Новости раздела

Евгений Богачев: «За день до штурма Белого дома нам позвонил Сабиров: «Чего вы там сидите? Мы — отдельное государство…»

Патриарх банковской системы Татарстана о событиях осени 1993 года

Интернет-газета «Реальное время» с позволения автора публикует избранные главы из мемуаров экс-председателя Национального банка РТ Евгения Богачева.

Судьба того Верховного Совета известна. Все закончилось расстрелом Белого дома осенью 1993 года. Все лето мотался между Казанью и Москвой по депутатским делам… В последний день работы нашей шестой сессии мы дали согласие на возбуждение уголовного против Шумейко, он обвинялся в коррупции, и даже назвали его «бывшим депутатом». Кроме того, предложили Ельцину рассмотреть вопрос об отстранении тогдашнего шефа МВД Ерина и мэра Москвы Лужкова. С другой стороны, в коррупции был обвинен вице-президент Руцкой и временно отстранен от должности президентским указом. В этих условиях Ельцин затеял Конституционное совещание, по сути дела, государственный переворот… Депутаты ждали развязки, но готовы были бороться, стоять до последнего.

Шаймиев был в отпуске, Мухаметшина тоже не было, когда Сабиров сказал мне: «Поезжайте в Москву и оставайтесь на съезде до конца…. Душой я с вами». Первые дни нас в Дом Советов еще как-то пускали. Потом пускать перестали. Мы соберемся человек 30, прорвем кордон омоновцев и проходим. Наконец, пришлось и ночевать там… спал на полу. Холод страшный… Утром встанешь, надо побриться, а на весь Белый дом две бритвы, и те тупые. Конечно, мы выбирались на волю, прорывались и шли на московскую квартиру моего друга Михаила Звагильского помыться, побриться. Но боялись, что назад уже не пробьемся. Бутылку там еще как-то можно было достать. За хорошие деньги, конечно. А деньги были. Геращенко четко выполнял Конституцию и выдавал депутатам зарплату. На год вперед нам все выплатил…



Поначалу верилось — надо только подтолкнуть ельцинский режим, и он рухнет. Народ, женщины, дети — все, казалось, поддерживают нас… Постепенно надежды наши таяли.

21 сентября был оглашен ельцинский Указ № 1400: прервать осуществление функций Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Центробанк переводился в подчинение правительству, чтобы депутатам денег не давал. На декабрь назначались новые выборы. Всем, кто будет этому мешать, грозила уголовная ответственность. 29 регионов признали указ незаконным. Конституционный суд… выносит вердикт: действия президента неконституционны и служат достаточным основанием для отрешения Ельцина от должности. Вот почему Чрезвычайная сессия нашего Внеочередного съезда народных депутатов свергает Ельцина и избирает Руцкого как вице-президента исполняющим обязанности Президента Российской Федерации, министром обороны назначает нашего земляка из Атни В. Ачалова, министром безопасности — В. Баранникова и обращается к народу с призывом остановить государственный переворот.

И пошло, и поехало. Каждый день Руцкой издает указ за указом… А нас остается все меньше и меньше, человек 400 из 1000. Почти все наши татарские депутаты разбежались — потихоньку так, незаметно… Мы в эти дни подходили к Хасбулатову, поддерживали его, как могли. Обстановка была очень тревожная… Мы ложились спать, но были готовы в любой момент вскочить по тревоге. Держались по-боевому. Поначалу верилось — надо только подтолкнуть ельцинский режим, и он рухнет. Народ, женщины, дети — все, казалось, поддерживают нас… Постепенно надежды наши таяли. На сторону Верховного Совета тогда перешло единственное армейское подразделение солдат из стройбата, которым оружие вообще не полагается.

«Оставшихся депутатов спас командир «Альфы», вывел их из Черного уже дома». Фото photochronograph.ru

В конце сентября Лужков предъявил ультиматум: до 4 октября вывести всех людей из здания… Руцкой поклялся защищаться до последнего патрона. За день до штурма нам позвонил Сабиров: «Чего вы там сидите? Мы — отдельное государство…» — «Так вы же сами оставили нас стоять до конца!». «Приезжайте немедленно, работы полно». Только мы прилетели в Казань, начался обстрел Белого дома. Говорят, стреляли танки, пригнанные с ремонтного завода по распоряжению Московской мэрии, а в них будто бы сидели и стреляли осужденные танкисты из дисбата, гасили свои сроки… Уж очень не хочется думать, что это делала армия…. Оставшихся депутатов спас командир «Альфы», вывел их из Черного уже дома.

На выходе толпа сторонников Ельцина толкала депутатов, била, оплевывала. Хасбулатов сказал депутатам: «Простите, ребята, подвел я вас…». Трупы убитых во время обстрела Белого дома убрали. Вскоре «убрали» и командира «Альфы» — не простили его поступок. А здание отдали правительству, оно вновь стало Белым домом.

Часть 3. «Чеченец Хасбулатов больше болел за Россию, чем русский Ельцин»

Часть 2. «Скупость никого не украшает, кроме банкира. Банкир и должен быть скупым»

Часть 1. «Как я был противником «500» дней…»

Евгений Богачев, 2001

Новости партнеров