Новости раздела

Исследование «Реального времени»: дорогой «Билайн», счастливые марийцы и другие тренды рынка мобильной связи Поволжья

Мобильная связь обходится татарстанцам в среднем в 300 рублей в месяц – это около 4% потребительской корзины

Исследование «Реального времени»: дорогой «Билайн», счастливые марийцы и другие тренды рынка мобильной связи Поволжья
Фото: yablor.ru

Самым доступным по цене, не говоря о качестве связи и покрытию, среди татарстанских мобильных операторов оказался Tele2, а самым дорогим – «Билайн». При этом стоимость сотовой связи в Татарстане в целом чуть ниже средней по ПФО, где пальму первенства по дороговизне связи для абонентов удерживает Пермский край. Эти и другие эксклюзивные данные по рынку сотовой связи Поволжья – в исследовании аналитической службы «Реального времени».

Три корзины

Сотовая связь – одна из немногих услуг, которая не показывает рост цен в условиях прогрессирующей инфляции. На фоне значительного подорожания потребительских товаров и услуг доступность сотовой связи массовому пользователю только увеличивается.

Для определения стоимости услуг операторов сотовой связи в регионах ПФО аналитическая служба «Реального времени» выбрала метод расчета единого набора услуг («корзины»), на основе которого рассчитывается сравнительная стоимость услуг сотовой связи в странах, являющихся членами Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). Методология ОЭСР взята на вооружение Европейской Комиссией, которая при ее помощи осуществляет мониторинг тарифов на сотовую связь в странах-членах ЕС.

Согласно Методологии ОЭСР, мобильная корзина считается вариативной, то есть берется только стоимость непосредственно услуг сотовой связи, разделенная на три уровня потребления сервисов: низкий, средний и высокий.

Объем потребления услуг сотовой связи, согласно Методологии расчета «мобильной корзины» ОЭСР, в месяц

Уровень потребления

низкий

средний

высокий

Исходящие звонки, единиц

50

120

300

SMS, единиц

33

50

60

MMS, единиц

0,67

1

3

Интернет, Гбайт

0

1

3

Распределение исходящих звонков по направлениям и их средняя продолжительность, согласно Методологии расчета «мобильной корзины» ОЭСР

Местные вызовы

Междугородные вызовы

Внутрисетевые звонки

Звонки на мобильные сети др. операторов

Звонки на голосовую почту

В % от общей численности исходящих звонков

Низкий

15%

7%

48%

22%

8%

Средний

14%

7%

48%

24%

7%

Высокий

13%

7%

47%

26%

7%

В единицах

Низкий

8

3

24

11

4

Средний

17

9

57

29

9

Высокий

39

21

141

78

21

Длительность 1 звонка, мин.

Низкий

1,5

1,5

1,6

1,4

0,8

Средний

1,8

1,8

1,9

1,7

0,8

Высокий

1,7

1,7

1,9

1,8

0,8

Среднее значение каждой из категорий («корзин») по региону рассчитывается следующим образом. Во-первых, при анализе тарифных предложений, соответствующих той или иной категории, отбирается по одному самому дешевому тарифному предложению от каждого оператора. Во-вторых, отобранные предложения приводятся к среднему значению.

«Низкая корзина»

Наиболее низкая стоимость «мобильной корзины» низкого потребления была зафиксирована в Республике Марий Эл, где при заданных параметрах потребления абонент может потратить 74,55 рубля. «Низкая корзина» в Марий Эл дешевле почти на 23% среднего показателя по ПФО, который составил 95,87 рубля, и практически в 1,5 раза ниже самого высокого показателя в данной категории тарифов с низкой стоимостью, зафиксированного в Пермском крае – 112,33 рубля. Татарстан занимает 7 место в рейтинге регионов низкой «мобильной корзины».

Стоимость услуг мобильной связи «низкой корзины» в ПФО

Регион

Руб.

Республика Марий Эл

74,55

Нижегородская область

82,04

Пензенская область

89,29

Самарская область

90,44

Ульяновская область

93,12

Республика Мордовия

95,11

Республика Татарстан

95,24

Средняя цена по ПФО

95,87

Кировская область

96,32

Чувашская Республика

97,60

Саратовская область

99,57

Оренбургская область

102,53

Удмуртская Республика

103,80

Республика Башкортостан

110,28

Пермский край

112,33

Стоимость «малой корзины» в регионах по отношению к среднему показателю по ПФО (средний показатель по всем регионам = 100%)


«Средняя корзина»

Данная категория охватывает наибольшее количество тарифных планов операторов. Наряду с более высокой среднерасчетной стоимостью минуты трафика отсутствие сложных многосоставных систем расчетов является принципиальным отличием тарифов «средней корзины» от тарифных планов «низкой корзины». В отличие от тарифов с низкой стоимостью услуг, потребители которых являются по большей части новаторами и активно рассчитывают свои расходы, тарифные планы со средней стоимостью услуг ориентированы на среднестатистического абонента, предпочитающего не углубляться в тонкости тарификации.

