Новости раздела

Куда прилетают «Синие птицы»

Пьесу Мориса Метерлинка поставили в Атне

Одна из самых таинственных, насыщенных символами пьес Мориса Метерлинка, история постановок которой в России скудна, получила воплощение на сцене Атнинского драматического театра. О том, как режиссер Рамиль Фазлиев адаптировал ее для современного татарского театра, — в материале «Реального времени», записанного в рамках проекта «Театр #Реальноговремени», реализуемого совместно с банком «Аверс».

Дошедший до нас спектакль Станиславского

Морис Метерлинк написал свою драму-феерию в 1906 году, в период расцвета символизма в Европе. Уже через два года спектакль по этой пьесе был поставлен Станиславским в МХТ, как раз к десятилетию театра, и стал одной из известнейших постановок и единственной дошедшей до нас работой Константина Сергеевича. Не будь на занавесе МХТ чайки, там могла бы по праву появиться синяя птица.

При делении на «доронинский» и «ефремовский» МХАТ постановка досталась первому, и в 2008 году здесь отметили ее столетие. Сколько раз на сцене прошла «Синяя птица», подсчитать невозможно, историки театра называют условную цифру — более 4 500 спектаклей.

Во всяком случае, выросло несколько поколений зрителей, которые, сидя в зале Художественного театра, подпевали вместе с актерами «Мы длинной вереницей идем за синей птицей». Каждый любящий родитель, будь то москвич или приехавший в Первопрестольную со своим отпрыском провинциал, непременно вел ребенка на «Синюю птицу». Но при этом сказка Метерлинка в России почти не ставилась.

Пьеса Метерлинка все же была написана скорее для взрослых и для детей, если разбираться с системой ее символов. Станиславский же, по его словам, решил воплотить на сцене «таинственное, ужасное, непонятное, прекрасное». То, что окружает человека в реальном мире, мире его снов и фантазий. Ему это удалось, и один из современных режиссеру критиков назвал «Синюю птицу» в МХТ «чудом освобождения душ из плена немоты» — в этом и был смысл постановки Станиславского и секрет фантастического долголетия его спектакля.

Главный режиссер атнинского театра Рамиль Фазлиев явно настроен на то, чтобы работать с хорошей драматургией. Фото Олега Тихонова

Как нарисовать птицу

Конечно, все пьесы Метерлинка — произведения символистские, будь то «Смерть Тентажиля», «Пелеас и Мелисанда» и та же «Синяя птица». Популярность их в театре эпохи «Серебряного века» зашкаливает, редкая труппа в России в тот период не имела в репертуаре хотя бы одного спектакля по пьесе Метерлинка. Современный театр интересуется драматургом не столь активно — он сложен, непонятен, не соотносится с нашей действительностью, и сам выбор «Синей птицы» для постановки в селе, таком как Большая Атня, — это, по сути, и сенсация, и необычайная смелость режиссера. Ну и хороший вкус постановщика.

В прошлом выпускник ГИТИСа, а ныне главный режиссер атнинского театра Рамиль Фазлиев явно настроен на то, чтобы работать с хорошей драматургией — альма-матер, к счастью, привила ему вкус к ней. Поставить «Синюю птицу» помогла «Единая Россия» в рамках проекта «Театры малых городов». В пьесе Фазлиев сделал купюры, что, впрочем, не повиляло на основную сюжетную линию спектакля, который на днях увидели казанцы — атнинцы сыграли его на сцене театра «Экият».

Понятно, что постановка спектакля при грантовой поддержке — дело непростое, потому что денег чаще всего бывает в обрез. Да и техническая сторона, оснащение сцены в театре Атни, можно предположить, не самое продвинутое. Между тем сценограф Геннадий Скоморохов придумал практически универсальное оформление — светящийся огнями задник, своего рода прообраз звездного неба, и на нем — готическая деревянная дверь, которую используют в своих путешествиях Тильтиль и Митиль. Когда она открывается, за ней видно переливающееся разными красками пространство.

Именно дети заняты в ролях своих сверстников и очень неплохо работают рядом с профессиональными актерами

Фазлиев практически решил отказаться от символистской основы пьесы Метерлинка и сделал упор на красивой сказочной истории для детей. Кстати, именно дети заняты в ролях своих сверстников и очень неплохо работают рядом с профессиональными актерами. Но именно те фрагменты спектакля, где есть что-то загадочное, мистическое, и стали самыми удачными. Как, например, сцены с еще неродившимися детьми.

«Не ищите счастье за горами и лесами, ведь оно может быть совсем рядом», — вот, пожалуй, основная идея спектакля атнинцев, постановки максимально красочной, изобретательной, музыкальной. Кстати, режиссер отказался и от известной музыки Ильи Саца к спектаклю, написанной специально для Художественного театра. В спектакле звучит музыка Юрия Федорова, и в контексте этой постановки она вполне уместна.

Что смущает в спектакле Фазлиева, так это его некоторая эклектичность, особенно во втором акте, где можно наблюдать большое количество танцевальных номеров, в них участвуют дети из самодеятельных коллективов. Самодеятельность в профессиональном спектакле, наряженная в аляповатые костюмы, — это всегда опасно. Действие от этого как бы размывается. Причем у Фазлиева есть и вкус, и чувство стиля, но попытка сделать из «Синей птицы» некое шоу, используя возможности небольшого населенного пункта и сохраняя при этом образный язык автора, его подводит.

«Не ищите счастье за горами и лесами, ведь оно может быть совсем рядом», — вот, пожалуй, основная идея спектакля атнинцев

Наверное, можно было судить о «Синей птице» Рамиля Фазлиева с точки зрения известного выражения «За попытку спасибо!», но это не тот случай. У Фазлиева хорошая выучка и есть режиссерские амбиции, что видно даже по выбору литературного материала. Говорить о его работах надо всерьез, они того стоят.

Татьяна Мамаева, фото tatar-inform.ru
ОбществоКультура Татарстан

Новости партнеров