Новости раздела

Смерть корейского топ-менеджера поставила под вопрос парк развлечений в Казани

Lotte World, который АИР РТ рассматривало как альтернативу Futuroscope, вряд ли будет построен из-за проблем Lotte Group

В Южной Корее совершил самоубийство один из топ-менеджеров конгломерата Lotte Group. Смерть стала следствием юридического преследования корпорации. Группа компаний также подозревается в создании серии махинаций, в том числе при инвестировании в Китай, Россию и Вьетнам. В этих условиях под вопросом оказываются все проекты Lotte Group, в том числе и строительство парка развлечений в Казани, на которое рассчитывало Агентство инвестиционного развития РТ после потери проекта французского парка аттракционов Futuroscope из-за санкций.

Смерть на собственном галстуке

На минувшей неделе агентство Reuters сообщило о смерти вице-президента южнокорейского конгломерата Lotte Group Ли Ин Вона. Тело было обнаружено утром 26 августа в пригороде Сеула. Как предполагают правоохранительные органы, топ-менеджер Lotte Group повесился на дереве с помощью галстука.

69-летний Ли Ин Вон совершил суицид за несколько часов до того, как должен был прийти на допрос в полицию в рамках коррупционного расследования в отношении компании. Ли Ин Вон работал в компании на протяжении 43 лет и был главным руководителем, не входящим в семью Син, контролирующую компанию. СМИ называют его вторым человеком в компании после Син Дон Бина, председателя совета директоров Lotte Group.

Крест на корейском «Диснейленде» в Татарстане?

Проблемы южнокорейской корпорации могут иметь последствия для Татарстана. Напомним, в Татарстане всерьез рассматривался проект строительства парка развлечений Lotte World от Lotte Group.

«Реальное время» обратилось за комментарием в российское представительство Lotte Group. Однако там комментировать планы по строительству парка развлечений в Казани, равно как и юридические сложности компании, отказались. Не смогли дать оперативно комментарий и в АИР РТ.

Шамиль Агеев, председатель правления Торгово-промышленной палаты Татарстана, уверяет, что проект парка находится лишь на стадии обсуждения, и если проблемы южнокорейской компании не будут решены, то проект будет под большим вопросом: «О планах мы слышали, но пока неизвестно, как все это будет. Все это пока было только предварительно, четких планов нет. Если юридически все не зафиксируется, не оформится, значит, трудно будет работать. Сначала нужно утрясти все юридические вещи».

Замена французскому Futuroscope

Напомним, в конце июня этого года официальная делегация Татарстана во время визита в Южную Корею посетила объекты Lotte, в том числе небоскреб Lotte World Tower и парк развлечений Lotte World. Тогда Талия Минуллина, руководитель Агентства инвестиционного развития Татарстана, говорила о возможном строительстве казанского парка развлечений: «Сейчас президентом даны поручения по поиску подходящей площадки, где мы могли бы его разместить. Ну и конечно, мы сейчас активно ведем расчеты: какие потенциальные туристические потоки мы можем туда завести, поскольку это не благотворительный, а инвестиционный проект. Такого рода расчеты нужно делать очень внимательно», — говорила Минуллина.

Проект рассматривался как альтернатива планам по строительству в Татарстане французского парка аттракционов Futuroscope, которое отложилось на неопределенный срок из-за санкций. Впрочем, ни о каких серьезных договоренностях о строительстве Lotte World в Татарстане тогда, видимо, речи не шло: «Пока мы просто закинули удочки и сейчас будем дальше настойчиво, последовательно с ними разговаривать на эту тему. У них еще решение тоже не принято», — сообщила тогда Талия Минуллина.

Lotte World, на данный момент представленный только одним парком аттракционов в Сеуле, является крупнейшим закрытым тематическим парком. Парк был открыт в 1989 году, ежегодно его посещают 7,3 миллиона человек.

В целом Шамиль Агеев считает, что такие проекты должны реализовываться местными компаниями, но с привлечением зарубежного опыта: «Одно дело, что проходит в Корее, другое — что проходит здесь. Здесь хорошая конкуренция. И потом, это не значит, что все готовы и ждут, что придут корейцы. Если будут хорошие инвестиции — не в производство, а в развлечения, в вытаскивание средств отсюда — это будет насос денег в ту сторону. А нам ведь надо, чтобы оставались деньги у местных компаний, а не уходили за пределы».

По его словам, отношения с Южной Кореей пока не развиты, но компании из этой страны потенциально хорошие партнеры: «С Южной Кореей пока все сложно. Менталитет другой, страны далеко, подход немного разный. Но желание есть, они работать умеют. Фактически 16 часов в сутки. А у нас сплошные праздники. Крупных проектов с корейцами пока нет, но есть задумки. Отказываться от них не надо».

Проблемы после «переворота»

Интересно, что в действительности проблемы Lotte Group начались гораздо раньше, примерно год назад, когда против председателя совета директоров Син Дон Бина были совершены действия, которые СМИ охарактеризовали как «попытку внутрикорпоративного переворота». Против него выступили его старший брат и отец — основатель компании, 93-летний Сина Гегхо. В результате попытка «переворота» провалилась, основатель компании был отстранен от участия в ее деятельности, равно как и брат председателя совета директоров. Контроль над компанией остался у Син Дон Бина.

Однако в ноябре 2015 года компанию настиг первый существенный удар — она лишилась лицензии на осуществление беспошлинной торговли в центре Lotte World Mall. Дальше — больше: в мае оператор отелей Hotel Lotte, входящий в конгломерат, объявил о первичном размещении акций на бирже (IPO), которые должны были принести компании до 5 млрд долларов. По мнению некоторых СМИ, решение было принято под давлением южнокорейских властей.

В июне, когда татарстанская делегация посещала объекты Lotte, в отношении Hotel Lotte началось расследование. Компанию, к слову, возглавляет Син Юн Я, 73-летняя дочь основателя Lotte Group. Компанию подозревали в получении взяток от производителя косметики в обмен на предоставление торговых площадей в магазинах беспошлинной торговли, размещенных в гостиницах сети. На фоне расследования прокуратуры в связи с обвинениями в хищениях и взятках IPO было отложено. В июле глава гостиничного подразделения Син Юн Я была арестована, в том числе по обвинению в присвоении 4 миллиардов вон (3,5 млн долларов) компании своего сына через получение зарплат трех своих дочерей, которых она «устроила» в члены правления компании.

По сообщению The Korea Times, сейчас CEO и основатель всей Lotte Group подозреваются в получении 30 миллиардов вон (около 27 миллионов долларов) от аффилированных с компанией юрлиц. Руководство Lotte Group называет эти платежи дивидендами, прокуратура — деньгами от незаконных финансовых транзакций между аффилированными компаниями. Группа компаний подозревается в создании номинальных компаний при инвестициях в Китай, Россию и Вьетнам, а также в создании фондов для выплаты взяток.


Максим Матвеев
Справка

Lotte Group

Lotte Group представляет собой классическую южнокорейскую форму финансово-промышленных групп — чеболь. Такой формат предусматривает группу формально самостоятельных юридических лиц, фактически контролируемых одной семьей. Lotte является пятым по величине конгломератом в стране, другие компании подобного типа — Samsung, LG, Hyundai.

Фото pasmi.ru

В Lotte Group входит несколько крупных компаний — сеть из 22 торговых центров, 42 дисконт-центров и 47 супермаркетов Lotte Shopping, Lotte Real Estate (недвижимость) Lotte Ice Cream, Lotte Hotels & Resorts, Lotte Confectionary (кондитерские изделия), Lotte Chilsung (напитки). У компании есть дочернее предприятие в России — АО «Лотте Рус». Компания управляет бизнес-центром «Лотте Плаза» на Новинском бульваре в Москве и пятизвездочным отелем «Лотте Отель Москва». Помимо этого, по данным «Ведомостей», компания открыла бизнес-центр у метро «Калужская» и кондитерскую фабрику в Калужской области стоимостью 100 млн долларов. Последняя была открыта в 2010 году в Обнинске и производит, в частности, печенье Choco Pie. По данным издания, в 2017 году Lotte Hotel планирует открыть новый люксовый отель в Санкт-Петербурге около Исаакиевского собора стоимостью 140 миллионов долларов. Всего же компания в феврале 2015 года планировала в ближайшие три года инвестировать в Россию порядка 500 млн долларов.

Новости партнеров