Новости раздела

Рынок страхования: что спасет ОСАГО, ждать ли новых мошенников и как получить страховку по смартфону

Участники рынка не верят, что откладываемая инициатива решит проблему с ОСАГО, и переходят на немоторные виды страхования

Рынок страхования: что спасет ОСАГО, ждать ли новых мошенников и как получить страховку по смартфону Фото: Олег Тихонов

На бизнес-бранче «Реального времени» «Новые тенденции в страховании» представители страховых компаний в Татарстане обсудили, есть ли выход из углубившегося кризиса на рынке ОСАГО, как онлайн-продажа полисов открывает новые возможности, но одновременно и новые лазейки для мошенничества, и какие продукты будут являться локомотивами в этом году. Забегая вперед, следует сказать, что страховщики не видят в реализации инициативы натуральных выплат по ОСАГО решения проблемы и отмечают, что она сидит гораздо глубже. А пока, в ожидании лучших времен, компании стараются делать акцент на немоторных видах страхования.

Завершение промышленных строек и увод полисов ОСАГО в другие регионы сказался на объемах

На бизнес-бранче «Реального времени» обсудить новые тенденции в страховании собрались за одним столом представители страховых компаний Татарстана, а также смежного бизнеса, работающего со страхованием.

Рассказывая о ситуации на рынке в целом, эксперты прокомментировали данные, опубликованные аналитической службой «Реального времени». Согласно им, в 2016 году в республике рост объема премий отставал от всероссийского показателя в процентном соотношении почти в 2 раза. Директор СПАО «Ингосстрах» в РТ Игорь Волчков пояснил, что связано это, в первую очередь, со страхованием имущества юридическими лицами при реализации крупных инвестиционных проектов. До этого высоких показателей добивались за счет страхования таких строящихся крупных промышленных предприятий, как завод «Аммоний» и предприятия нефтехимической отрасли. Судя по всему, тенденция по снижению продолжится и в этом году. Кроме того, сказаться мог и уход многих автомобилистов на получение полисов ОСАГО в других регионах, где менее щепетильно относятся к их выдаче, зато активнее действуют автоюристы.

Делают страховщики ставку и на немоторные виды страхования. Азат Муртазин связывает это с кризисным временем

В целом, участники бизнес-бранча отмечают, что по части ОСАГО ситуация в лучшую сторону в этом году не изменится, но можно ждать роста по КАСКО. Делают страховщики ставку и на немоторные виды страхования. Руководитель «Каско-сервиса» Азат Муртазин связывает это с кризисным временем и проводит аналогию с кризисом 2009 года, который показал рост осознанных страхователей. Среди других тенденций — консолидация бизнеса, возможный уход с рынка некоторых игроков.

Удастся ли спасти ОСАГО?

Один из основных вопросов касался рынка ОСАГО. Сейчас многие страховщики отказываются от предоставления данной услуги, так как она просто невыгодна. К примеру, в «Росгосстрахе» в РТ за 2016 год объем премий по ОСАГО составил 1,2 млрд рублей, при этом выплаты составили 2 млрд рублей, то есть компания выплатила на 800 млн больше, чем собрала.

Решить проблему отчасти был призван закон о натуральных выплатах в ОСАГО, согласно которому выплата страховки по умолчанию будет осуществляться в виде ремонта машины. Сам законопроект прошел 15 марта второе чтение в Госдуме, однако, по словам участников бранча, его реализация фактически снова перенесена — теперь на следующий год.

В случае с добросовестными автолюбителями, по мнению директора СПАО «Ингосстрах» в РТ Игоря Волчкова, натуральные выплаты облегчат им задачу.

— Ему не нужно думать, где искать, куда отправить, контролировать ремонт, самому общаться с СТО по поводу качества и сроков. С точки зрения возмещения это, по большому счету, аналог КАСКО. По КАСКО у нас практически нет судов — все довольны. Те же СТО будут все ремонтировать, машина гарантийная — ремонт у дилера, не гарантийная — ремонт на СТО, который имеет сертификат. Тем более, насколько я понимаю, сейчас СТО, которые будут допущены, пройдут сертификацию у РСА, такая идея есть, — говорит спикер.

