IBM доверила казанским бухгалтерам финансовую отчетность корпорации Pepsi
ИТ-компания раскрыла главного и пока единственного клиента аутсорсингового центра в Татарстане
Как стало известно «Реальному времени», 270 бухгалтеров казанского центра предоставления услуг по финансовому аутсорсингу компании IBM обслуживают российские структуры PepsiCo. На отладку работы и переподготовку местных бухгалтеров понадобился почти год, однако в IBM этот опыт расценивают как положительный. Ожидается, что количество сотрудников центра возрастет до 450 человек, а в компании рассчитывают на расширение за счет предоставления услуг российскому бизнесу. Подробнее о работе центра нашему корреспонденту рассказала его руководитель Юлия Тарасова.
«Хотели убедиться в том, что этот проект успешен»
Активное сотрудничество двух транснациональных корпораций IBM и PepsiCo началось еще в 2013 году, а рамках него, один из известнейших производителей напитков передал в аутсорсинг IBM, ряд важных функций, в том числе и бухгалтерию. Несмотря на то, что процесс идет давно, открыто об этом пока не заявлялось. Казани удалось встроиться в процесс глобального сотрудничества двух корпораций, о том, как работает центр и какие его ждут перспективы, «Реальному времени» во время нашего форума рассказала Юлия Тарасова.
— В ходе открытой бизнес-лекции «Реального времени» вы рассказали аудитории, некоторые секреты менеджмента IBM. Тем временем, существует еще один секрет, который, возможно, пришло время раскрыть — уже 7 месяцев прошло с момента открытия центра предоставления услуг по финансовому аутсорсингу компании в Казани. Однако до сих пор не разглашается, кто ваши клиенты...
— В данный момент наш центр в Казани обслуживает своего первого и пока единственного клиента — это компания PepsiCo. Это русская часть компании, мы работаем с российской бухгалтерией, с российским бухгалтерским учетом, и предоставляем услуги в это области. Плюс, так как это компания так же, как и IBM — международная, управленческий учет идет по US GAAP — мы «переворачиваем» российский бухучет в западный, и работаем в US GAAP тоже.
— Когда началось сотрудничество?
— Сотрудничество идет на глобальном уровне, мы часть большого взаимодействия двух компаний. А началось все в 2013 году с переговоров, стратегического планирования, моделирования возможностей такого сотрудничества. Физически мы начали работать год назад, но опять же, год назад было 11 человек, это очень мало. А то, что мы делаем сейчас — это 270 человек, и это уже значительная часть услуг, спектр которых расширился, и знания наших бухгалтеров, которые работают в Казани, выросли, и мы продолжаем двигаться вперед.
— Почему так долго не раскрывали клиента?
— Таково было требование, мы продвигались, хотели убедиться в том, что этот проект успешен, и мы, и клиент хотели убедиться, что мы движемся в правильном направлении. Сейчас мы чувствуем себя гораздо более комфортно, и готовы к информации о том, что это наш клиент.
Разобраться в российском бухучете Запад не поможет
— Какие задачи решает казанский офис?
— Бухучет мы можем разделить на часть определенных действий — например, «основные средства» и все, что с ними связано — любой их учет, списание, амортизация — все это мы знаем и умеем. Мы говорим о калькуляции и подсчете налогов, наш клиент хочет платить налоги правильно, вовремя, и мы эти налоги подсчитываем. Налоги — эта стадия на которой стекается вся информация, самая сложная часть процесса, поэтому то, что происходит до этого (например, взаимодействие с поставщиками и подрядчиками) у нас это тоже есть. Мы занимаемся и сверками, и разнесением банковской выписки, реальные транзакции в бухгалтерских системах наши сотрудники делают. Командировочные отчеты мы тоже обрабатываем.
Юлия Тарасова: То, что мы делаем сейчас — это 270 человек, и это уже значительная часть услуг, спектр которых расширился, и знания наших бухгалтеров, которые работают в Казани, выросли, и мы продолжаем двигаться вперед
— Получается к IBM перешла вся бухгалтерия PepsiCo?
— Мы покрываем весь спектр, может быть часть по-прежнему остается у клиента, но на самом деле, когда мы говорим о подходе к такому аутсорсингу, о том, как эта сделка проходит — это всегда индивидуально, поскольку каждый клиент для себя сам решает, какую часть процесса он хочет оставить у себя, а какую часть процесса он готов передать в обслуживание, и получать это в качестве сервиса.
Когда мы знакомились с опытом Краковского центра, где 28 клиентов, есть всё многообразие процессов и типов взаимодействия с клиентами. Поэтому, чему то мы учились там, что-то мы делали здесь, потому что Российский бухучет безусловно специфичен, и здесь нам запад не поможет. Большой частью успеха аутсорсинга, является то, что компания, которая отдает часть своего бизнеса, должна внимательно проработать и понять, что она хочет достигнуть, т.е. какие она ставит цели и задачи — только оптимизировать, или расширить объем услуг. Та, компания, которая вместе с нами прорабатывает стратегию этого аутсорсинга, которая постоянно находится в контакте — выигрывает. Если вы отдали, руки убрали — это проигрыш.
Из «царей» в автоматизированные системы
— Как организован процесс технически?
Это огромный подводный айсберг. К такому типу работы предъявляются требования в области IT-безопасности, и есть целая служба которая этим занимается. Я не специалист. Это не только разработки IBM, но у нас есть и наши разработки, которые мы применяем для аутсорсинга, есть продукты, которые позволяют добавить к бухгалтерии аналитику, есть разработки, которые позволяют автоматизировать процесс, и заменить рутинный ручной труд. Когда например у вас есть выписка в 50 строк, и бухгалтер сидит и по строчке её разносит, когда можно нажав одну кнопку за секунду всё сделать.
Юлия Тарасова: У нас есть и наши разработки, которые мы применяем для аутсорсинга, есть продукты, которые позволяют добавить к бухгалтерии аналитику, есть разработки, которые позволяют автоматизировать процесс, и заменить рутинный ручной труд
— Ожидается ли пополнение числа клиентов центра?
— Ожидаем каждый день! Но, если говорить серьезно, это работа. Это не просто. С начала нам надо было наработать знания, компетенции, начать реально работать, и только сейчас, когда мы чувствуем себя уверенно — мы уже можем открываться для новых клиентов, до этого мы искусственно закрывали центр, и не хотели иметь других клиентов, просто потому что это большой объем работ.
— В чем сложности организации работы?
— Это не просто научить 270 человек другому подходу к бухгалтерскому учету, потому что все мы знаем, если я был главным бухгалтером на предприятии, я был «царь и бог», а сейчас я становлюсь простым бухгалтером, который подсчитывает основные средства. Кому то нравится, потому что техника, инновации, обучение, английский язык и много нового, а кто-то говорит: «Нет, я хочу по-прежнему в цари и боги», это взаимное притирание, взаимное понимание требований и общего подхода.
Финансы под внешнее управление бизнес начнет передавать после перелома сознания
— Есть ли какие-то конкретные наработки по новым клиентам?
— Мы начинаем открываться, вести переговоры о каких-то следующих бизнесах и клиентах, пока это только начало, мы очень аккуратны. То что мы делаем сейчас, себя хорошо показало, и мы не хотим это испортить неуспешными стартами.
Юлия Тарасова: У нас в Казани здесь нет пределов для расширения, прекрасные кадры, прекрасная общее настроение в городе, инфраструктура, прекрасное место, куда все предпочитают приезжать и бывать
— Сколько клиентов может вести центр?
— В Кракове есть объем, который ведут всего 30 человек, а есть клиенты по 500 человек, всё это очень разнообразно и индивидуально. Какой потенциал, посмотрим, я верю, что огромный, потому что Россия большая страна, во вторых российский бизнес сейчас начинает поворачиваться в сторону аутсорсинга, и начинает задумываться о том, почему это хорошо работает на западе, и почему у нас нет. И те примеры, и то, что делается сейчас, многие крупные бизнесы создают свои shared-service center, он находится внутри, своего подразделения, они идут в эту сторону, но пока боятся отдать это внешним.
— Почему такие опасения есть у компаний на ваш взгляд?
— В моём понимании, это часть ментальности, когда этот ментальный перелом произойдёт у нас будет стоять очередь, и у нас в Казани здесь нет пределов для расширения, прекрасные кадры, прекрасная общее настроение в городе, инфраструктура, прекрасное место, куда все предпочитают приезжать и бывать, у Казани с тем инвестиционным климатом, который сейчас есть, с тем отношением правительства, которое сейчас есть, пределов нет.
Использованы фото Романа Хасаева и prav.tatarstan.ru
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Центр предоставления услуг по финансовому аутсорсингу открылся на базе инженерного центра ОАО «ICL-КПО ВС» 4 февраля 2015 года. На момент открытия штат центра составил 70 человек, к концу года планируется расширить его до 450 человек.