Эльмир Низамов: «Я должен написать музыку на стихи Габдуллы Тукая «Туган тел»
Новым проектом казанского композитора станет опера о первой женщине-министре и советском дипломате Коллонтай
Пожалуй, один из самых успешных молодых татарстанских композиторов — это Эльмир Низамов. В его активе — успех «Черной палаты» и «Алтын Казан», музыка к театральным постановкам. И вот новый проект — участие в творческой лаборатории, ее итогом станет одноактная опера, которая будет показана на сцене московского театра. Корреспондент «Реального времени» побеседовала с композитором.
«Мы должны узнавать друг друга»
— Эльмир, что за новый проект, в котором вы участвовали?
— Проект называется «Лаборатория молодых композиторов и драматургов», он создан для того, чтобы молодые авторы узнали друг друга, потому что такая проблема в России существует. Эти две творческие субстанции не пересекаются. Я не знаю институций, в которых могли бы встречаться композиторы и либреттисты. И такая встреча — это главный плюс нового проекта. Для участия в нем были отобраны восемь композиторов и восемь драматургов.
— Каким образом они отбирались?
— Сами подавали заявки. Мне позвонили и предложили участие, я подал заявку. Мне это очень интересно, во-первых, и во-вторых, мне давно хотелось сделать что-то на русскоязычное либретто. И еще один плюс — наши работы будут поставлены на малой сцене музыкального театра имени К. Станиславского и В. Немировича-Данченко. То есть сразу задается высокая планка.
— Сколько человек участвуют в проекте?
— Нас объединили в восемь пар. Три первые дня у нас были лекции, встречи, мы слушали современные оперы, общались с режиссерами, музыкальными критиками, историками музыки и знакомились между собой. В один из дней мы излагали свои концепции, говорили о том, что каждому из нас интересно. Потом наступил интересный момент — мы выбирали друг друга. Я буду работать с драматургом Евгением Казачковым, арт-директором «Любимовки», кстати, он скоро приедет в Казань, его пригласили поработать с нашими молодыми драматургами. Пьесы Казачкова идут в «Гоголь-центре», во многих других театрах.
— И когда ваша опера будет исполнена?
— Показ назначен на 11 и 12 октября, то есть в начале будущего сезона. На показ приглашены представители театров Москвы, и не только Москвы, но и из регионов. Поэтому есть перспектива, что интересные постановки будут расширены, доведены до обычного формата и поставлены в каком-либо театре. Нас предупредили, когда мы выбирали темы, что надо учитывать возможность увеличения до большой оперы. Пока же мы пишем одноактные оперы. Ппринимать участие будет камерный ансамбль и есть лимит — три солиста.
«Я буду работать с драматургом Евгением Казачковым, арт-директором «Любимовки», кстати, он скоро приедет в Казань, его пригласили поработать с нашими молодыми драматургами. Пьесы Казачкова идут в «Гоголь-центре», во многих других театрах». Фото kino-teatr.ru
«Мы остановились на личности Коллонтай»
— Какую тему вы выбрали?
— У нас были очень сжатые сроки, чтобы определиться с темой. Много сюжетов пришлось перебрать и много источников перечитать. Мы с Евгением Казачковым остановились на личности женщины-дипломата Александры Коллонтай.
— Это очень неожиданно!
— Для меня эта тема интересна двумя моментами. Момент первый: может быть это странно, но меня давно занимает роль женщины в современном обществе. С одной стороны, мы все за равноправие, мы живем в эпоху полной эмансипации женщин, в принципе, мужчина и женщина стали равны. Равны, но все равно мы разные! И это отличие сказывается на функциях каждого в мире. С другой стороны, меня привлекает возможность показать с разных сторон противоречивую фигуру, какой был Коллонтай. У нас уже есть идеи, как это сделать.
— Какой период вы взяли?
— Двадцатые годы прошлого века, эпоха соцреализма, когда люди строили новое общество, нового человека. Мечта Коллонтай — создать новую женщину. У нее много трудов на эту тему, мы будем на них опираться. Мне кажется, спектакль может получиться интересным.
— Какие персонажи, кроме Коллонтай, еще будут?
— Три героя — это три Коллонтай. Мы берем нашу героиню в разные периоды ее жизни. У нас будет Коллонтай — маленькая девочка, Коллонтай — юная девушка и Коллонтай — революционерка. Со своими романтическими влюбленностями. С одной стороны, она государственный деятель, с другой — женщина, у которой есть своя личная история, женская любовная драма. Мне кажется, в любом человеке внутри живут много людей.
— Блок говорил, что в каждом из нас живут десять людей, все они между собой борются, и не всегда достойный побеждает.
— Это очень верно! Мы хотим посмотреть на личность Коллонтай с трех ракурсов, проанализировать, как такие полярные стороны характера уживаются в одном человеке. Как мы это сделаем, я сам пока не знаю.
