Сладковский упаковал все симфонии Шостаковича в одну коробку
В Москве презентован уникальный проект ГСО РТ
В минувший понедельник в Большом концертном зале Московской консерватории ГСО РТ дал концерт, в программе которого были сочинения только Дмитрия Шостаковича. Повод — выход в свет антологии всех симфоний и инструментальных концертов Дмитрия Дмитриевича, записанных татарстанским оркестром и Александром Сладковским на фирме «Мелодия» при поддержке компании KPMG.
«Главный день в жизни»
Перед началом концерта, который собрал аншлаг, пожалуй, в самом почитаемом и музыкантами, и публикой зале Москвы, Александр Сладковский так прокомментировал свой успешный проект: «Сегодня, наверное, для меня один из самых главных дней моей жизни. Сегодня мы воплощаем идею, которую я вынашивал всю свою жизнь. Я имею ввиду запись всех симфоний Шостаковича и всех инструментальных концертов. Это все было достаточно быстро записано, год мы монтировали и еще месяц думали, выйдет это в свет, успеем мы к сегодняшнему дню или нет. Сейчас немного смешно вспоминать, но процесс был невероятно тяжелый, и с точки зрения записи, и с точки зрения ее монтажа. Но я счастлив, что все это воплотилось. Это стало огромным шагом в развитии оркестра Республики Татарстан как минимум. Для нас это была невероятно сложная работа, она очень показательна, и я хочу, пользуясь случаем, сказать огромное спасибо президенту Республики Татарстан Рустаму Минниханову, который лично поддерживал этот проект».
Благодарность президенту прозвучала неслучайно: по сути, он курировал проект и год назад, в августе 2016 года, присутствовал в ГБКЗ им. С. Сайдашева на записи одной из симфоний.
По мнению Андрея Кричевского, генерального директора фирмы «Мелодия», коллекция записей всех симфоний и инструментальных концертов Шостаковича — это квинтэссенция жизни артиста, в данном случае главного дирижера и художественного руководителя ГСО РТ Александра Сладковского. Титанический труд — записи в августе прошлого года шли месяц, при страшной жаре и духоте в зале, но включать кондиционеры было категорически запрещено, они бы помешали чистоте звука.
«Огромное количество труда, огромное количество мучений, все это складывается в маленькую коробочку, и что важно, эта коробочка остается на века. Это очень здорово», — прокомментировал работу оркестра Андрей Кричевский.
Любовь и почитание музыки Шостаковича для Александра Сладковского не случайны, а, если так можно выразиться, «генетически» обусловлены — петербургские корни маэстро, выпускника консерватории с брегов Невы, тому причиной.
«Петербургская консерватория — моя альма матер», — говорит дирижер. В числе примеров, которые помогают в профессии, Сладковский называет Валерия Гергиева, подобные примеры помогают в выборе генеральной стратегической линии. «Эта работа с музыкой Шостаковича подтверждает, что мы не ищем легких путей. И только это имеет реальный смысл и приносит реальные результаты. Виват Санкт-Петербургской консерватории и моим учителям!» — говорит Сладковский, вспоминая, что решил стать дирижером после одного из концертов, когда дирижировал Юрий Темирканов. Почти мистическая деталь: тот исторический концерт был в зале Московской консерватории, где и прошла презентация дисков.
А изданные фирмой «Мелодия» записи симфоний и инструментальных концертов Шостаковича в исполнении ГСО РТ и солистов бойко продавались в фойе зала перед началом концерта и в антракте. Они были разложены в центре прилавков в двух киосках. Что касается оформления, то коробка-футляр, где хранятся диски, выполнена стильно и креативно. В соответствии с музыкальным содержанием. Кстати, большая часть тиража уже расходится в Европе.
Время молодых
Всегда интересна предыстория проекта. Здесь она такова: Александр Сладковский, будучи еще очень молодым человеком, десятки раз у себя дома прослушивал пластинку с записями Шостаковича. Судьба причудлива и, возможно, будущий знаменитый маэстро, имя которого пока никому не известно, будет вникать в сложное музыкальное мышление Шостаковича по записям ГСМО РТ.
Записать произведения Шостаковича в качестве солистов маэстро поручил молодым музыкантов, они и приняли участие в концерте-презентации. Отметим, что концерт ГСО РТ в понедельник открыл абонемент, который есть с этого сезона у татарстанского оркестра в зале Московской консерватории. А молодые солисты — это новый, свежий взгляд на музыку Шостаковича, взгляд из XXI века.
Открыл концерт золотой лауреат Международного конкурса им. П. Чайковского Дмитрий Маслеев, исполнивший с оркестром Второй фортепианный концерт Шостаковича — легко, виртуозно, лирично.
Завершил первое отделение виолончелист Александр Рамм, участник двух последних конкурсов Чайковского, он солировал при исполнении Первого концерта для виолончели с оркестром Шостаковича, продемонстрировав всю глубину этого произведения великого композитора.
Второе отделение открыл скрипач Павел Милюков, творивший чудеса, виртуозно исполнивший на своей скрипке работы Гварнери второй концерт для скрипки и оркестра Шостаковича, поражая зал темпераментом и пылкостью.
Завершала концерт Шестая симфония Дмитрия Шостаковича, написанная композитором в 1939 году. И, как всегда, чуткий, с обостренной интуицией Александр Сладковский уловил в ней и трагизм, и гротеск, утрированное веселье, за которым стоит отчаяние. Композитор словно прячет свое личное тяжелое предчувствие за этим каскадом звуков — так трактует эту симфонию маэстро Сладковский и ведомый им оркестр. Дирижер и композитор разошлись во времени, но совпали в своем понимании добра и зла, сиюминутного и вечного.
Тот, кто станет обладателем записей Шостаковича в исполнении татарстанского оркестра, несомненно, почувствует тот сложный душевный строй дирижера, который адресовал граду и миру свое видение великой музыки Дмитрия Шостаковича.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.