Новости раздела

АУЕ приравняют к «синим китам»: в Госдуме обсудят запрет пропаганды криминального образа жизни

Пока законопроект касается только сообществ в соцсетях и СМИ, но автор не исключает, что под цензуру может попасть «Бригада» и шансон

Госдума может запретить АУЕ. На обсуждение парламента вынесен законопроект, запрещающий пропаганду криминальной субкультуры. Автор инициативы, сенатор Антон Беляков считает, что у сообществ АУЕ и «групп смерти» много общего — от романтизации соответствующей тематики до инструкций, как осуществить самоубийство или вымогать деньги у школьников помладше. Пока законопроект касается только интернет-контента и СМИ, но его автор рассказал «Реальному времени», что следующим шагом может быть запрет гангстерского кино и шансона. Подробности — в материале «Реального времени».

АУЕ приравняют к группам смерти?

По аналогии с «группами смерти» и СМИ, пишущими про суициды, решил поступать сенатор Антон Беляков с сообществами в соцсетях и публикациями, романтизирующими криминальный образ жизни. Соответствующие поправки он предложил внести в Закон «О средствах массовой информации» и Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

— В России на законодательном уровне не допускается пропаганда суицида, наркотиков, экстремизма как негативных и общественно опасных явлений. Вместе с тем формально до настоящего времени отсутствует запрет на пропаганду криминальной субкультуры, хотя популяризация преступного образа жизни имеет отнюдь не меньшую степень общественной опасности, а сама криминальная субкультура напрямую связана с экстремизмом, рэкетом и другими нарушениями законности и правопорядка, — пишет Беляков в пояснительной записке к законопроекту.

Говоря о сообществах, пропагандирующих криминальную субкультуру, Беляков имеет в виду неформальное молодежное объединение АУЕ (аббревиатура расшифровывается как «арестантский уклад един»). В соцсети «ВКонтакте» несколько десятков таких сообществ, самые крупные имеют по 200—300 тысяч подписчиков.

«Школьникам предлагают сначала покурить, а потом украсть деньги у родителей»

«Члены сообществ пропагандируют среди несовершеннолетних воровские и тюремные понятия, требуют соблюдения «воровского кодекса», собирают деньги на так называемый «общак», устанавливают параллельную структуру власти по аналогии со взрослым преступным миром», — комментирует Беляков свою инициативу. По его словам, под влияние юношеских преступных группировок чаще всего попадают подростки из неблагополучных семей, имеющие проблемы с родителями, трудности в общении со сверстниками, и те, кто попросту хочет получить чье-то одобрение или поддержку. «Ведь преступное сообщество в первую очередь позиционирует себя как братство, члены которого всегда вступятся за товарища в непростой ситуации».

Если в «группах смерти» публикуют «пособия» для самоубийц, то в сообществах АУЕ — видеоинструкции, как «без шума обчистить соседскую квартиру», делится наблюдениями автор законопроекта. «Предлагая школьникам сначала покурить, потом украсть пару купюр у родителей, а уже затем начать вымогать деньги у детей помладше. Тот факт, что ребенок растет в благополучной семье и посещает престижную школу, не служит преградой от его вступления в сообщество АУЕ в социальных сетях», — уверен Беляков.

В открытом доступе в подобных сообществах инструкций, о которых говорит Беляков, нет. Обычно лента состоит из фото дорогих машин, красивых девушек, цитат о пацанской дружбе и благодарности матерям.

«Сериал «Бригада» я бы не выпустил на ТВ»

Напрашивается вопрос — почему инициатива касается только интернета и СМИ, если преступный образ жизни воспевают в кино, телесериалах и музыкальных произведениях. Как прокомментировал Антон Беляков «Реальному времени», «это не последний законопроект по этой тематике».

— Что касается театральных постановок и полного метра, то сейчас идет дискуссия: нужно ли вмешиваться в работу режиссеров? Поэтому мы решили пока эту тему не трогать. Хотя если говорить о лично моем мнении, то сериал «Бригада» я бы не выпустил на ТВ, — говорит Беляков.

В случае, если закон примут, то будут разработаны определенные критерии — что является пропагандой криминального образа жизни, а что нет. Руководствуясь ими, Роскомнадзор без решения суда сможет блокировать контент. В свою очередь, владельцам ресурса нужно будет обжаловать действия Роскомнадзора в суде. По словам Белякова, это не приведет к тому, что весь плей-лист радио «Шансон», например, окажется под запретом.

— Когда, мы слышим песни в стиле шансон, где несчастный мальчик, который в молодости по ошибке совершил противоправное деяние, сидит в колонии, ему плохо и мама по нему плачет, — в этом нет пропаганды криминального образа жизни, скорее, наоборот. И такого в шансоне процентов 80. А если это композиция посвящена тому, как здорово воровать, грабить — и все у тебя будет прекрасно после этого: и жена-красавица, и дом, и машина дорогая, — то это совершенно другой контент, и его я бы блокировал, — говорит Беляков, уточняя, что на творчество Есенина, Высоцкого и Розенбаума посягать не собирается.

От футболок до музыки: как в Татарстане романтизируют криминал

Пропаганда криминальной тематики, впрочем, давно вышла за пределы онлайн-пространства. К примеру, в тех же сообществах АУЕ продают тематические футболки, кепки и чехлы для телефонов.

В декабре 2016 года дизайнеры из Казани выпустили футболки и толстовки с изображением членов казанских банд и названиями знаменитых в прошлом ОПГ Татарстана.

Автора идеи Анастасию Ярушкину, работающую под брендом «Сухая река», обвинили в оправдании гангстеров, державших в страхе в 1980—90-х годах не только Казань, но и всю Россию. После этого дизайнеры отказались участвовать в новогоднем Open Space Market Kazan, вернее, организаторы выставки сообщили, что не хотят видеть одежду с названиями казанских ОПГ на своем мероприятии.

Тюремная тема не оставляет в покое умы татарстанских художников и музыкантов. Певица из Набережных Челнов Айгель Гайсина выпустила песню под названием «Таня», в которой повествуется о тюремных свиданиях. Отметим, что все песни «АИГЕЛ» основаны на реальных событиях: гражданский муж Гайсиной отбывает трехлетний срок в тюрьме за драку. Альбом группы «1190» рассказывает о суде над ним. В своем интервью «Реальному времени» Гайсина рассказывала не только о татарском клауд-рэпе и поэзии, но и несправедливых судах.

Дарья Турцева
ОбществоВластьКультура

Новости партнеров