«Неоднократно сталкивались с мнением торговых операторов, что население Казани не так платежеспособно»
В рейтинге крупнейших городов по присутствию ретейлеров столица РТ уступила даже «депрессивным» городам
По данным компании JLL (исследование есть в распоряжении редакции «Реального времени»), Казань, хотя и относится к числу «столиц», уступает в рейтинге даже многим «депрессивным» городам по присутствию международных брендов. Набережные Челны вообще оказались в конце списка. Тем не менее опрошенные нашей газетой эксперты уверены, что в случае строительства новых торговых центров поток клиентов направится именно сюда.
«Один из главных инвестиционных центров России»
Одна из крупнейших мировых девелоперских компаний Jones Lang LaSalle (JLL) специально к международной выставке торговой недвижимости MAPIC, проходящей во Франции, подготовила отчет Destination Russia, который оказался в распоряжении «Реального времени». В рамках исследования эксперты компании проанализировали присутствие более 250 федеральных и международных брендов в основных городах России и составили рейтинг городов. В список попали Казань и Набережные Челны.
Казань попала в топ-10 городов. Кроме того, в отчете эксперты приводят достаточно лестную характеристику столицы РТ.
«Казань, один из главных инвестиционных центров России, занимает восьмое место в рейтинге присутствия ретейлеров, — отмечается в тексте документа. — Город обладает статусом культурного и туристического центра: так, согласно рейтингу TripAdvisor, Казань является восьмым самым быстро развивающимся туристическим направлением в мире. Кроме этого, Казань считается спортивной столицей России, так как стала местом проведения многих мероприятий, в том числе чемпионата мира по фехтованию 2014 и чемпионата мира по водным видам спорта 2015. Также Казань станет одним из мест проведения чемпионата мира по футболу 2018».
Индекс присутствия ретейлеров в России
«Нелюксовая» Казань
Несмотря на такое описание в отчете, в самом рейтинге «Индекс присутствия ретейлеров в России» Казань, хотя и входит в топ-10 городов, занимает лишь 8-ю позицию. При этом «один из главных инвестиционных центров» по количеству представленных брендов уступает не только более крупным Москве, Санкт-Петербургу, Новосибирску и Екатеринбургу, но и Краснодару, Ростову-на-Дону, Уфе и Самаре. Набережные Челны вообще оказались в самом низу списка на последней, 30-й строчке.
Еще хуже позиции Казани в рейтинге «Индекс присутствия люксовых ретейлеров». Формально столица РТ заняла 7-е место, но с учетом того, что несколько городов делили между собой места, Казань ушла далеко вниз, за пределы среднего значения индекса. В числе прочих по наличию премиум-брендов она уступила даже Омску, Перми и Владивостоку. «Третья столица» оказалась на одной строчке с городами, явно уступающими ей по претенциозности, например, Воронежем и Челябинском, или вообще относящимися к числу «депрессивных» — Волгоградом и Саратовом.
Индекс присутствия люксовых ретейлеров в России
«Казань недостаточно насыщена современным ретейлом»
В самом агентстве отмечают, что такое положение Казани вызвано, как ни странно, нехваткой торговых площадей.
«Основные торговые центры — «МЕГА», «Парк Хаус», «Южный», «Тандем» и «Кольцо», — говорится в выводах экспертов. — Большинство торговых центров Казани было открыто в период с 2005 по 2007 год. Стремительный рост потока туристов в городе повлиял на развитие ретейла на главных центральных улицах, таких как улицы Баумана, Пушкина и Кремлевская. Но на сегодняшний день Казань — недостаточно насыщенный современным ретейлом город».
Уровень насыщенности торговыми площадями в столице РТ специалисты JLL называют «достаточно низким»: 224 кв. м на 1 000 человек. При этом стоит отметить, что, как писало ранее «Реальное время», даже имеющиеся площади администрации торговых центров заполняют с трудом, идя на всевозможные ухищрения. И происходит это на фоне массового исхода брендов из Казани.
— Большое сожаление вызывают закрывшиеся в текущем году магазины Marks&Spencer, Lindex, Camaieu, — рассказывает Елена Стрюкова, руководитель отделения Волга компании Cushman & Wakefield.
Отсутствие большого количества современных торговых площадей эксперты называют и основной причиной аутсайдерского положения Набережных Челнов. «В отличие от Европы, в России «молловая» модель рынка торговли, и основной доход ретейлерам приносят именно площадки в торговых центрах. Из этого следует, что открытие новых торговых центров станет ключевым драйвером прихода новых ретейлеров в тот или иной регион, — поясняет Мария Шпакова, аналитик рынка торговой недвижимости компании JLL. — Основная активность девелоперов торговых центров наблюдалась в городах с большим количеством населения и высоким уровнем дохода, и вследствие этого самые значительные показатели присутствия ретейлеров фиксируются именно в таких регионах».
Один из самых привлекательных городов России?
Несмотря на низкие позиции в рейтинге, эксперты JLL считают Казань городом «с большим потенциалом»: «Принимая во внимание сравнительно высокие среднегодовые темпы роста уровня доходов населения и розничного товарооборота (9,6% и 9,9% соответственно) за период 2009-2014 годов, а также достаточно низкий уровень насыщенности торговыми площадями, Казань является одним из самых привлекательных городов России как для девелоперов, так и для международных и федеральных ретейлеров <...>. Значительные возможности для развития ретейлеров на рынке Казани возможны при появлении нового качественного предложения торговой недвижимости».
Несмотря на высокую оценку перспективности города, Казани вряд ли стоит ждать серьезного улучшения своих позиций. В городе, действительно, в ближайшее время должно быть построено несколько крупных торговых объектов. Однако речь идет не о моллах и гигантских ТРЦ, а скорее о больших супермаркетах совокупной общей площадью не более 140 тысяч квадратных метров. Не уверен в возможности строительства новых современных моллов в Казани и Дмитрий Котов, руководитель отдела недвижимости компании Brokeris:
— В Казани действительно ощущается нехватка международных брендов, и Казань действительно по количеству торговых площадей на тысячу человек идет в конце десятки миллионников. В Казани, может, и не хватает торговых центров, но нет площадки, где можно было бы построить современный центр. На «квартале» есть «Тандем» и «Парк Хаус» — район фактически занят. В Азино — «МЕГА», в центре — «Кольцо». В Авиастроительном районе можно было бы построить интересный объект. «Агава» планировала построить торговый центр на Горьковском шоссе. Это направление, интересное для «продуктовика». Но пойдут ли туда новые бренды? Не факт. Отсюда и возникают трудности с люксовыми брендами. Все-таки люксовый бренд должен находиться в более презентабельном районе. В Кировский и Авиастроительный, в которых напрашиваются новые торговые центры, их не завести. Возможно, если «МЕГА» будет достраиваться, она сможет привести на новые площади интересные бренды. То есть, если существующие торговые центры будут укрупняться, так как они не самые большие у нас, возможно, из этого что-то выйдет. Но я не знаю о возможностях земельных участков рядом с ними.
Елена Стрюкова: «Определяя стратегию регионального развития, операторы тщательно изучают макроэкономические показатели и конъюнктуру рынка. Я неоднократно сталкивалась с мнением, что население Казани не так платежеспособно, как уфимцы или екатеринбуржцы, например». Фото imevents.ru
В высокой заинтересованности ретейлеров в Казани сомневается и Елена Стрюкова из Cushman & Wakefield, говоря о целой совокупности факторов, главный из которых — невысокая платежеспособность населения Казани:
— Определяя стратегию регионального развития и выбирая города для открытия новых магазинов, торговые операторы тщательно изучают макроэкономические показатели и конъюнктуру рынка. Особенно в настоящее время, когда цена ошибки возрастает. В расчет берутся такие показатели, как средняя заработная плата, реальные доходы населения, насыщенность рынка, конкуренция и ставки аренды в торговых центрах. Для примера: среднемесячная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и организаций за январь-июль в Казани составила 33 468 рублей, в Уфе — 34 441 рубль, а в Нижнем Новгороде — 26 116 рублей. При этом ставки аренды в торговых центрах Нижнего Новгорода, учитывая специфику рынка, выше, чем, например, ставки в Казани. Совокупность этих факторов и определяет, на мой взгляд, выбор ретейлеров. В работе я сама неоднократно сталкивалась с мнением торговых операторов, что население Казани не так платежеспособно, как уфимцы или екатеринбуржцы, например. Иногда ретейлеров удается переубедить в этом.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
В ходе анализа была проведена оценка присутствия свыше 250 брендов в 35 крупнейших городах России с населением более 500 тыс. человек. Бренд отмечается как присутствующий на рынке города, если у него был хотя бы один монобрендовый магазин сети в этом городе в сентябре 2015 года, включая франчайзинговые магазины, при этом бренды, представленные только в универмагах и мультибрендовых магазинах, исключены из рассмотрения. Только восемь из всех анализируемых брендов имеют 100%-й охват рынка в ключевых городах России.
В рейтинге стран-«экспортеров» брендов в Россию лидирует Италия — 23% от числа зарубежных брендов, представленных в стране. Италия возглавляет этот список в основном благодаря люксовым игрокам, таким как Max Mara, Dolce&Gabbana, Valentino и Moschino. 2-е место рейтинга стран по числу зарубежных брендов, представленных в России, занимают США (20%) с известными по всему миру игроками рынка фастфуда Subway, KFC и McDonald's, которые являются одними из лидеров в рейтинге присутствия в российских городах.
С точки зрения выхода новых брендов, в рассматриваемый период — с I квартала 2011 года по III квартал 2015 года — наиболее активными были европейские ретейлеры с долей в 61% от общего числа открытий, в том числе итальянские (18% от общего числа), французские (10%) и британские (9%), свидетельствуют данные JLL. На бренды из США пришлось 24% от общего числа вышедших за этот период игроков. В долгосрочной перспективе эксперты JLL ожидают увеличения доли ретейлеров из стран Азии по мере возрастания их заинтересованности в российском рынке.
В свою очередь, российские ретейлеры отличаются более высокими показателями представленности в анализируемых городах. К примеру, такие крупные сети, как Gloria Jeans, Carlo Pazolini, «Спортмастер», «Л'Этуаль», Kari и «Эльдорадо», имеют 100%-й охват рынков рассматриваемых городов. Среди зарубежных ретейлеров наиболее широкое, 100%-е покрытие изученных рынков имеют немецкий бренд спортивной одежды Adidas и французская косметическая компания Yves Roche.