Новости раздела

Автоугонщики выезжают на «ВАЗах», «французах» и «немцах»

В Татарстане за год зафиксировано восемь случаев хищения дорогих автомобилей стоимостью свыше 3 млн рублей. Чаще всего — это BMW X5 и Toyota RAV4

Казань по-прежнему остается антилидером по количеству автомобильных краж — на нее приходится каждая третья похищенная машина. Правда, как выяснила газета «Реальное время», на фоне общего падения продаж автомобилей количество зарегистрированных краж упало на 15%, а самыми угоняемыми марками за 9 месяцев 2016 года стали «ВАЗ», Volkswagen и Toyota RAV4, отчитался угрозыск.

Криминальный автобизнес идет на спад

Накануне руководство уголовного розыска МВД по РТ объявило результаты работы в сфере противодействия криминальному автобизнесу за 9 месяцев этого года. Главная новость угрозыска — в республике зафиксировано общее снижение преступлений, связанных с незаконным завладением транспортными средствами. Начальник отдела по раскрытию угонов и краж автомототранспорта управления уголовного розыска МВД по Республике Татарстан Джавид Гасанов сообщил, что зарегистрированных фактов автокраж стало меньше — с 216 до 183, то есть минус 15%, а угонов (без цели хищения) — с 511 до 400 фактов, то есть минус 21%. Иначе говоря, оперативная обстановка на фоне общего спада продаж автомобилей заметно облегчилась, а криминальный автобизнес не создает особого напряжения для правоохранительных органов. Эту тенденцию отмечают и страховщики. «По количеству угонов Казань в 2015 году была на 7-м месте, по частоте угонов занимала 29-е место в стране (частота — 0,04%). В этом году ситуация немного улучшилась, и Казань покинула топ-10 угонов», — рассказал «Реальному времени» официальный представитель компании «АльфаСтрахование» Юрий Нехайчук.

Раскрываемость на фоне снижения криминальной активности повысилась, правда, не так радикально. По словам подполковника Джавида Гасанова, этот показатель по автокражам вырос с 45,7% до 46,9%, зато полицейским удалось найти и вернуть пострадавшим автовладельцам каждый угнанный автомобиль. Почти 100% раскрываемость достигается в том случае, если заявка об угоне поступила на пульт 02 в течение 2—3 часов — по «горячим следам» полицейским легче всего найти автомобиль, рассказал Гасанов.

По всей видимости, общий спад продаж повлиял и на рейтинг самых угоняемых автомобилей. По данным полицейских, с начала года чаще всего похищались автомобили недорогих марок: «ВАЗ», «Лада Калина»,Volkswagen и Renault. По словам Джавида Гасанова, в этом году были зафиксированы единичные случаи похищения дорогих автомобилей стоимостью свыше 3 млн рублей. Всего их было восемь, но были ли раскрыты похищения, он не сообщил. По словам Гасанова, чаще всего похищались BMW X5 и Toyota RAV4. В сентябре сотрудники угрозыска задержали профессиональную группу похитителей (возраст от 30 лет), которые занимались серийными кражами иномарок с сентября 2015 года.

На Казань приходится каждый третий похищенный автомобиль

Тем не менее Казань, которая на протяжении многих лет остается лидером в криминальном автобизнесе, продолжает беспокоить полицейских. По словам Давида Гасанова, на столицу приходится каждый третий похищенный автомобиль. «Преступники не продают ворованные автомобили в Казани. В считанные часы они отправляют их на продажу в южные регионы страны — Чечню и Ингушетию. Именно в Ингушетии и был найден самый дорогой угнанный автомобиль — Аudi Q8, чей владелец уже не рассчитывал на его возвращение, так как автомобиль не был оснащен системами GPS», — рассказал Гасанов. Отвечая на расспросы журналистов о дерзком похищении внедорожника Porsche Cayenne прямо из казанского автосалона, он объяснил, что этот случай нельзя считать угоном, так как неизвестный вывел машину по договору о прохождении тест-драйва и не вернулся. Похититель и автомобиль до сих пор не найдены. «Но этот инцидент квалифицируется как мошенничество, а не угон», — объяснил он.

Алгоритмический код-граббер — лучший инструмент вскрытия

Для предотвращения похищений полицейские порекомендовали перестать использовать электронные противоугонные системы и переходить на механические.

«Анализ показывает, что кража дорогостоящих машин под заказ совершается в ночное время, либо в короткое время и при помощи электронных сканирующих устройств — алгоритмическим код-граббером. Они позиционируются как тестирующие средства для выявления уязвимости электронных охранных систем автомобиля и в том числе защиты. В то же время преступники не связываются с автомобилями, которые оборудованы механическими противоугонными средствами — блокираторами, потому что они требуют больше времени на взлом, нежели вскрытие подбором электронных средств. Поэтому не рискуют взламывать, — рассказал Гасанов. — Даже проводились эксперименты: на вскрытие блокиратора в условиях гаража уходило 30 минут. Бывали случаи, когда во вскрытой машине обнаруживали механический блокиратор, преступники закрывали машину и уходили».

А самой эффективной мерой он считает размещение автомобиля на охраняемой парковке. Отсюда точно не угоняют и не похищают автомобили, что подтверждается полицейской статистикой.

Луиза Игнатьева

Новости партнеров