Финал «Белой сирени»: жизнь и судьба человека
Александр Сладковский и Денис Мацуев удостоились церковных орденов
Вчера в ГБКЗ им. С. Сайдашева завершился международный фестиваль им. Сергея Рахманинова «Белая сирень». Традиционный вроде бы, на первый взгляд, концерт, тем не менее был полон неожиданностей от привезенных из Ярославля настоящих колоколов до речи владыки Феофана.
«В Сенаре будет музей»
Перед концертом состоялся традиционный пресс-подход. На вопрос о судьбе виллы Сергея Рахманинова в Швейцарии, Денис Мацуев ответил, что при любом развитии ситуации рояль Рахманинова, его архив останутся в Сенаре, это будет своего рода музей, куда смогут приходить все желающие. Там будут проходить концерты, мастер-классы. «Россия будет участвовать в судьбе Сенара», — заверил Денис Мацуев. Пианист полагает, что в Сенар начнется паломничество поклонников Сергея Рахманинова.
Что касается ГСО РТ, то Денис Мацуев прокомментировал это сотрудничество так: «Самое главное, что мы выходим на сцену с моим другом маэстро Сладковским, да и каждый из музыкантов этого оркестра — мой друг. Я только что выступил в Израиле с оркестром и Зубином Метой, чувствовалось, что каждый из музыкантов хочет сыграть тебе хорошо. То же самое с моими друзьями из казанского оркестра, с которыми в этом сезоне мы совершили немало побед, знаковых для этого коллектива, это были дебюты в топовых залах. А завершение будет 12 июня на так называемом «Дне России» в Женеве. Минувший сезон был знаковым для этого коллектива».
Восемь колоколов
Когда музыканты заняли места на сцене и публика, которая сидела даже на хорах, расселась, на сцену вышел ведущий концерта Юлиан Макаров. Он пригласил к микрофону — и это было для зрителей неожиданностью — митрополита Казанского и Татарстанского Феофана. Владыка вышел на сцену в сопровождении Александра Сладковского.
Главный дирижер пояснил, что был в мае приглашен на юбилей владыки Феофана, но не смог быть, и вот сегодня с радостью поздравляет митрополита Казанского и Татарстанского с семидесятилетием и дарит ему от оркестра собрание его записей и корзину цветов.
Было видно, что владыка Феофан растроган. «Вы сделали мне не подарок, а дар, потому что позволили прикоснуться к прекрасному. Ваше творчество, ваш талант, ваша глубина и широта сердца, они были способны создать то, что вы создали. Оркестр, которым вы управляете, без сомнения, является одним из лучших не только в России, но и в мире», — обратился митрополит к маэстро Сладковскому.
По его словам, о ГСО РТ и его художественным руководителе ему рассказывал Валерий Гергиев еще перед тем, как владыка Феофан был назначен на казанскую кафедру. «Где бы вы со своим оркестром ни появлялись, вы привносите спокойствие, благородство и надежду», — отметил владыка Феофан. Он сделал ответный красивый жест, сказав, что Александр Сладковский и Денис Мацуев награждаются орденами Казанской иконы Богородицы.
Концерт начался с торжественной увертюры Чайковского «1812 год». В этом монументальном, пафосном сочинении, посвященном победе в войне с французами, в конце звучат колокола. Звучали они и вчера в БКЗ. Восемь колоколов были отлиты в Ярославле специально по заказу маэстро Сладковского.
Кстати, выступление владыки Феофана, а он за два года служения в Татарстане стал для жителей республики разных исповеданий авторитетным пастырем, было вполне органичным и не вошло в диссонанс с увертюрой Чайковского, которая, как известно, впервые была исполнена в 1882 году в храме Христа Спасителя. Вчера в БКЗ оркестр через музыку Чайковского показал всю мощь и силу России, эмоционально выразив идею патриотизма.
«Колокольный слышен звон»
Концерт шел без антракта — оркестр сразу же улетал на гастроли. Поэтому после увертюры Чайковского на сцену вышел Денис Мацуев. Второй концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова стал приношением пианиста великому композитору.
…Как будто весенний поток хлынул с гор, сметая все на своем пути. И маэстро, и солист проживали в музыке, казалось, лучшие мгновения своих жизней. Надежда, свежесть мировосприятия, светлая печаль, сменяемая просто радостью бытия — вот что было подарено замершему залу. Когда все закончилось, Денису Мацуеву пришлось еще трижды бисировать.
Завершился концерт монументальным полотном, сложным и густонаселенным — рахманиновскими «Колоколами», симфонической поэмой для хора, солистов и оркестра. Литературная основа произведения — стихотворение Эдгара По в переводе Бальмонта.
Сладковский трактует симфоническую поэму как историю жизни человека — от рождения до ухода из жизни. Трактует как свойственно для него — с точки зрения музыканта-романтика, то есть опять открытый финал, та самая «бездна пространства». Вечность Вселенной и бессмертие души.
Впрочем, такая трактовка как раз идет в унисон с мировоззрением самого Сергея Рахманинова, кому и посвящена «Белая сирень».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.