Новости раздела

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: пусконаладка сотого станка в КВЦ Кузнечного завода КАМАЗа, 1974 год

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 254-я

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: пусконаладка сотого станка в КВЦ Кузнечного завода КАМАЗа, 1974 год
Фото: предоставлено пресс-службой ПАО "КАМАЗ"

Вторым заводом, запущенным на КАМАЗе, был Кузнечный. Он обеспечивает поковками остальные заводы КАМАЗа: завод двигателей, автомобильный, прессово-рамный, Заинский завод колес. Первый слой земли под строительство его цехов был снят в июле 1971 года.

Начало строительства Кузнечного завода, 1971 год

Директором на завод пригласили Алексей Павловича Субботу, который прибыл на КАМАЗ в 1970 году по приглашению министра советского автопрома. До сих пор он возглавлял завод в Запорожье и зарекомендовал себя там как энергичный новатор. Например, на камазовской кузнице он решил отказаться от производства на молотах (изначально под него и был спроектирован этот завод) в пользу закупки прессов и автоматических линий. Благодаря его энергии и смелости в проектные решения внесли необходимые изменения и закупили уникальное оборудование. Технология себя оправдала, и впоследствии, в 1984 году, Суббота стал заместителем гендиректора КАМАЗа.

Бригада болтовщиков устанавливает анкерные болты на арматурном каркасе


Строительство продвигалось быстро: уже зимой 1972 года строился пятый корпус завода, а 4 ноября 1973 все корпуса уже были смонтированы. Начались работы над установкой и пусконаладкой оборудования.

Строительство 5-го корпуса завода, 1972 год

На участке № 7 в ШМЦ, штампово-механическом цехе (первоначальное название — КВЦ, ныне — ШИК), устанавливали и запускали шлифовальную группу станков. В этом корпусе было 450 единиц технологического оборудования, которые впоследствии позволили выполнять абсолютно неограниченный набор операций по изготовлению штамповой оснастки. Уже в 1975 году коллектив ШМЦ начал изготавливать штамповую оснастку на восемь деталей автомобилей.

Монтаж станка в ШМЦ

В цехах завода висели лозунги такого характера: «Каждый станок при работе надежен, когда он налажен, проверен, ухожен!» Но общий лозунг всего завода был примерно единым: в пусковом году, 1975-м, кузнецы руководствовались воззванием «Вслед за РИЗом — Кузнечный!» Ведь РИЗ был первенцем КАМАЗа, а Кузнечный завод — его вторым, младшим братом. В декабре 1975 года завод был принят в эксплуатацию.

Людмила Губаева
Справка

За помощь в подготовке материала редакция благодарит пресс-службу ПАО «КАМАЗ».

Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу: gubaeva@realnoevremya.ru

ОбществоИстория Татарстан
комментарии 6

комментарии

  • Анонимно 28 апр
    Классная статья! И фотоархивы стоящие
    Ответить
    Анонимно 28 апр
    Согласен - уникальные фотографии и познавательный текст.
    Спасибо.
    Ответить
  • Анонимно 28 апр
    Такой станок видел и видел как он работает. Мощь машины ощущается при первом взгляде на нее
    Ответить
  • Анонимно 28 апр
    В каком масштабе работа кипела, с ума сойти!
    Ответить
  • Анонимно 28 апр
    прямо сегодня мощные КАМАЗы, собранные на авто-гиганте в Набережных Челнах, построенном в 1970-х годах, ударными темпами участвуют в строительстве нового корпуса Инфекционной больницы в Казани.

    Вот она - "связь времён".
    Ответить
  • Анонимно 28 апр
    Спасибо за историю, память
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии