно отметить, что компания «РТТ», о которой сегодня мало кто вспомнит, сыграла в развитии республиканской связи важную роль. Она стал пилотом, который не только послужил стартовой площадкой для будущего масштабного телекоммуникационного проекта компании, но и определил круг потенциальных потребителей услуг мобильной связи, имеющихся в республике на тот момент. Этот опыт позволил ТАИФу почувствовать потенциал нового формирующегося рынка связи, заглянуть в будущее и создать более амбициозный проект «Сантел».

$70 млн шведам за науку

Для этих целей в ТАИФе была создана аналитическая группа, которая занялась изучением возможностей и перспектив телекоммуникационного рынка в России и мире. Хотя эксперты и предлагали продолжать развивать транковую связь, руководство ТАИФа решило сделать ставку на перспективный, но совершенно новый для тех лет стандарт GSM. Бурное развитие сотовой связи стандарта GSM в Европе и России началось уже в 1997 году, и ТАИФ задумался о создании этой сети в Татарстане. Компания приступила к строительству региональной сети под торговой маркой «Сантел». В переводе с татарского «сан» – цифра, «тел» – язык, то есть язык цифр, цифровая связь.

Создание «Сантела» в конце 90-х во многом опережало время. И как все инновационное, с одной стороны, получило фору и возможность быстрого развития, а с другой стороны, было вынуждено развиваться в условиях отсутствия организованного рынка. В популяризацию мобильной связи тогда не верил никто. Разрешение на использование полосы частот, которые тогда выдавала Государственная комиссия по радиочастотам в Москве с согласования спецслужб – выдали сразу. Как и лицензию Минсвязи РФ, позволяющую ОАО «ТАИФ» приступить к реализации проекта по внедрению в Татарстане системы подвижной сотовой связи стандарта GSM-900. «Потому что никто тогда не верил, что в России можно сделать бизнес на связи, не верили, что она получит массовое использование», – вспоминает Альберт Шигабутдинов.

Планы у «Сантела» были амбициозные — к 2003 году GSM должна иметь 100 тыс. номеров

Хотя это и был рискованный шаг, но, как показало время, сполна оправдавший себя: спустя несколько лет «сырой» стандарт вышел на лидирующие позиции в мире. И в ноябре 1998 года появилось предприятие «ТАИФ-Телком» – обладатель первой в регионе и одной из первых по России лицензии на предоставление услуг сотовой связи в стандарте GSM-900. «Сантел» опережал в развитии только «Кубань-телеком», охватывающий все население Краснодара.

Планы у «Сантела» были амбициозные – к 2003 году GSM должна иметь 100 тыс. номеров. Решено было охватить трассу от Зеленодольска до Альметьевска, а также все попутные села и города. Предстояло построить 52 базовые станции. Специалисты ТАИФа вышли на западные компании, изучили их опыт, начали вести переговоры.

После основательной проработки проекта был заключен контракт сначала на $20 млн, а потом еще на $50 млн со шведской фирмой «Эрикссон» на поставку оборудования, впервые в России предусматривающего внедрение самых совершенных мобильных технологий, в том числе высокоскоростного мобильного доступа к интернету. Для этого «ТАИФ-Телком» спланировал модернизацию существующего коммутатора за счет внедрения нового программного обеспечения от «Эрикссон», а также установки дополнительных базовых станций, включающих новый продукт производства компании «Эрикссон» – MAXITE-900.

Оборудование пришло 29 декабря 1997 года, под самый праздник. Новогодний «подарок» из Швеции представлял собой три большие фуры: в них оказались коммутатор, антенны, провода, базовые станции, а также часть трубок. Подрядчик из Москвы, нанятый «Эрикссоном», осуществлял монтаж первых 14 станций в Казани, к осени была запущена уже 51 станция.

Таким образом, ТАИФ сделал так, что даже в отдаленных районах Татарстана, где не было фиксированного доступа к сетям связи, абоненты «Сантел» получили возможность пользоваться услугами интернета, подключив свой компьютер к мобильному телефону. Скорость передачи данных за счет применения технологии «Эрикссон» HSCSD (High Speed Circuit Switched Data – высокоскоростная передача данных по коммутируемым каналам) достигла 38,8 Кбит/сек. На тот момент это был самый высокий показатель в России для мобильных сетей.

Устаревшее оборудование делало проблематичной возможность состыковки современной цифровой системы мобильной связи со стационарными аналоговыми сетями

«Денег нет. Хотите – делайте сами»

«ТАИФ-Телком» столкнулся с еще одной проблемой – невозможностью присоединения мобильной связи к телефонным сетям общего пользования. Оказалось, что 95% станций стационарной связи в Татарстане декадно-шаговые, создавались 50-60 лет назад. Устаревшее оборудование делало проблематичной возможность состыковки современной цифровой системы мобильной связи со стационарными аналоговыми сетями.

И выходило так, что ТАИФ смог создать мобильную связь, позволяющую быть на связи владельцам мобильных телефонов, но при этом звонить с мобильного на стационарный телефон было очень дорого и сложно. Это вызывало огромные неудобства. Морально устаревшее аналоговое оборудование на АТС необходимо было заменить на электронные цифровые коммутаторы. Руководство ТАИФа обратилось в министерство связи Татарстана с предложением совместно искать выход из тупика.

«Денег нет, – ответили в министерстве. – Хотите, делайте сами. Выделим вам три-четыре станции, вы их модернизируете безвозмездно». ТАИФ предложил свой вариант: купить две станции, рассчитаться деньгами и осуществить своими силами полную модернизацию двух устаревших станций в микрорайонах Горки и Соцгород, остающихся в собственности министерства связи. Так ТАИФ принял участие в создании еще одного бизнеса.

В 2000 году была создана компания «ИнтелСет», коллектив которой приступил к оснащению сети новейшим цифровым оборудованием с использованием платформы компьютерной телефонии. И в итоге получился двойной выигрыш: на смену устаревшим телефонным станциям были введены в действие современные цифровые АТС. А ТАИФ, получив присоединение мобильной связи к сетям общего пользования, смог снять денежную нагрузку. Помимо кратного снижения стоимости звонков с мобильного телефона на стационарный, снизилась цена разговоров по междугородным и международным звонкам.

Как показало время, на этом история создания первого сотового оператора республики не закончилась. Впереди «Сантел» ждала еще не одна модернизация, в том числе вызванная взрывным ажиотажем со стороны пользователей, «ТАИФ-Телком» – суровая война с федеральными операторами за татарстанские вышки, а ТАИФ – невероятное предложение отстроить республиканские коммуникационные сети. Об этих уже исторических моментах читайте в наших следующих публикациях о становлении сотового рынка республики.

Фотографии предоставлены пресс-центром ОАО «ТАИФ»

«Реальное время»
ТехнологииТелекоммуникации
комментарии 0

комментарии

Пока никто не оставил комментарий, будьте первым

Войти через соцсети
Свернуть комментарии