В случае с добросовестными автолюбителями, по мнению Игоря Волчкова, натуральные выплаты облегчат им задачу

На это гендиректор СТО «Автолига» Глеб Шубский заметил, что задавал вопрос про сертификацию на одном из московских форумов, но вразумительного ответа не получил. По его словам, у них сертификация, предусмотренная нынешним законодательством, есть, но, тем не менее, компания «по уши завязла в судах на предмет некачественного ремонта».

По словам директора филиала «Согласие» в Казани Иниля Габдулхакова, вопрос с убыточностью ОСАГО (особенно в отдельных регионах с высокой аварийностью, к которым относится и Татарстан) поднимался давно, но во многом по политическим мотивам решен так и не был. Инициатива ввести натуральные выплаты стала попыткой устранить проблему, так должна была лишить поля деятельности автоюристов (не будет смысла судиться ради получения денег). Хотя и в этом случае мнения разделились: если часть страховщиков уверена, что эта мера поможет, то другая часть в ее успешность не верит.

— Это как у доктора — пришел, голова болит. А он говорит: давай попробуем такую пилюлю. В виде пилюли — направление на ремонт, аналогия КАСКО. Мое мнение — от этого убыточность ОСАГО не уменьшится. Сегодня эти же машины в этих же сервисах ремонтируются. Мы просто платим деньгами клиентам, и они все равно идут ремонтировать, битыми же не ездят, — считает Иниль Габдулхаков.

Страховщик видит основную проблему именно в автоюристах. Аналогичное мнение выразила и руководитель «Зетта страхование» Нэлла Аксенова: «Мы не видим никаких действий со стороны органов государственной власти по минимизации деятельности автоюристов. Я считаю, что нужно на этом сфокусироваться — это основная зона риска для всех страховых компаний», — отметила эксперт.

Нэлла Аксенова: «Мы не видим никаких действий со стороны органов государственной власти по минимизации деятельности автоюристов. Я считаю, что нужно на этом сфокусироваться — это основная зона риска для всех страховых компаний»

Е-полисы ОСАГО — еще одно окно для мошенников

С 1 января 2017 года во всех регионах стартовали электронные продажи полисов. Нововведение, с одной стороны, позволяет упростить жизнь самим автомобилистам и ускорить оформление. С другой стороны, потенциально может разгрузить офисы страховых, а значит, и уменьшить их издержки.

Однако это решение несет и несколько неприятных для страховщиков нюансов. Так, если раньше у страховых компаний было множество формальных способов уйти от нежелательного страхования автомобиля (например, когда страховщик видел высокие риски, он мог сослаться на то, что в отделении закончились бланки), то теперь с этим все стало намного строже. Директор филиала «Согласие» в Казани Иниль Габдулхаков рассказал о случае, когда на последнем этапе система не смогла идентифицировать телефон клиента и он не сумел получить полис ОСАГО онлайн, после чего написал на компанию заявление в антимонопольную службу. Она, в свою очередь, на этом основании вынесла решение о том, что они организованно отказывают в оформлении полисов ОСАГО.

Еще один нюанс внедрения электронных продаж полисов ОСАГО связан с потенциальным ростом фактов мошенничества. Дело в том, что данные, вводимые в электронную систему, никем не проверяются, а фальсификация данных открывает возможность получения страховки, например, дешевле. По схожей причине в прошлом году остановили эксперимент СК «Итиль Армеец» по продаже полисов через терминал. Над способами борьбы с подобным мошенничеством страховщики сейчас работают.

Тем не менее, директор филиала «Росгосстрах» Альберт Ишбулатов рассказал, что в их компании количество проданных через интернет полисов ОСАГО возрастает.

По словам Альберта Ишбулатова, страхование жизни при всем его потенциале сложное, но пока достаточно свободное направление

Отметили участники бизнес-бранча, что их компании внедряют и другие продукты онлайн. Помимо онлайн-консультантов, удаленного контактирования, диджитализации ОСАГО, к примеру, «Росгосстрах» запустил свое приложение для смартфонов, через которое можно купить электронный полис ОСАГО и КАСКО, застраховаться при выезде за рубеж и онлайн заявить об убытке, прислав в компанию фотографию пострадавшего автомобиля. В СГ «Ак Барс» также разрабатывают приложение, правда, предназначается оно для самого страхового клиента. Практически все компании создали на своих интернет-ресурсах возможность продления страховок и оформления полисов по некоторым услугам.

Добровольное медицинское страхование стали совмещать с обязательным

Помимо моторных видов страхования интерес растет к страхованию жизни и имущества. По словам Альберта Ишбулатова, страхование жизни при всем его потенциале сложное, но пока достаточно свободное направление, которое они развивают. Согласны с коллегой и другие страховщики.

Что касается компаний по медицинскому страхованию, начальник управления по работе с клиентами ООО «СМО «Спасение» Сергей Оленев рассказал, что наблюдается сокращение по добровольному медицинскому страхованию многих предприятий, которые за счет обязательного медицинского страхования пытаются уменьшить затраты на своих работников. Одним из драйверов рынка он называет совмещение ДМС с ОМС.

В продолжение темы директор филиала ООО СК «ВТБ Страхование» в Казани Марат Сафин рассказал, что их компания активно развивает медицинское направление и первыми представленными продуктами у них были в части онкострахования и страхования от таких критических заболеваний, как инфаркты, инсульты. С прошлого года они также предлагают продукты, совмещающие ДМС и ОМС.

Мария Горожанинова, фото Олега Тихонова, видео Камиля Исмаилова
МероприятияБизнес-бранчи
комментарии 12

комментарии

  • Анонимно 16 мар
    То показывают отчеты что прибыль получили по ОСАГО, то год проходит и убытки у них. Вы уж определитесь уважаемы страховщики. Рынок то рисковый, не всегда прибыль будет, а вам ее гарантированно подавай.
    Ответить
    Анонимно 16 мар
    КОнечно все хотят прибыль, а олигархи особенно. Причем желательно кем то гарантированную, например государством.
    Ответить
  • Анонимно 16 мар
    Конечно удобнее через терминал продавать полиса, но сделайте эту систему безопасной.
    Ответить
  • Анонимно 16 мар
    Страховщиков не смущает: мало что делается государством, чтобы защитить права автолюбителей? Может для этого автоюристы и существуют? Почему страховщики лоббируют изменения в закон, а не пишут заявление на мошенников? А если сравнить долю судов по мощеническим схемам автоюристов и долю судов, по защите прав автолюбителей, какая больше?

    Страховщики видят риски при выдаче электронных полисов, а автолюбители видят помехи, вставляемые страховщиками при оформлении через интернет - сайт зависает, выдает ошибки. Это страховщиков тоже не смущает?
    Ответить
    Анонимно 14 апр
    а кто Вам сказал, что не пишут?? Пишут! Только толку от нашей полиции нет
    Ответить
  • Анонимно 16 мар
    ОСАГО ежегодно растет, а выплаты по страховкам минимальные.
    Ответить
  • Анонимно 16 мар
    Всегда будут мошенники, вы им просто не оставляйте шансов. Сразу планируйте, чтоб потом не переделывать.
    Ответить
    Анонимно 16 мар
    Наши люди везде выгоду найдут. Дайте им время.
    Ответить
  • Анонимно 16 мар
    Зачем спасать осаго. Надо законодательно выровнять ситуацию, а не вливать экстренно денег, на помощь олигархам.
    Ответить
  • Анонимно 16 мар
    У нас в стране, все время кого то спасают, то банки, то страховые, то пенсионный.
    Ответить
  • Анонимно 16 мар
    Спасите лучше народ, он в реальной беде.
    Ответить
  • Анонимно 16 мар
    Спасибо за информацию с круглого стола, было бы хорошо не только страховщиков и дилеров собрать, но и других участников рынка, что бы ситуацию со всех сторон рассмотреть!
    Реальное время рассмотрите предложение.
    Спасибо
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров