Пожар в историческом здании «усадьбы Вали-бая» устроил поставщик посуды?
Утром 2 декабря много шуму наделал пожар в самом центре Казани. И хотя, по данным МЧС, площадь возгорания не превышала 15 квадратных метров, происшествие оказалось резонансным. Во-первых, на пожаре погиб человек. Во-вторых, само здание входит в список объектов культурного наследия и известно в истории, как и его дореволюционный владелец. Наконец, дом принадлежит мечети Казани, но арендуется гостиничным комплексом «Бал». Подробности происшествия — в материале «Реального времени».
Пожар на объекте культурного наследия унес жизнь человека
Как сообщили в пресс-службе ГУ МЧС РФ по РТ, сообщение о пожаре в двухэтажном доме №16 по ул. Марджани поступило в 8.01. Из мансардного этажа было видно открытое пламя. Речь шла об историческом здании на углу улиц Марджани и Зайни Султана, которое фасадом выходит на набережную озера Кабан, а с обратной стороны примыкает к территории старейшей мечети Казани «Аль-Марджани». По информации прибывших на место пожарных, площадь возгорания составила 15 кв. м. Горели вещи и мебель в мансардном помещении, а также частично — обрешетка кровли. Открытое горение ликвидировали в 8.37. Как стало известно позже, при пожаре погиб мужчина 1988 года рождения. По предварительным данным, причиной возгорания мог послужить непотушенный окурок.
Нежилое здание площадью 325 кв. м входит в список объектов культурного наследия — памятник местного значения. Это усадьба Валиуллы Гизетуллина («Валибая»), построенная в 1823 году и переделанная в 1890 году (архитектор А.К. Шмидт). В настоящее время, согласно данным Росреестра, здание принадлежит приходу казанской соборной мечети «Аль-Марджани» казанского мухтасибата ДУМ РТ. Согласно данным 2ГИС, здание относится к гостиничному комплексу «Бал» («дом паломника»), расположенному на соседней улице Каюма Насыри в новых зданиях. Именно поэтому в первых сообщениях о пожаре говорилось о ЧП в гостинице. Однако фактически для размещения гостей здание на Марджани не использовалось.
«Он нам посуду поставляет, зашел погреться»
Как рассказал Рамиль хазрат Мингараев, заместитель имам-мухтасиба Вахитовского и Приволжского районов Казани, имам мечети «Аль-Марджани», здание усадьбы самим приходом не использовалось. По словам Мингараева, в этом году оно было сдано в аренду ООО «Казан мусульман ашлары», владеющему комплексом «Бал», которое сделало в здании заведение общепита. ООО «Казан мусульман ашлары», согласно системе «Спарк Интерфакс», принадлежит на 90% Гульназ Марсовне Валитовой, а на 10% — самой мечети «Аль-Марджани».
Что делал утром в здании кафе погибший при пожаре мужчина — достоверно неизвестно.
— Он поставлял в кафе посуду: тарелки, ложки, — рассказал «Реальному времени» Мансур хазрат Залялетдинов, имам-хатыб мечети «Аль-Марджани» и имам-мухтасиб Вахитовского и Приволжского районов Казани. — Как говорит служба безопасности, его на территории заметили около 7 утра, когда делали обход, может, он и раньше подошел, но заметили его в 7 часов. Этот человек знал работника службы безопасности и попросил пустить погреться, пока ждет администрацию. На первом этаже работает само кафе, а там, где произошел пожар, — бытовка была, где рабочие переодевались.
По словам Мансура хазрата, ущерб зданию минимальный. Горевшее помещение — всего 8 квадратных метров — в ближайшее время будет восстановлено.
Дом героя сатирических статей Фатыха Амирхана
Само здание — действительно одно из немногих исторических купеческих домов, а не новоделов в Старой Татарской слободе. О его истории и его знаменитом владельце «Реальному времени» рассказал Радик Салихов — заместитель директора по научной работе Института истории им. Ш. Марджани.
— Этот дом построен в конце XVIII—начале XIX века. Это один из старейших домов в Татарской слободе, который сочетает в себе традиции классической архитектуры и татарского народного зодчества. От углового полукаменного здания идут двухэтажные постройки в сторону мечети «Марджани» — они тоже находились на одном участке.
Во второй половине XIX века владельцем усадьбы стал Валиулла Гизетуллин, который происходил из крестьян деревни Нижние Аты Казанского уезда (ныне Арский район Татарстана). Он занимался торговлей, выбился в купцы II гильдии, стал одним из почетных прихожан мечети «Марджани» и являлся одним из ее попечителей: выделял деньги на содержание храма, реставрацию.
Этот купец был известен среди светской интеллигенции начала XX века как сторонник консервативных взглядов. В слободе его знали как Вали-Аты. Он был героем ряда сатирических статей Фатыха Амирхана. Все-таки его нельзя называть реакционным купцом. Он был здравомыслящим человеком, активным предпринимателем, меценатом-благотворителем. Вали-Аты умер в период великой русской революции.