— Вы уже начали писать музыку?
— Нет, пока я жду либретто. В конце июня приедет Казачков, и мы с ним плотно начнем работу. К сентябрю опера должна быть готова.
— Кто будет исполнять вашу оперу?
— Скорее всего, это будут выпускники Московской консерватории или студенты. Договоренность уже есть. Кроме них, будет ансамбль актуальной музыки при Московской филармонии.
«Мечта Коллонтай — создать новую женщину. У нее много трудов на эту тему, мы будем на них опираться. Мне кажется, спектакль может получиться интересным». Фото 24smi.org
«Пишу музыку для Камаловского театра»
— Что происходит нового у вас в Казани?
— Пока крупных театральных проектов в Казани нет, к сожалению. Причин я не знаю. Я получил новый заказ от Камаловского театра, мне предложили написать музыку к спектаклю по пьесе Наки Исанбета, премьера назначена на осень. По жанру это будет трагедия. Начинаем новый проект в русском ТЮЗе с Туфаном Имамутдиновым. Я должен написать музыку на стихи Габдуллы Тукая «Туган тел».
— Но это очень смело.
— Да, мне предложили продемонстрировать свой взгляд на эту тему. Нам нужен современный взгляд современного человека на это бессмертное стихотворение Тукая. Если не сейчас, то когда? В молодости надо идти на риск.
— Это будет какой-то новый спектакль?
— Да, это будет новая постановка. Музыкально-пластическое представление.
— Какова судьба ваших мюзиклов, рок-оперы «Черная палата»?
— Они успешно были поставлены, и этим все ограничилось. У нас в городе нет музыкального театра, который мог бы браться за постановки подобных произведений. У нас нет площадки для мюзиклов. Много идет разговоров, ищутся варианты, но пока дальше разговоров дело не движется. Музыкальный театр это дорого.
«Мои мюзиклы, рок-опера «Черная палата» были успешно поставлены, и этим все ограничилось. У нас в городе нет музыкального театра, который мог бы браться за постановки подобных произведений». Фото tinchurinteatr.ru
«Я хотел бы пожить в новом месте»
— Насколько я знаю, вы очень любите путешествовать, у вас нет желания уехать из России?
— У меня достаточно хороший английский, я уже почти выучил испанский. Желания уехать насовсем нет, но есть желание уехать на время и пожить где-то в другом месте. Посмотреть на этот мир другими глазами, получить опыт. Новая среда — это новые возможности, хочется пожить где-то полгода или год. Я этот вариант в своей жизни не исключаю и это было бы для меня новым этапом в творчестве.
— В каком жанре вам интереснее писать музыку?
— В принципе, я берусь за все — от песни до симфонии. Мы живем в такую эпоху, когда все искусства стремятся к синтезу, слушатели сейчас больше всех знают имена композиторов, которые пишут для кино. Это ни хорошо, ни плохо — это данность. Синтезированные виды искусства, они сегодня наиболее востребованы, они быстрее доходят до адресата. Для меня, как для композитора, кино и театр наиболее интересны. Здесь может быть совершенно разная стилистика — от экспериментальных постановок до массовой музыки. Поэтому за театральные работы я всегда берусь с большой охотой. Мне кажется, имя мне сделали как раз театральные работы.
— У вас хорошо складываются отношения с ГСО РТ…
— Все зависит в первую очередь от меня, главный дирижер и художественный руководитель оркестра Александр Сладковский открыт для нашего общения, он говорит, что ждет мои новые партитуры. Естественно, что я работаю в этом направлении, но симфоническая музыка требует очень серьезного подхода, масштабного, глобального. И хочется, чтобы сделать нечто, попадающее в цель. Симфоническая музыка — это большая часть моих интересов.
«Мы живем в такую эпоху, когда все искусства стремятся к синтезу, слушатели сейчас больше всех знают имена композиторов, которые пишут для кино. Это ни хорошо, ни плохо — это данность. Синтезированные виды искусства, они сегодня наиболее востребованы, они быстрее доходят до адресата». Фото Романа Хасаева
— Что, кроме музыки, вы еще любите?
— Путешествовать, знакомиться с новыми людьми. Я люблю путешествовать один, в этом случае есть своеобразная прелесть — ты вынужден знакомиться с новыми людьми. Конечно, путешествовать с семьей, с близкими — это здорово. Но когда ты один — узнаешь огромное количество людей, могу практиковаться в языке.
— Почему у вас такая любовь к Испании?
— Я люблю испанскую культуру. Я очень люблю теплые страны. Когда я в первый раз увидел, как цветет апельсин, я заплакал.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Эльмир Низамов родился в 1986 году, окончил композиторское отделение Казанской государственной консерватории, класс Анатолия Луппова. Автор музыки к нескольким театральным спектаклям, автор рок-оперы «Черная палата» и мюзикла «Алтын Казан». Композитор-резидент ГСО РТ.