Новости раздела

Основатель «АКОСа»: «Почему ушел? Где-то усталость, где-то у акционеров новые взгляды появились»

Учредитель казанской автодилерской группы ушел в свободное плавание, чтобы создать новый бизнес «околоавтомобильной тематики»

Как стало известно «Реальному времени», известную казанскую сеть автосалонов «АКОС» покинул ее сооснователь и коммерческий директор Михаил Котляров. Информацию подтвердил сам Котляров, сообщив, что ушел «в начале июня». О том, каким был первый заказ одной из сильнейших татарстанских автомобильных сетей и что сегодня происходит с рынком авторитейла, он рассказал в интервью нашему изданию.

Один из первых

Отметим, что компания «АКОС» — один из старейших автодилеров на территории Татарстана. Его можно смело называть игроком из тройки лидеров в Казани наряду с «ТТС» и «КАН Авто». У компании семь салонов в Казани (Datsun, ГАЗ, ПАЗ, Mitsubishi, Kia, Suzuki, Infiniti, Nissan), три в Челнах (ГАЗ, Suzuki и Nissan) и два в Альметьевске (Mitsubishi, ГАЗ).

Известно, что компания основана в 1991 году сотрудником казанской научной лаборатории при Академии наук Александром Стариковым совместно с тремя другими молодыми учеными. Среди этих трех был и Михаил Котляров. Изначально компания занималась разработкой оснащения для школьных автобусов.

Продажей иностранных автомобилей компания начала заниматься в 1993 году. Первой иномаркой, которой занимался «АКОС», была южнокорейская Daewoo. Машины именно этого производителя он поставлял в татарстанское ГАИ — тогда работников автоинспекции частично «пересадили» на модель Espero.

На данный момент «АКОС» занимается продажей Nissan, Infiniti, Kia, Suzuki, Mitsubishi, Datsun и ГАЗ. «АКОС» считается одним из трех крупнейших автодилеров Татарстана, стабильно входит в сто крупнейших компаний региона. По оценкам, ее оборот в 2013 году составил 7,9 млрд рублей. Впрочем, в 2013 году оборот крупнейшего татарстанского автодилера «ТТС» был в шесть раз больше 52,1 млрд рублей.

Доля перешла третьему партнеру

И вот в июне произошло расставание между учредителями «АКОСа». Однако, согласно данным «Контур-Фокуса», Котляров вышел из учредителей компаний «АКОС-Моторс», «АСТ-ОПТ», «АКОС-Закамье», «Кайт-Челны», «АКОС-Челны», НПФ «АКОС», «АКОС на Герцена», «СТО АКОС-Альметьевск», «Гранат авто», «Экотехсервис», «АКОС-Премиум», «АЦ АКОС», «АКОС-СТО», «АКОС плюс», «ТКЦ АКОС», «Ка плюс», «Агиано». В части компаний его доля перешла Елене Эдуардовне Мухтаровой, дочери заместителя гендиректора, руководителя направлений Kia, Suzuki, ГАЗ Эдуарда Мухтарова.

Все еще, по данным «Контур-Фокуса», Котляров значится как учредитель в «Фирма ИмАвто», «Автосалон АКОС-Челны», «Гранат плюс», «СТО «ТКЦ», «АКОС-Марий Эл», «АКОС АСТ Сервис», «Автоцентр АКОС», «ТКЦ Газато», «Авта Ко», «Автосалон Газато», «ТЦ Газато», «АК АКОС», «РАТ-плюс», «СП Авто», «Центрум АКОС». В компаниях ООО ПТЦ «АКОС», «АКОС-Моторс», «АКОС ГШ», «АКОС авто», «АКОС Заречье», «АКОС-Южный» его имя стоит в графе гендиректора. Но здесь следует сделать скидку на то, что данные не всегда обновляются оперативно.

Первым был автобус для КВЗ

Газете «Реальное время» удалось поговорить с Михаилом Котляровым о его дальнейших планах и видении будущего рынка:

— Какие у вас планы по дальнейшей деятельности, может, будете развивать другую сеть автосалонов?

— Нет, автосалонов пока не планирую. Возможно, это будет что-то около автомобильной тематики. Во что выльется, в дальнейшем будет видно.

— Вы вышли из всех компаний группы «АКОС»?

— Практически да.

— Можете ли вы оценить ваш вклад в развитие компании, какой путь она прошла за это время?

— Компания развивалась, работала с самого начала, а я участвовал в становлении компании с самого начала. Работу я оцениваю успешно.

— Помните первую проданную машину?

— Конечно, помню, это был автобус для КВЗ. Начинали мы не с легковых автомобилей, они не сразу появились.

— Когда вы открывали компанию, рассчитывали ли, что она вырастет до таких масштабов?

— Наверное, нет, хотя, может, и задумывались на эту тему. Хотя тогда был 91-й год, думать о таких размерах было сложно. Уходили в никуда тогда, потому что занимались до этого научной работой. Не думали, что это будет достаточно большой бизнес, но мечтали.

— Как считаете, изменится ли вектор развития компании после вашего ухода?

— Я не могу сказать, оставшиеся акционеры сами решат, какой вектор развития им выбрать, но будем надеяться, что компания будет процветать.

— Все-таки сейчас нестабильный период на рынке автомобилей.

— Судя по брендам, представленным у нас, из них никто никуда уходить не собирается.

Михаил Котляров: «В этой ситуации развитие получается более дешевое: какие-то производители уходят, появляется возможность приобретения разорившихся салонов, требования становятся не такими жесткими»



Нужны покупатели с деньгами

— Как вы считаете, что сейчас необходимо авторынку?

— Авторынку необходимы покупатели с деньгами, если они будут, проекты уже приложатся. Участники рынка, конечно, как и в любом бизнесе, начинают урезать расходы, чтобы уложиться в доходы, которые есть. Кто-то, у кого-то есть достаточное количество финансов, занимается развитием. Потому что в этой ситуации развитие получается более дешевое: какие-то производители уходят, появляется возможность приобретения разорившихся салонов, требования становятся не такими жесткими.

Но ведь это могут сделать только те, кому не нужно привлекать заемное финансирование?

— Есть компании, которые легко привлекают финансирование. Конечно, сейчас никто не хочет начинать новый проект под 20% годовых, но я знаю много компаний, которые работают, ситуация на рынке в Татарстане получше, чем в других регионах. Состав дилерских компаний более стабильный, клиенты более платежеспособные.



Михаил Котляров: «Авторынок же упал, значит, потом начнется восстановление, это неминуемо. Если сравнивать с логикой развития прошлого кризиса, так оно и было. К 2012 году рынок восстановился»

— Значит, авторынку есть куда развиваться?

— Авторынок же упал, значит, потом начнется восстановление, это неминуемо. Если сравнивать с логикой развития прошлого кризиса, так оно и было. К 2012 году рынок восстановился.

— Какова была причина вашего ухода из «АКОСа»?

— Где-то усталость, где-то новые взгляды появились. Но сейчас я не отдыхаю, занимаюсь организацией нового бизнеса.

Фото: prokazan.ru, navek.ru, avtosreda.ru, akoc.ru,aex.ru

Дина Валиуллина, Максим Матвеев, Арслан Минвалеев

Новости партнеров