Его сын Хабибулла вместе с купцом Сулейманом Аитовым в начале XX века приобрели в собственность знаменитый мыловаренный завод Исхака Арсланова, провели в нем ребрендинг. И он стал одним из самых передовых промышленных предприятий. Там выпускали мыло под маркой «Арслан», на обложке был изображен лев, и оно пользовалось бешеной популярностью по всей империи.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
МАРДЖАНИ ул., 16/1
Усадьба Валиуллы Гизетуллина («Валибая»)
Одна из самых древних усадеб Старотатарской слободы г.Казани, располагавшаяся на пересечении улиц Набережной Кабана (ул. Комсомольская, Марджани) и Первой Поперечной (ул. З. Султана) в северной части квартала, где занимала небольшой по размерам прямоугольный участок, граничащий с южной стороны с участком мечети «аль-Марджани».
Жилой дом усадьбы, флигель и службы являющиеся памятниками архитектуры, сочетающими приемы классицизма и татарского народного зодчества построены в 1823 г. по проекту архитектора А.К. Шмидта мещанином Ядыгаром Ишимовым(1757 — 1831). Выходец из ясачных татар, он в начале 19 столетия был причислен в мещанское сословие и, торгуя «сырейными» кожами, уже в 1816 г. значился среди достаточно успешных городских предпринимателей. После смерти Я. Ишимова новым хозяином усадьбы 12 сентября 1831 г. стал его сын казанский купец Давыд(Дауд) Ядыгаров Ишимов(1785 — 1853)
В семидесятые годы 19 столетия домовладение Ишимовых на Набережной Кабана переходит в собственность казанского второй гильдии купца Валиуллы Гизетуллина — знаменитого «Вали бая». Вали Гизетуллин родился в 1837 г. в д. Нижние Аты ныне Арского района. Развернув широкую коммерческую деятельность, он в 1878 г. был приписан в казанское купечество по второй гильдии. Торговал Гизетуллин азиатскими коврами, бакалеей в собственных магазинах, располагавшихся на Сенной площади и Рыбнорядской улице. Существенную часть своих доходов купец тратил на богоугодные дела, например, обустройство мечети Марджани, прихожанином которой он являлся. Обладая солидным капиталом, В. Гизетуллин занимал и высокое положение в обществе — избирался гласным городской Думы, членом казанского сиротского суда, Общего присутствия Казенной палаты по делам о дополнительном промысловом налоге и других городских органов управления. Купец умер в 1916 г.
Купеческая усадьба занимает трапециевидный в плане участок, расположенный на пересечении улиц Комсомольской и Султана. Основной дом и флигель, построенный позднее, поставлены на красную линию улицы. Большой двухэтажный с каменным нижним этажом и мезонином жилой дом является элементом богатой купеческой усадьбы. Поставлен на самый угол участка, выходящий на улицы. Производит впечатление своей монументальностью и лаконичностью. Представляет собой сруб, поставленный на высокий подклет хозяйственного назначения. Вдоль ул. Султана к нему примыкает корпус служб. Нижний кирпичный неоштукатуренный этаж имеет хозяйственное назначение. Сруб верхнего этажа обшит горизонтальными рядами досок, включая пилястры и фриз. Главный фасад обращен на озеро Кабан и имеет симметричную композицию, подчеркнутую мезонином. Он освещен окнами расположенными — три в центральной части, соответствующие мезонинным, и по два по сторонам. Со стороны ул. Султана окна сгруппированы по два с каждой стороны от центральной пилястры. Интересна архитектура дома со стороны двора. Здесь к дому примыкает пристрой, в котором располагались встроенные туалеты, основной вход в дом и входы в складские помещения. Кованый навес над входом в настоящее время утрачен. Сохранилось большое трехчастное окно с досчатым карнизом, первоначально имевшее, вероятно, цветное остекление. Крохотные квадратные окошки освещали смежные помещения. Вход в подклет сохранил кованые железные заполнения. Мезонин выходил на эту сторону двора балконом с деревянными тосканскими колоннами. В интерьере сохранились печи с изразцами (3 печи с разного вида изразцами), печная заслонка с изображением пахаря с лошадью, лепнина — тяги, розетка в виде восьмиконечной звезды. Видны следы разобранной угловой печи. Сохранились внутренние деревянные лестницы с балясинами, остатки раскраски в виде квадратов с орнаментом на стенах сеней на втором уровне.
Со двора находятся складские, хозяйственные постройки и службы. К основному дому вдоль ул. Султана примыкает флигель (первоначально одноэтажный). Фасад со стороны улицы расчленен на уровне первого этажа спаренными лопатками, между которыми находятся окна с замковыми камнями. С торца здесь находилась баня. Окна второго этажа соответствуют им на первом этаже. По второму этажу со двора вдоль тянулась галерея. Вдоль задней границы располагались склады с деревянным флигелем над ними, конюшня с сеносушилками (сохранились лишь отдельные фрагменты). И далее границу участка слева замыкали двухэтажные кирпичные склады с галереями (сохранились лишь в углу), примыкавшие к флигелю. Склады прорезаны большими арочными воротами с массивными железными ставнями. Памятник жилой архитектуры, образец сочетания приемов классицизма с народной архитектурой.
Салихов Р.Р., Нугманова Г.Г.