Новости раздела

На Шаляпинском фестивале показали рождение Вселенной

На Шаляпинском фестивале показали рождение Вселенной
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

Сцена у его ног была устлана букетами цветов, а их все несли и несли. Владимир Васильев, великий танцовщик, балетмейстер, художник, поэт, триумфально продолжил Шаляпинский фестиваль своим спектаклем «Даруй нам мир» на музыку Мессы си минор Баха. За успехом необычного спектакля наблюдали корреспонденты «Реального времени».

Все пути ведут в Казань

Владимир Васильев замыслил сделать спектакль на музыку баховской мессы много лет назад. Замысел был грандиозный — поставить мессу, где должны участвовать вокалисты, солисты балета, хор, кордебалет и оркестр на площади Святого Петра в Ватикане. Причем, в одной постановке должны были участвовать артисты со всех континентов, всех цветов кожи. Но жизнь сложилась так, что проект в Ватикане не был воплощен.

Позже Васильев попытался поставить мессу в родном Большом театре, но и здесь как-то не получилось. Об идее он случайно обмолвился в Казани, в разговоре с директором Татарского академического театра оперы и балета им.М. Джалиля Рауфалем Мухаметзяновым и последний предложил: «Давайте попробуем». То, что не удалось сделать в богатом Ватикане, в Большом театре, неожиданно осилил театр региональный, с совсем не федеральным бюджетом.

В апреле прошлого года премьера спектакля Dona nobis pacem прошла на сцене казанского оперного. Через несколько дней, 18 апреля, в день 75-летия Владимира Васильева, казанцы играли спектакль на исторической сцене Большого театра — при переаншлаге, ажиотаже, когда лишние билеты спрашивали уже возле выхода из метро. Впрочем, тот, кто не попал в Большой, мог утешиться тем, чтобы посмотреть «Даруй нам мир» на телеканале «Культура».

Нам дарован мир

Васильев — демиург. Он появляется как-то тихо и словно ниоткуда на высшей точке подиума, где расположился хор, поднимает свои необыкновенно пластичные, выразительные руки и замирает на несколько мгновений. В это время замирает и зал в ожидании чего-то необычайного.

Но вот взмах рук, им вторят движения дирижера, звучат первые такты небесной музыки Баха, и сцена словно покрывается тысячами нотных знаков и цифр. Демиург начинает творить Вселенную, нам даруют наш мир.

Васильев рассказывал, что воочию он увидел, каким должен быть видеоряд спектакля, когда познакомился с работами Светланы Богатырь, она создает свои картины с помощью цифр и нотных знаков. Видеопроекции ее работ — один из компонентов сценографии, придуманной художником Виктором Герасименко.

И вот мир сотворен, он юн и свеж, и в нем живут юные люди, не ведающие ни зла, ни греха, — мальчик и девочка. Они взрослеют, они любят друг друга, потом их касается боль утраты и наконец — новая встреча, потому что любящие души бессмертны, они рано или поздно снова встретятся.

Эту историю рассказывают четыре замечательных солиста — Агунда Кулаева, Алексей Татаринцев, Максим Кузьмин-Караваев, Эмилия Иванова. И три балетные пары — Михаил Тимаев и Аманда Гомес, Кристина Андреева и Антон Полодюк, Мидори Тэрада и Коя Окава. А еще хор казанской оперы под руководством Любови Дразниной и оркестр, которым дирижирует маэстро из Нидерландов Винсент де Корт. Мечта постановщика сбылась — спектакль играется интернациональным составом.

«Dona nobis pacem» переводится как «Даруй нам мир», так звучит строчка из последней части Мессы си минор Баха. Она дала название спектаклю, чей жанр можно определить как «Притча-мистерия». Притча про каждого из сидящих в зале, про каждого из живущих на земле. Мы все проходим один и тот же земной круг, мы все просим Господа о мире. Васильев создал простой и ясный спектакль с огромными философскими смыслами.

…Когда начались поклоны и зал неистово аплодировал, Михаил Тимаев вывел на сцену Владимира Васильева. Ему несли и несли цветы, а он бросал букеты оркестру и хору, он был счастлив в этом сотворенном им на сцене мире гармонии и красоты.

Татьяна Мамаева

Новости партнеров