Новости раздела

Шаляпинский фестиваль — 2017: возвращение «Пиковой дамы», парад басов и два гала-концерта

На главное музыкальное событие года приглашены 40 певцов и дирижеров

Шаляпинский фестиваль — 2017: возвращение «Пиковой дамы», парад басов и два гала-концерта
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

В среду, 1 февраля, стартует Международный фестиваль оперного искусства им. Ф.И. Шаляпина, который проводится на сцене ТГАТ оперы и балета им. М. Джалиля в тридцать пятый раз. Какие спектакли и почему следует посмотреть — в обзоре «Реального времени».

Фестиваль родился… от отчаяния

Для начала — немного истории казанского фестиваля. Шаляпинский был придуман в 1982 году директором театра Рауфалем Мухаметзяновым, который в то время только-только заступил в должность. Зал оперного театра в этот период заполнялся еле-еле на четверть, город потерял к нему интерес. Тогда новый директор предложил провести фестиваль имени знаменитого земляка, пригласив на него исполнителей из других театров.

Февраль был выбран не случайно — 13 февраля родился Шаляпин. Идея Рауфаля Мухаметзянова была немедленно воплощена в жизнь, певцов и дирижеров пригласили, и публика заполнила зал. Сначала фестиваль был всероссийским, потом всесоюзным и, наконец, обрел статус международного. Любопытная деталь: фестивальное движение в бывшем СССР началось именно с Шаляпинского, все ныне существующие фестивали — и оперные, и балетные — это калька с него.

За годы существования фестиваля практически все отечественные «звезды» были его участниками — Ирина Архипова, Тамара Синявская, Елена Образцова, Мария Гулегина, Артур Эйзен, Булат Менжилкиев, Дмитрий Хворостовский, Альбина Шагимуратова и другие выходили на сцену казанской оперы в рамках Шаляпинского фестиваля. В одном из фестов со спектаклем «Очарованный странник» в постановке Алексея Степанюка принимал участие Мариинский театр, за дирижерским пультом стоял Валерий Гергиев.

Сейчас Шаляпинский фестиваль — по праву главное событие в жанре классической музыки в Татарстане. Билеты на него расходятся за считанные дни, а спектакли проходят при хронических аншлагах.

«Пиковая дама» как «черная дыра» сознания

В этом году фестиваль начнется традиционно — с премьеры. На сей раз это будет «Пиковая дама» Петра Чайковского в постановке Юрия Александрова. «Пиковая дама» традиционно присутствует в репертуаре театра, предыдущая постановка этой оперы была осуществлена режиссером Мариинского театра Алексеем Степанюком в конце прошлого века.

Юрий Александров задумал сложный спектакль. Как говорит сам режиссер, он будет не про карточную игру, а про ту «черную дыру» в подсознании, которая затягивает людей. И главной фигурой при такой трактовке становится не Герман, что традиционно, а Графиня. Точнее, Графиня и ее шестнадцать клонов, они — словно осколки разбившегося зеркала. Графиня предстанет в постановке Александрова и древней старухой, и обольстительной красавицей, «русской Венерой», как ее в молодые годы звали в Париже, когда в нее был влюблен Сен-Жермен. Премьера «Пиковой дамы» на Шаляпинском — 1 и 2 февраля.

Второй спектакль на музыку Чайковского, который стоит посмотреть, — это «Евгений Онегин» в постановке Михаила Панджавидзе, музыкальным руководителем был замечательный пианист и дирижер Михаил Плетнев.

«Евгений Онегин» Панджавидзе — очень точно выстроенный лирический спектакль, поставленный по тому замыслу, что был в романе Пушкина и в музыке Чайковского. Не допуская никаких вольностей, режиссер тем не менее сумел создать очень современную постановку, рассказав трагедию героев, идущую от рокового недопонимания. «Евгений Онегин» на Шаляпинском фестивале — 4 февраля. За дирижерским пультом — маэстро Ренат Салаватов, главный дирижер ТГАТ оперы и балета им. М. Джалиля.

История татарского принца

Еще один спектакль в постановке Михаила Панджавидзе, на который стоит обратить внимание, — «Турандот» Джакомо Пуччини. Это история про жестокосердную китайскую принцессу, выбиравшую женихов. Принцесса загадывала им загадки, которые никто не мог отгадать, а потом потенциальные соискатели руки и сердца Турандот шли на плаху. Загадки отгадал опальный татарский принц Калаф, случайно оказавшийся в Пекине. Но свадьба не состоялась.

Заглавную партию исполнит одна из лучших Турандот Европы Оксана Крамарева из Киева. В партии Калафа впервые на фестивале на казанскую сцену выйдет певец из Турции Левент Гундуз. «Турандот» на Шаляпинском фестивале — 7 февраля.

Следующий фестивальный вечер, 8 февраля, отдан комической опере «Севильский цирюльник» в постановке Юрия Александрова. И здесь — небольшая фестивальная сенсация. В партии Фигаро впервые в Казани выступит один из лучших российских баритонов Василий Ладюк. Солист Новой оперы известен и любим казанскими меломанами, но до этого мы слышали его в драматической партии Евгения Онегина, которую Ладюк исполняет блистательно. И вот новый образ, Фигаро, а жанр комической оперы — один из самых непростых.

В день рождения Федора Шаляпина, 13 февраля, на фестивале в память о великом басе идет «Борис Годунов», где Шаляпин исполнил одну из своих лучших партий. Утром этого дня в Богоявленском соборе Казани пройдет панихида по «рабу Божьему Федору», потом участники фестиваля возложат цветы к подножью памятника Шаляпину, а вечером — традиционный «парад басов». На этот раз в партии Бориса Годунова выступит солист казанской оперы и Большого театра Михаил Казаков, в партии Пимена — Сергей Ковнир из Национальной оперы Украины, в партии Варлаама — Михаил Светлов-Крутиков из Метрополитен-опера.

В рамках фестиваля в этом году будет исполнен «Реквием» Джузеппе Верди, который казанцы слышат нечасто, так что появление этого сочинения в фестивальной афише — уже событие. «Реквием» Верди начал сочинять под впечатлением смерти коллеги — композитора Джоаккино Россини, толчком к завершению послужил уход из жизни оного из его любимых писателей — Алессандро Мандзони, его Верди считал образцом «добродетели и патриотизма».

Первое исполнение состоялось в Милане, в соборе Святого Марка, дирижировал сам Верди, через несколько дней он был повторен в «Ла Скала», а затем началось триумфальное шествие «Реквиема» по сценам Парижа, Лондона, Вены, Мюнхена, Санкт-Петербурга, и везде дирижировал сам композитор.

«Реквием» в Казани — это собрание замечательных певцов: Оксана Крамарева, Алексей Татаринцев, Михаил Казаков. За дирижерским пультом маэстро Марко Боэми. «Реквием» на Шаляпинском фестивале — 10 февраля.

И завершится фестиваль традиционно: 19 и 20 февраля в фестивальной афише два гала-концерта, когда в один вечер можно будет услышать всех звезд разом. На сцену выйдут Василий Ладюк, Алексей Татаринцев, Ахмет Агади, Сергей Скороходов, Михаил Казаков, звезда «Порги и Бесс» — одного из бестселлеров прошлых сезонов — Рональд Самм и другие.

Увы, купить билеты в кассе театра уже невозможно, они разошлись еще в декабре за пару дней. Но всегда есть надежда на лишний билетик.

Татьяна Мамаева
Мероприятия

Новости партнеров