Новости раздела

Несвобода в интернете: регистрация по паспорту, «Золотой щит» и китайская модель от Германа Клименко

Пять фактов и предложений по ограничениям в использовании Всемирной сети

Несвобода в интернете: регистрация по паспорту, «Золотой щит» и китайская модель от Германа Клименко
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Накануне российский депутат Виталий Милонов внес в парламент скандальный законопроект о регулировании социальных сетей, который предлагает ограничить нахождение в соцсетях детей до 14 лет, а также ввести регистрацию по паспорту. Инициатива Милонова вызвала неоднозначну реакцию — большая часть россиян поддержала первый тезис законопроекта, однако со вторым согласились отнюдь не все. После шумихи, поднятой Виталием Милоновым, «Реальное время» решило вспомнить, какими еще способами пытались ограничить интернет в России и не только.

Забота о детях от Виталия Милонова

Нашумевший законопроект Виталия Милонова «О правовом регулировании деятельности социальных сетей» был внесен в парламент накануне, 10 апреля. Стоит сказать, что общество неоднозначно отреагировало на предложение депутата ограничить доступ к соцсетям детям до 14 лет «вне зависимости от гражданства».

Виталий Милонов предлагает ввести регистрацию по документам, удостоверяющим личность, что поможет в точном определении возраста пользователя, а также исключит возможность регистрации под выдуманными именами. На этом депутат не стал ограничиваться и предложил запретить распространение в соцсетях скриншотов переписки без разрешения лиц, участвовавших в ней.

Отметим, что согласно опубликованному накануне исследованию ВЦИОМ, запрет на выход в социальные сети детям до 14 лет, предложенный Милоновым, поддерживают 62 процента россиян, однако 52 процента опрошенных выступили против регистрации в соцсетях по паспорту.

Закрытый Узбекистан

В рейтинге свободы интернета за 2016 год, ежегодно публикуемом ресурсом Freedomhouse, на пятом месте с конца расположился Узбекистан, который в этом году успешно внедрил механизм ограничения интернета для детей. Ограждать неокрепшие умы от вредоносной информации в Сети будет серия специальных тарифных планов. В роли «белого списка» будет использоваться Единый реестр информационных ресурсов (ЕРИР) сети ZiyoNET, через который будет осуществляться доступ к сайтам в глобальной сети.

В распоряжении узбекистанских детей будут только научно-образовательные, духовно-просветительские и другие ресурсы для молодежи познавательного характера как национального, так и зарубежного сегмента интернета. Такое решение было продиктовано тем, что зачастую для того, чтобы уберечь психику своих чад, родители отказываются предоставлять им доступ в интернет.

Возвращаясь к рейтингу свободы интернета по странам и конкретно к позиции Узбекистана в нем, стоит заметить, что данный результат вряд ли может показаться удивительным. Все-таки Узбекистан — одна из первых стран на евразийском континенте, которая стала применять фильтрацию интернет-контента. Судя по всему, узбекские власти озабочены потенциалом интернета в деле консолидации революционных сил, что имело место в соседнем Кыргызстане, а также во время волнений ноября 2013 — февраля 2014 годов на Украине. Также правительство явно не готово встречать критику в свой адрес, ввиду чего публикации с неугодным содержанием тщательно отслеживаются.

«Великий китайский файрвол» или проект «Золотой щит»

Если поднять рейтинг Freedomhouse за предыдущие годы, то можно заметить, что последнее место регулярно остается за Китаем. КНР занялась разработкой системы фильтрации в 1998 году, а в 2003 году она была введена в эксплуатацию по всей ее территории. «Щит» представляет собой систему серверов на интернет-канале между провайдерами и международными сетями передачи информации, фильтрующими информацию.

Опираясь на описание, опубликованное на ресурсе Techinasia, сейчас ситуация в китайском сегменте Сети обстоит следующим образом: введена жесткая цензура, существуют списки «плохих слов» (в основном плохих политически), ввод которых блокируется, либо активность людей, использующих их, тщательно отслеживается. Также многие иностранные ресурсы (такие, как Facebook, Twitter, Google, YouTube, частично «Википедия») в КНР заблокированы. Местные жители пользуются китайскими аналогами и зачастую даже не знают о существовании оригиналов. Кроме того, блокируются некоторые научные сайты и прочие порталы, так или иначе связанные с развитием свободы слова в стране. Разумеется, блокировки затрудняют жизнь многим образовательным учреждениям и мешают бизнесу — ни о каких «облачных офисных пакетах» здесь не может идти и речи.

Некоторые пользователи все же умудряются просочиться через «щит» и, как выяснилось, чаще всего используют иностранные ресурсы для развлечения или просто для того, чтобы держаться в тренде.

«Китайская модель» Рунета от Германа Клименко

Китайская модель серьезно приглянулась советнику президента РФ по вопросам развития интернета Герману Клименко, который в январе текущего года заявил прессе, что единственная возможность обеспечить информационную безопасность в России — это ограничение интернета как в Китае.

— Путь один — это китайский вариант. Безусловно, контроль нужен, потому что не существует ни одной возможности это предотвратить. Китай менее щепетилен к мнению общества, они оценили угрозу и ограничили интернет. Теперь у них таких проблем нет, — высказался Клименко.

Также спикер назвал «странной ситуацией», когда на территории РФ находится иностранная компания, зарабатывает деньги, но не отвечает ни на один запрос правоохранительных органов. Выступление Клименко не обошлось без угрозы в адрес иностранных компаний. По словам советника, если мессенджеры и соцсети не будут сотрудничать с правоохранительными органами, то «любое уважающее себя государство должно их выкинуть».

Нужно больше ограничений

Еще одна инициатива Германа Клименко, возмутившая в этом году пользователей Рунета, — приравнивание Telegram-каналов к СМИ. В эфире радио «Говорит Москва» спикер указал на то, что у многих каналов аудитория больше, чем у некоторых печатных изданий и в связи с этим было бы неплохо приравнять их к СМИ. Это автоматически определило бы для них целый ряд ограничений и обязанностей и совсем немного прав.

Напомним, что ранее подобный трюк уже «провернули» с блогерами: в 2014 году Госдума приняла закон, который приравнивает к СМИ популярных блогеров и пользователей соцсетей (число подписчиков должно превышать три тысячи человек). Это обязало их соблюдать правила предвыборной агитации, не распространять экстремистские материалы, маркировать свои издания по возрастной категории. В свою очередь блогеры сочли, что закон нарушает их право на свободное высказывание своего мнения.

Лина Саримова

Новости партнеров