Самая низкая стоимость набора услуг наблюдается опять-таки в Республике Марий Эл – 208,62 рубля. Самая высокая стоимость такого набора в Пермском крае – 316,83 рубля. Татарстан, по расчетам, занял 8 место из 14 со стоимостью в размере 255,64 рубля.

Стоимость услуг мобильной связи «средней корзины» в ПФО

Регион

руб.

Республика Марий Эл

208,62

Нижегородская область

228,69

Самарская область

246,75

Пензенская область

247,80

Республика Мордовия

248,02

Ульяновская область

251,06

Чувашская Республика

255,46

Республика Татарстан

255,64

Средняя цена по ПФО

260,67

Кировская область

261,84

Саратовская область

269,74

Оренбургская область

271,94

Удмуртская Республика

273,97

Республика Башкортостан

313,10

Пермский край

316,83

Стоимость «средней корзины» в регионах по отношению к среднему показателю по ПФО (средний показатель по всем регионам = 100%)


«Высокая корзина»

К данной категории были отнесены тарифные планы, рассчитанные на активных частных пользователей услуг связи. Для них в большинстве случаев характерны значительные объемы включенного трафика. Как и в первых двух случаях, для анализа стоимости «дорогой корзины» выбирались самые дешевые предложения рассматриваемой категории по всем операторам.

Привычно самая доступная связь – в Марий Эл, а самая дорогая – в Пермском крае. В целом разбивка регионов аналогична «средней» и «низкой» корзинам.

Стоимость услуг мобильной связи «высокой корзины» в ПФО

Высокая

руб.

Республика Марий Эл

484,38

Нижегородская область

527,25

Республика Мордовия

551,45

Самарская область

570,21

Ульяновская область

573,54

Пензенская область

573,78

Чувашская Республика

581,03

Республика Татарстан

582,56

Кировская область

596,56

Средняя цена по ПФО

596,59

Удмуртская Республика

609,17

Саратовская область

620,47

Оренбургская область

623,38

Республика Башкортостан

727,46

Пермский край

731,06

Стоимость «высокой корзины» в регионах по отношению к среднему показателю по ПФО (средний показатель по всем регионам = 100%)


Дорогие абоненты

Для того чтобы ранжировать операторов по стоимости услуг, предоставляемых в категории тарифов, применялся метод вывода наименьшего тарифа из всех предлагаемых оператором связи в данной категории тарифов и дальнейший расчет медианного значения по всем регионам присутствия компании.

Безусловным лидером и наиболее дешевым оператором по большинству регионов является оператор TELE2.

Количество субъектов ПФО, в которых оператор предлагает самую низкую стоимость

Доступно и еще доступнее

Среднестатистический татарстанец тратит на мобильную связь 311,15 рубля в месяц. Это примерно средний показатель по Поволжью. Опять-таки меньше всего на эти цели расходуют марийцы – 255,85 рубля в месяц. А больше всего – пермяки (386,74 рубля в месяц).

Однако здесь есть любопытная корреляция с потребительской корзиной – то есть средними расходами граждан на необходимые вещи, типа продуктов, коммунальных услуг и связи. В Татарстане потребительская корзина – одна из самых дешевых в ПФО. Ее стоимость составляет по итогам первого полугодия 2015 года 7786 рублей, тогда как в Марий Эл – 8462 рубля, а в Пермском крае и вовсе 9582 рубля.

В итоге мобильная связь для рачительных татарстанцев более заметна в месячной корзине расходов, чем для тех же марийцев, и составляет в среднем около 4% месячного бюджета. В Марий Эл – это 3%. В Перми – чуть больше 4%. Остальные регионы находятся примерно в таком же диапазоне.

Рейтинг операторов сотовой связи по стоимости услуг для абонентов трех корзин по Республике Татарстан

Оператор

Низкая

Средняя

Высокая

TELE2

66,27

178,80

400,77

Таттелеком

71,29

180,94

416,67

Мегафон

102,15

277,75

622,20

МТС

109,68

316,34

733,68

Вымпелком

126,82

324,35

739,50

Среднее значение

95,24

255,64

582,56

Среднее значение по региону

311,15

Доля расходов на сотовую связь в структуре потребительской корзины в регионах ПФО

