Новости раздела

Суд над книгой: как татарстанская прокуратура поспорила с казанскими протестантами об исламе

В столице РТ пытаются включить работу бывшего профессора каирского университета «Аль-Азхар» в перечень экстремистской литературы

Суд над книгой: как татарстанская прокуратура поспорила с казанскими протестантами об исламе
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

В Советском районном суде Казани начался суд над книгой. Популярное произведение профессора каирского университета «Аль-Азхар», эмигрировавшего в США, прокуратура Татарстана требует признать экстремистской. Книгу проверяющие нашли в библиотеке местной религиозной организации евангельских христиан Евроазиатский миссионерский центр. Примечательно, что выпущено произведение и растиражировано по всему миру в 2005 году, но только спустя 12 лет надзорные органы обратили на него внимание. Подробности — в материале «Реального времени».

«Кто-то прочитал и ему показалось, что здесь есть экстремизм»

Истцом в деле о признании книги «Круги на воде» выступает прокуратура Татарстана. Подозрительный фолиант надзорными органами был обнаружен в библиотеке местной религиозной организации евангельских христиан Евроазиатский миссионерский центр.

— На нее, может, и внимание никогда не обращали — ну лежит и лежит. Кто-то прочитал и показалось ему, что здесь есть экстремизм. Пришли, изъяли и дальше уже передали экспертам, — говорит представитель ответчика Анатолий Погасий. Погасий — ученый-религиовед и юрист, доцент кафедры религиоведения Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ.

Чаще всего в качестве «экстремистской» к силовикам попадает литература, посвященная радикальному исламу, но этот случай особенный. Автор книги пишет под псевдонимом Марк Габриэль. Суть произведения становится ясна, если ознакомиться с биографией Габриэля. Египтянин, доктор теологии, профессор университета «Аль Асхар», одного из ведущих вузов Египта, был верующим мусульманином. Будучи богословом, Габриэль проанализировал священные для мусульман книги и разочаровался в исламе. За это его уволили с работы, отец изгнал из дома. А поскольку вероотступничество в Египте считается преступлением, на профессора начались гонения, он вынужден был эмигрировать в США. Авторская трактовка священных книг ислама Корана и Сунны, которую он, кстати, подкрепляет цитатами, показалась экспертам экстремистской, возвышающей одну религию над другой.

«Половина мусульман и сейчас считает, что джихад — это война с оружием»

Именно к авторской трактовке у прокуратуры возникли вопросы. «Мы просим признать книгу экстремистскими материалами, за исключением сур и аятов и цитат из Корана. Мы даем конкретную оценку выводам автора этой книги», — обозначил требования прокурор Александр Цеханович.

— Мы, прежде чем обратиться в суд, поставили вопросы перед экспертами. Согласно закону, эксперты руководствуются установленными методиками проверки тех или иных книг. Есть методика, когда выявляется метод противопоставления. У нас есть конкретные заключения экспертов, религиоведов, психологов, которые дают четкие выводы и основания обратиться с данным заявлением в суд, — пояснил Цеханович.

Представитель ответчика не отрицает, что экстремизм в книге присутствует, но это не позиция автора, а позиция религии и вопросы толкования.

— Если вспомнить историю, то первые два века существования ислама джихад толковали именно как войну с оружием. Считалось, что мир разделен на две части: одна часть территория мира — территория ислама, вторая часть, где живут неверные, — территория войны, и необходимо завоевать мир для ислама. Это Коран, Сунна, и никуда от этого не денешься. Но спустя пару-тройку веков, некоторые богословы стали толковать Коран в том плане, что джихад — это война со своими пороками. И сейчас этот спор идет. Я прочитал, что наследный принц Саудовской Аравии предлагает вернуться к умеренному исламу, который толкует джихад как борьбу со своими пороками, а турецкий президент Эрдоган раскритиковал эту идею. Половина мусульман и сейчас считает, что джихад — это война с оружием, половина — что нет, это не война, — убеждал на суде Анатолий Погасий.

«Любая религия считает, что она права»

По словам Анатолия Погасия, в России — европейский ислам, который изначально толкует джихад как борьбу с пороками. Поэтому точка зрения автора «Кругов на воде» выбивается из устоявшейся нормы.

— И поскольку автор говорит: «Господа верующие, вы ошибаетесь, принимая ислам, живя по исламу, и вам надо уйти из ислама». То это в принципе признается у нас экстремистской литературой, поскольку ислам противопоставляется чему-то другому, — говорит Погасий.

Впрочем, по словам религиоведа в любой священной книге, любой религии есть подобный призыв, который можно истолковать двояко.

— Любая религия считает, что она права. Это делается для того, чтобы защитить себя от конкурентов и чтобы люди видели, что она самая самая. И с этой точки зрения вся апологетическая литература должна быть признана экстремистской. Возможно позиция автора, основанная на противопоставлении ислама и христианства, связана с тем, что он ушел как раз в протестантство, но опять-таки я не встречал книг, где бы этого противопоставления не было. Если бы мне дали возможность, я бы принес сюда пару десятков книг, где подобное высказывается, — говорит Погасий.

Судья посчитал, что религиозный вопрос слишком сложный, чтобы вынести решение сразу же, и объявил перерыв. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Книгу принесут в жертву толерантности?

Судья посчитал, что религиозный вопрос слишком сложный, чтобы вынести решение сразу же, и объявил перерыв. Ответчик не сомневается, что решение будет не в его пользу: «Решение будет политическое, а не правовое. Этого требует сегодняшний политический тренд — толерантность».

Если книгу признают экстремистской, то ее поместят в Федеральный список экстремистских материалов на сайте Минюста России, автоматически она становится незаконной. После этого, если у кого-то обнаружат данную литературу, то владельцу может грозить административное или даже уголовное наказание по ч. 2 ст. 282 УК РФ «Участие в экстремистском сообществе» или «Организация экстремистской деятельности». Сейчас в перечне Министерства юстиции насчитывается 4 294 экстремистских материала, книги среди них, особенно иностранных авторов, редкость. В основном — это видеоролики, бюллетени и статьи в газетах.

Дарья Турцева
ОбществоИстория

Новости партнеров