«Рабочая программа составляется на русском языке»: национальных школ в Татарстане с каждым годом все меньше
«7 дней»: от молочных парадоксов до космического наследия республики
Почему в Татарстане ежегодно исчезают национальные школы? Кто ответит за закрытие автовокзалов в районах? Чем чревато для татарстанских фермеров падение цены на молоко? На эти и другие вопросы искали ответы корреспонденты еженедельной информационно-аналитической программы «7 дней», выходящей на канале ТНВ. Подробнее — в обзоре «Реального времени».
Национальные школы под угрозой исчезновения
Еще в середине 1990-х в Татарстане было более 2,3 тысячи национальных школ. Через 8-9 лет их количество сократилось в три раза. Последняя официальная цифра от министерства образования — в 2018 году педагогическую деятельность начали 700 таких школ, то есть их стало меньше еще на 57. Если отчасти этот процесс можно объяснить оптимизацией малокомплектных школ в деревнях, то что происходит в остальных школах? Как выяснили на этой неделе корреспонденты «7 дней», руководители национальных учебных заведений признались, что в школах преподавание идет на татарском языке — зачастую под завесой тайны.
Первая татарская гимназия в Нижнекамске появилась на заре «парада суверенитетов». В крупном промышленном центре национальному движению придали особый размах. В Нижнекамске хотели сделать не просто школу, а учебное заведение, где дети могли бы получать лучшее образование именно на родном языке. Миссия тогда казалась выполнимой — татарская гимназия дважды становилась лучшей школой России. Спустя почти 30 лет в стенах гимназии татарская речь звучит все реже. Гимназия до сих пор находится в статусе национального учебного заведения, однако лишь малая часть предметов преподается на родном языке.
— Стандарты написаны на русском языке. Если переводить их дословно, то мы можем что-то пропустить, неправильно передать. Поэтому рабочая программа составляется на русском языке, — объясняет директор нижнекамской гимназии №1 Гузелия Набиуллина.
Директор признается, что и сама языком владеет отнюдь не в совершенстве. Даже с родителями поначалу никак не могла найти общий язык. Родительские собрания на русском языке вызывали негодование со стороны татароязычного населения.
— Потом возникают трудности при сдаче государственной итоговой аттестации. 9 и 11 класс не предполагает обучения на татарском языке. Поэтому я не совсем согласна с тем, что школа с татарским языком обучения должна преподавать все предметы на татарском, — считает заместитель начальника управления образования Нижнекамского муниципального района Айзиряк Рамазанова.
Сегодня в Нижнекамске из 52 школ татарскими числятся всего две, но назвать их национальными можно с большой натяжкой. Можно ли считать школы с частичным преподаванием на татарском языке национальными? Руководству это гарантирует галочку в графе «национальное образование района». И для многих этого достаточно. С этого года в остальных общеобразовательных учреждениях Нижнекамска закрылись все татарские классы. Они были в каждой второй русской школе. Теперь не осталось ни одного.
В Набережных Челнах гимназия №2 считается лучшим национальным заведением. Школа даже получила грант от государства в 1 млн рублей за «лучший опыт в преподавании государственного языка». При этом татарский язык в гимназии преподается только в начальной школе. Начиная с 5 класса, дети обучаются только на русском языке.
— В 9 и 11 классах все экзамены проходят на русском языке. Поэтому все предметы преподаются на русском, — говорит заместитель директора гимназии №2 Нурзия Салимзянова.
Переход на русскоязычное обучение — своеобразная уступка родительскому сообществу. Получается абсурдная ситуация. С одной стороны, родители хотят, чтобы их дети знали татарский язык. С другой — выступают против уроков на родном языке.
Мифические автовокзалы в муниципалитетах
20 февраля 2017 года в Менделеевске открыли долгожданный автовокзал. Но сегодня важный для города социальный объект превратился в торговый центр. На втором этаже уютное кафе, на первом — мебельный магазин.
Хозяйка кафе Салига Баязова арендует весь второй этаж. Кафе фактически выполняет функции вокзала: дает возможность согреться и укрыться от непогоды.
— Я же их на улицу не выгоню, — говорит Баязова.
Водитель автобуса Исмагил работает на рейсе «Менделеевск — Набережные Челны». Все продажи билетов теперь происходят только в автобусе. Он уверен, что вокзал городу нужен.
— Вокзал в любом случае нужен. Раз его открыли, значит, были выделены целевые средства. Получается, что сейчас здание используется не по назначению, — говорит представитель общественной организации «Народный контроль» Юлия Семянович.
— Почему закрылся вокзал в Менделеевске и будет ли он возрожден? — задали корреспонденты «7 дней» вопрос главе района Валерию Чершинцеву. Но в конечном итоге отвечать пришлось первому заместителю руководителя исполкома Ильдару Сафину.
Сафин в администрации человек новый, пришел в августе. Точно на вопросы журналистов он ответить не смог.
— Собственник — это частное лицо. Никаких проблем по организации выделения помещения, в частности, автовокзала со стороны собственников не имеется. У нас есть проблема по обслуживанию: коммунальные услуги, вопросы, касающиеся обслуживающего персонала, — сказал Сафин.
29 сентября в Елабуге состоялось открытие новой автостанции. Сейчас дверь здания заперта, хотя с момента открытия прошло всего четыре дня.
В Тюлячах по адресу Ленина, 71а расположен только магазин. Хотя, согласно приказу Минтранса РТ №454 от 11 сентября 2018 года, здесь должна быть остановка. По другому приказу, №518 от 2017 года, остановка значится у дома №31.
— Ни по тому, ни по другому адресу мы не обнаружили ни остановочных пунктов, ни автостанций, — утверждает Ленар Гайнуллин.
Остановку в Тюлячах корреспонденты все же наши, но не там, где написано на бумаге. Местный житель Александр отмечает — это скорее «местный памятник». Междугородних автобусов он здесь уже давно не видел. По его словам, до Казани местные жители добираются на машинах или на попутках.
Неудачи фермеров Татарстана
В послании Государственному Совету Татарстана Рустам Минниханов заявил о необходимости повышать эффективность сельхозпроизводства. Только в первом полугодии этого года на поддержку сельского хозяйства в Татарстане было выделено более 7 млрд рублей. Для сравнения, это треть бюджета Казани на 2018 год. При этом близкие по экономическим возможностям районы и сельхозпредприятия показывают совершенно разные результаты. Поддержка одинаковая, условия для работы фактически те же, но в одном районе производят стакан молока, в другом — тонны.
К примеру, одна лишь компания «Продпрограмма» Мамадышского района производит 140 тонн молока в сутки. Это больше, чем Бавлинский, Елабужский и Рыбно-Слободский районы вместе взятые, отметил в послании Рустам Минниханов. А расположенное в Кукморском районе хозяйство имени Вахитова сейчас производит 77 тонн молока в сутки — больше, чем весь Агрызский район.
Мегаферму на 1 200 дойных коров сельхозкооператив имени Вахитова построил в 2014 году на собственные деньги. Размер вложений — 120 млн рублей, расчетная мощность производства молока — 40 тонн в сутки. Спустя четыре года стадо дает уже 75 тонн, еще через два года в хозяйстве планируют выйти на сотню.
Ровно столько 5 лет назад в строительство мегафермы на 2 600 голов в Агрызском районе вложил «Ак Барс холдинг». Но спустя столько лет ферма загружена лишь на половину, а сам район по производству молока входит в число отстающих в республике. Вот почему в своем послании Госсовету Рустам Минниханов сравнил показатели именно Кукмора и Агрыза.
Впрочем, в списке аутсайдеров, по данным Минсельхоза Татарстана, сейчас пять районов. Главный по фермам Камияр Байтемиров считает, что одна из причин неудач коллег — плохое знание технологий.
— Это технологическая дисциплина на всех уровнях, в том числе и власти, — уверен председатель ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ Камияр Байтемиров.
Ситуация на мегаферме в Агрызе оказалась настолько серьезной, что в начале года инвестор был вынужден полностью сменить команду. Новый директор предприятия Радик Мавлеев подбирал кадры в Лаишево и Пестрецах, а главного зоотехника переманил из соседней Удмуртии.
В планах у нынешнего руководства — к концу года увеличить производство молока до 60 тонн в сутки, 80 — на следующий год, а к 2020-му выйти на отметку 100 тонн в сутки, как у коллег из Кукмора.
У агрызского фермера Адиля Латыпова урожайность зерновых выше, чем в районе. Сегодня его больше всего беспокоят цены на молоко.
— Цены только сейчас вверх пошли. С 1 октября мы продаем молоко по цене 21 рубль за литр, летом продавали по 17 рублей. В позапрошлом году было 26 рублей за литр. Тогда дела шли нормально, можно было обходиться без кредитов, — сетует Латыпов. — Одна надежда на зерно, цены на которое этим летом подросли, — добавляет он.
По словам Радика Мавлеева, из-за падения цен на молоко мегаферма в этом году потеряла более 30 млн рублей.
— Но нужно понимать, что сейчас все сельхозпредприятия республики работают в равных условиях. Главная наша задача — вывести мегаферму, а значит и весь район, из статистического подвала, — говорит Мавлеев.
Космическое наследие Татарстана
Казанская обсерватория может войти в список всемирного наследия ЮНЕСКО, а ее объекты могут включить в список космического наследия страны.
История казанской обсерватории — история большой дружбы русских астрономов Дмитрия Ивановича Дубяго и Василия Павловича Энгельгардта. Именно Энгельгардт в 1898 году передал тогда еще будущей обсерватории в дар все свое дорогостоящее уникальное оборудование. И в 1901 году новое научное учреждение было открыто вдали от Казани. Оба отца-основателя нашли свой вечный покой, как и мечтали, в обсерватории. Внутри усыпальницы находится столетняя искусственная звезда, служащая ориентиром для самого «пожилого» и драгоценного прибора обсерватории — меридианного круга. Он расположен точно на меридиане, соединяющем две искусственные звезды обсерватории — в южной и северной мирах. Такая калибровка необходима, чтобы отслеживать точное положение звезд.
Останется теперь здесь, уже навсегда, и самый большой в стране и до сих пор действующий исторический телескоп-рефрактор ирландского мастера-оптика Ховарда Грабба, дар обсерватории от Энгельгардта.
— Это был 1896 год, когда он отправил его в Казань. Энгельгардт понял, что физически наблюдать больше не может и хотел, чтобы его телескоп послужил русской астрономии. Я всю жизнь в него наблюдаю, — рассказывает сотрудник обсерватории, кандидат наук, астроном Инга Александровна Дубяго — внучка основателя обсерватории. Вся ее жизнь прошла в стенах Казанской обсерватории.
На меридианном круге обсерватории были построены фундаментальные каталоги звездных положений, которые по сей день используются для создания современных небесных координатных систем. На телескопе-рефракторе Энгельгардта впервые получены фотографии спутников Марса, Юпитера и Сатурна. На уникальном телескопе-гелиометре были выполнены длительные наблюдения Луны, выстроена сеть кратеров лунной поверхности, использованная впоследствии при выполнении космических миссий «луноходов» и «аполлонов».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.