Приволжский федеральный округ

на душу населения

Низкая

Средняя

Высокая

Низкая

Средняя

Высокая

Кировская область

8 609,00

96,32

261,84

596,56

1,12%

3,04%

6,93%

Нижегородская область

8 524,00

82,04

228,69

527,25

0,96%

2,68%

6,19%

Оренбургская область

8 089,00

102,53

271,94

623,38

1,27%

3,36%

7,71%

Пензенская область

7 617,00

89,29

247,80

573,78

1,17%

3,25%

7,53%

Пермский край

9 582,00

112,33

316,83

731,06

1,17%

3,31%

7,63%

Республика Башкортостан

8 341,00

110,28

313,10

727,46

1,32%

3,75%

8,72%

Республика Марий Эл

8 462,00

74,55

208,62

484,38

0,88%

2,47%

5,72%

Республика Мордовия

7 846,00

95,11

248,02

551,45

1,21%

3,16%

7,03%

Республика Татарстан

7 786,00

95,24

255,64

582,56

1,22%

3,28%

7,48%

Самарская область

8 153,00

90,44

246,75

570,21

1,11%

3,03%

6,99%

Саратовская область

8 051,00

99,57

269,74

620,47

1,24%

3,35%

7,71%

Удмуртская Республика

9 043,00

103,80

273,97

609,17

1,15%

3,03%

6,74%

Ульяновская область

8 597,00

93,12

251,06

573,54

1,08%

2,92%

6,67%

Чувашская Республика

8 591,00

97,60

255,46

581,03

1,14%

2,97%

6,76%



  • Иван Походяев

    Иван Походяев директор казанского филиала Tele2

    – В настоящее время на рынке Татарстана работают 6 операторов мобильной связи. Проникновение SIM-карт приближается к 200%. Это говорит о серьезной конкуренции, что в любом случае положительно сказывается на абонентах, потому как ведет к снижению стоимости и улучшению качества мобильных услуг. Основная тенденция рынка – это рост проникновения мобильных гаджетов. Вместе с этим мы отмечаем и рост потребления data-услуг. Говоря простым языком – все больше абонентов предпочитают писать в соцсетях и различных мессенджерах, нежели звонить. Для удобства пользователей операторы предлагают различные решения: пакетные тарифы, специальные опции, помогающие экономить на интернет-трафике. Сейчас услуги связи Tele2 доступны 97% населения Республики Татарстан. С начала работы Tele2 в Татарстане в июле этого года мы запустили новые базовые станции в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Елабуге и других крупных населенных пунктах республики. И это не предел. До конца года количество базовых станций увеличится на 85%.
  • Айгуль Арсланова

    Айгуль Арсланова PR-менеджер регионального отделения ПАО «МегаФон» по Республике Татарстан

    – По итогам первого полугодия 2015 года абонентская база «МегаФона» в регионе насчитывает более 1,8 млн sim-карт. Оказывать качественные услуги связи физическим лицам и корпоративным клиентам позволяет сеть оператора, включающая свыше 2000 базовых станций. Благодаря такой инфраструктуре «МегаФон» обеспечивает возможностью доступа к мобильному интернету 98% населения Татарстана. Более 70% населения республики также доступны услуги высокоскоростного интернета 4G+. Основной тренд, присущий рынку телекома не только Татарстана, но и всей России – это увеличение потребления интернет-трафика. Так, в Татарстане за первое полугодие 2015 года абоненты «МегаФона» прокачали на 20% больше объема интернет-трафика, чем за тот же период 2014 года. Помимо трафика растут продажи устройств, среди которых наиболее активную динамику показывают смартфоны и планшеты. В 1 полугодии 2015 года в сравнении с аналогичным периодом 2014-го продажи брендовых смартфонов и планшетов в поволжских салонах «МегаФон-Ритейла» выросли на 20%. Этот рост говорит о верно выбранной стратегии – расширение линейки бюджетных устройств с хорошим функционалом, увеличение ассортимента устройств с поддержкой 4G, имеющей качественное покрытие в Татарстане. Наиболее быстрорастущий ценовой сегмент в продажах полугодия – смартфоны по цене «от 2 до 3,5 тысяч рублей» с долей более 36% от всех продаж. Еще около трети – это смартфоны «от 5 до 10 тысяч». В прошлом году на эти категории приходилось 19% и 30% продаж соответственно. За последние 13 лет «средний чек» снизился почти в 2 раза. Изменилась и структура потребления: если раньше преобладающую долю занимала голосовая связь и еще небольшую – роуминг, то сегодня более 35% занимает передача данных и дополнительные услуги. В среднем абонент тратит на связь около 10 рублей в день, что меньше даже затрат на проезд в городском транспорте. Тем не менее мы как оператор нацелены помогать абонентам оптимизироваться в непростое время, предлагая доступные тарифы и акции.
  • Юлия Гаязова старший специалист по внешним коммуникациям Казанского филиала ПАО «ВымпелКом»

    – Основной драйвер телеком-рынка сейчас – это, безусловно, data. Структура доходов изменилась, и теперь наряду с традиционно стабильной и сильной выручкой от голосовых услуг куда более перспективными становятся доходы от передачи данных. Потребность в услугах передачи данных продолжает расти и далее будет стимулировать развитие рынка. Рост передачи данных происходит за счет роста проникновения смартфонов и планшетов, в том числе с поддержкой LTE. А это означает появление новых клиентов для индустрии. Сейчас именно на развитие сети (как 3G, так и 4G) направлены все усилия сотовых операторов: регулярные модернизационные работы, увеличение емкостей и расширение каналов, точечные улучшения в наиболее востребованных районах покрытия и наравне с этим специальные предложения для клиентов по девайсам.
  • Александр Смирнов

    Александр Смирнов директор по маркетингу ПАО «Таттелеком»

    – Тенденции рынка мобильной связи в Татарстане не отличаются от общероссийских. Среди них можно отметить оформившийся переход всех операторов мобильной связи от продажи «простых» тарифов с поминутной тарификацией к тарифам с абонентской платой и включенными пакетами минут и Интернет-трафика. Во-вторых, это развитие сетей 4G-операторов, усиленная реклама Интернета 4G (LTE). В-третьих, акцент на продвижение услуг мобильного Интернета в составе пакетных тарифных планов. Мы не наблюдаем снижения расходов на сотовую связь, а изменения структуры расходов составили примерно 30%. В результате усиливающейся конкуренции, выхода на рынок Теле2 снижаются тарифы на мобильную связь и растет объем предоставляемых услуг в пакете. В настоящий момент у нас более 1000 базовых станций по всей Республике Татарстан, а услуги связи 4G (LTE) доступны не только в крупных городах, но и в райцентрах и малых населенных пунктах. По покрытию GSM мы находимся в паритете с федеральными операторами мобильной связи, а по покрытию сети 4G (LTE) превосходим их. Мы не останавливаемся на этом и планируем развивать мобильную сеть, обеспечив связь даже в самых отдаленных уголках Республики Татарстан. Компания не наблюдает больших изменений по процедуре переносимости номера (MNP). Ежемесячно к нам приходят около 100 абонентов, уходят 10-20. На фоне объемов традиционного способа подключения новых абонентов (продажа SIM в офисе обслуживания) доля абонентов, привлеченных по процедуре MNP, практически незаметна и составляет менее процента. Уровень конкуренции в Татарстане очень высок, поскольку Татарстан – один из немногих регионов России, где действуют сразу 5 операторов мобильной связи («Большая Тройка», Теле2 и мы). Причем и мы, и Теле2 используем стратегию сотового дискаунтера, то есть традиционные операторы Большой Тройки находятся под постоянным давлением со стороны «новых» операторов. В конечном итоге мы оцениваем сложившуюся ситуацию положительно, ведь конкурентная борьба приводит к снижению цен на услуги мобильной связи, что делает ее более доступной для самых широких слоев населения.
Фаиль Гатаулин, Лилия Салихова, Евгений Храмов, Сергей Кощеев
Аналитика

Новости партнеров

комментарии 16

комментарии

  • Анонимно 26 ноя
    я в месяц на связь трачу тысячи полторы
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    Балабол))))
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    Работа такая! Приходится совершать много звонков, так что меньше тысячи никогда не выходит. Пользуюсь мегафоном, потому что лучше всех покрытие, ловит там, где другие уже затрудняются
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    Низкая корзина это я так понимаю для тех у кого нокиа с фонариком. А вообще сходится по мои расходам. Абонент мтс.
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    низкая корзина у тех, кто симки покупает, проговаривает те 100 рублей, что были положены на них во время покупки, и выбрасывает
    Ответить
  • Анонимно 26 ноя
    эт че получается что Татария на втором месте по ПФО по дешевизне продовольственной корзины????
    Ответить
  • Анонимно 26 ноя
    билайн дороже конечно, но у него зато покрытие лучшее. ИМХО.
    Ответить
  • Анонимно 26 ноя
    инет у теле2 так себе
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    да и у мегафона тоже не ахти, под Кремлем постоянно пропадает связь(3G)
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    с интернетом мобильным у всех операторов беда( перепробовал все варианты и понял, что разницы практически нет, так что можно выбирать где дешевле, потому что ловить будет одинаково плохо у всех
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    под кремлем у многих пропадает..у меня мтс и когда проезжаю мимо то прием антенн есть а связи толком нет
    Ответить
  • Анонимно 26 ноя
    скоро народ вообще не будет за связь как таковую платить - все через интернет
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    значит, будем платить за интернет. здесь ключевые слова - будем платить
    Ответить
  • Анонимно 26 ноя
    Самая дорогая связь всегда была у МТС
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    ну теперь видимо и билайн
    Ответить
  • Анонимно 04 дек
    Билайном довольна!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии