«Количество новогодних мероприятий уменьшится. Будут ужиматься, торговаться, минимизировать»
Российский рынок ивент-услуг рухнул в этом году на 30%. Представители индустрии в один голос утверждают, что во время экономического кризиса заказчики уже не готовы тратить большие деньги на проведение различных мероприятий и для того, чтобы остаться на плаву, ивенторам требуется научиться предоставлять за скромный бюджет максимально интересные и качественные услуги. О востребованности профессии ивент-юристов, популярности промотехники и способах выживания представителей ивент-индустрии во время кризиса — в репортаже «Реального времени».
Объем рынка ивент-индустрии резко сократился на 30%
На первом казанском неформальном съезде специалистов по организации мероприятий Eventris в «ИТ-парке» собрались разные представители индустрии, начиная от директоров ивент-агентств и ведущих, заканчивая компаниями, предоставляющими набор услуг для проведения мероприятий. В холле «ИТ-парка» разместилась интерактивная выставка с промотехникой, дегустационными столами со сладостями, стендами с очками виртуальной реальности и другими дарами века технологий.
Подобное мероприятие в Поволжье проводится первый раз. По задумке организаторов, в качестве которых выступили ИТ-парк и компания Eventmaker, съезд должен помочь представителям ивент-индустрии найти между собой общий язык, обменяться идеями и получить новые знания. Также предполагалось, что здесь соберутся и потенциальные заказчики, но вот их, в отличие от ивенторов, ощущалась явная нехватка.
Исполнительный директор Национальной ассоциации организаторов мероприятий Владислав Метревели рассказал «Реальному времени», что их нехватка чувствуется и в повседневной жизни. «В начале года объем рынка ивент-индустрии резко сократился на 30%. При этом делать прогноз на следующий год достаточно проблематично, так как эта индустрия очень закрытая, никто не хочет делиться своей информацией. Именно поэтому в том числе мы и проводим подобные съезды», — рассказал эксперт.
— Что такое кризис? Бюджеты сокращаются, это однозначно. Мы это видим даже по количеству тендеров и по объему тех бюджетов, за который борются в тендерах ивент-агенства. Но, условно говоря, такого, что агентства в кризисе, кто-то сидит и ковыряет в носу, а кто-то разорился, нет. Успешные агентства продолжают работать. Вот мы даже ищем спикеров, я не могу поехать из-за проекта, у другого проект, третий с клиентом встречается, четвертый в тендере участвует. Работа идет, и никакой катастрофы нет, — поясняет Метревели.
Казанский VIP-ведущий Айдар Садыков подтверждает, что спад наблюдается и конкретно в Казани, но стагнации рынка нет.
— Мы смотрим уверенно, но, понимаете, чудес на свете не бывает. Если смотреть на вещи объективно и говорить честно, на предприятиях задерживают зарплату, ощущается спад производства, евро и доллар скачут. Люди, даже имея деньги, стараются как-то секвестировать свои расходы. Конечно, количество новогодних мероприятий уменьшится, и количество гуляющих уменьшится, будут ужиматься, торговаться, минимизировать, — говорит ведущий, тут же оптимистично добавляя, что «никто Новый год, юбилей и свадьбы не отменял». — Если человек хорошо работает, то он жить хорошо будет и при кризисе. Как говорил Остап Бендер, «деньги есть, просто надо знать, у кого они». Есть гуляющие, просто надо знать, где они гуляют и кто гуляет.
Однако управляющий партнер ITL Group Татьяна Яковлева на вопрос «Реального времени» о текущем положении вещей на рынке ивент-услуг в столице РТ рассказала, что «ситуация на ивент-рынке Казани прекрасная».
— Мероприятия проходят, заказы есть, у нас вообще нет выходных. Работаем фактически 24 часа в сутки. Наверно, все дело в том, что прошло время крупных бюджетов, которые ждут агентства. Их не нужно ждать, нужно предлагать эффективные решения. Кризис у всех. Все хотят, чтобы к ним приходило больше людей, чтобы от них не уходили сотрудники, чтобы с их брендом были знакомы. Если ты предлагаешь работающие решения, с тобой работают.
«Такого не будет, чтобы за 5 миллионов «сделайте нам что-нибудь, привезите Верку Сердючку, поставьте текилу, и мы будем танцевать на столах»
Среди основных тенденций на рынке ивент-индустрии Метревели отметил то, что заказчик старается минимизировать затраты на мероприятие и старается пользоваться услугами уже зарекомендовавшей себя компании. Эксперт уверен, что для выживания на рынке от представителей ивент-услуг требуется, во-первых, специализация, во-вторых, постоянная генерация новых идей. Спикер привел в пример Тверь, где в рамках промоакции торговой сети испекли огромный пирог. В-третьих, ставка делается на новые технологии, благодаря которым возможно произвести «вау-эффект» с небольшим бюджетом:
— Мы проводили в начале года анализ — конечно, бюджеты сокращаются, но вместе с тем агентствам, которые остались на плаву, это позволило более скрупулезно подходить к делу. Теперь это не поточное производство, а более законченные проекты. Люди привлекают больше ресурсов, уделяют им больше внимания, что дает обратную связь от клиента.
Среди других тенденций эксперт отмечает набирающую популярность профессию ивент-юриста. В отрасли такая структура появилась лет 7 назад, но ее активное продвижение началось за последний год в связи с тем, чтобы, например, защищать ивент-агентство от заказчиков, нашедших в договоре лазейку.
По словам Татьяны Яковлевой, подход к клиенту не изменился, но сейчас самое агентствам время начать проявлять себя:
— Такого не будет, чтобы за 5 миллионов «сделайте нам что-нибудь, привезите Верку Сердючку, поставьте текилу, и мы будем танцевать на столах».
Специалист уверен, что сейчас более актуальным становится формат, который уже был использован во время кризиса в 2008 году, когда несколько небольших компаний объединяются и сливают свои бюджеты, чтобы взять лучшую площадку, ведущего и программу.
— Те, кто за такую коллаборацию, проведут свой Новый год очень хорошо. Потому что, помимо оптимизации своего бюджета, у них еще будет замечательный нетворкинг. Можно подобрать компании так, чтобы было коммерчески выгодно.
С небольшими компаниями, которые не могут позволить себе шикарный праздник, а также с крупными частными и госкомпаниями, оптимизирующими свой бюджет, все понятно. А вот что касается элиты, которая привыкла гулять на широкую ногу, то там мало что изменилось. Айдар Садыков рассказал «Реальному времени», что, судя по его практике, на них кризис сказался в меньшей степени. Его крупные заказчики как устраивали масштабные праздники, так и продолжают их устраивать. К примеру, один из таких крупных заказчиков решил устроить мероприятие в Казани после того, как вернулся на частном самолете из Италии, где отмечал свой юбилей.
На деятельности самого Айдара Садыкова кризис отразился, можно сказать, положительным образом.
— Сколько я работаю, все говорят: кризис, кризис, хуже, хуже. По моим показателям, количество заказов, может быть, действительно стало меньше, но по качеству оно стало более насыщенным. Если раньше мне приходилось три раза в неделю работать, чтобы сказать: «Да, хорошо. Я удовлетворен», то сейчас мне достаточно одного хорошего юбилея, чтобы месяц не думать. Если говорить обо мне, количество у меня переходит в качество, хотя в общем спад чувствуется. И чувствуется он не последний год, а последние года 4-5. Но тут фактор не только экономический, но и глобальный: стало много ведущих, конкуренция возросла. И если раньше люди не знали, куда обратиться, звонили мне, а я рекомендовал двух-трех своих знакомых, то сейчас заказчики выходят на них напрямую через Интернет и печатные издания. Хотя количество заказов ограничилось, — пояснил ведущий.
Кстати, кризис сказался и на кейтеринговых компаниях. По словам представителя одной из них, количество заказов осталось прежним, но сумма чека уменьшилась: если раньше заказывали канапе, то сейчас больше тяготеют к выпечке.
Промомеханика и 3D-очки cyber point
Если общая тенденция заключается в том, что заказчики сокращают бюджеты на проведение мероприятий, то в области современных технологий, наоборот, ощущается подъем. Представитель компании «Изюм Digital», которая является частью компании Fantasy Technology, Донат Мухаметшин рассказал «Реальному времени», что на данный момент в диджитал-сферу стали вливать больше, а спрос на промотехнику увеличился.
— В эту сферу, наоборот, отток денег пошел, статистика показывает, что в Москве на 70% больше стали вкладывать денег в диджитал-среду, нежели в остальные сферы, — рассказал представитель компании.
Технический директор «Навигатор кампус» Глеб Шемаев, предоставляющий услуги аэрофотосъемки, подтвердил, что заказчики действительно готовы тратить на это деньги.
— Аэрофотосъемка пользуется популярностью как среди рекламных фирм, которым требуется с высоты птичьего полета сфотографировать, к примеру, новое здание на продажу, так и среди организаторов крупных мероприятий и свадеб, которым нужна видеосъемка. Кризис на нас не сказался, количество заказов уменьшилось, но ценник сохранился на прежнем уровне.
— Популярность роботов говорит о том, что действительно есть необходимость в чем-то необычном. Поэтому я благодарен, что сегодня здесь есть такая выставка — за возможность что-то для себя взять и накануне Нового года предлагать людям интересное наполнение, контент. Просто человек с микрофоном, варьете или танец живота уже может не удовлетворить людей, — говорит Айдар Садыков, который считает, что современная техника может стать помощником, но никак не конкурентом для артистов.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.