Новости раздела

Гузель Удачина о секс-скандале в Альметьевске: «Было там насилие или нет, психотравму ребенок получил»

Детский омбудсмен в РТ об уголовной ответственности за интим с детьми, публикации персональных данных и невнимании родителей

Гузель Удачина о секс-скандале в Альметьевске: «Было там насилие или нет, психотравму ребенок получил»
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

Уполномоченный по правам ребенка в РТ Гузель Удачина не осталась в стороне от развернувшегося скандала вокруг сообщений о связи альметьевской учительницы с 15-летней ученицей. Комментировать достоверность получившей огласку версии раньше правоохранительных органов она не стала, но рассказала, что должно быть сделано в столь непростой ситуации.

«Помочь конкретному ребенку, но и выработать меры по профилактике»

— Гузель Любисовна, пожалуйста, поделитесь объективной информацией — была ли связь между девочкой и учительницей? Где сейчас ученица, что с ней?

— На сегодняшний день есть сообщение о возможной половой связи педагога и школьницы. Полной информацией о случившемся в Альметьевске я, к сожалению, пока не располагаю. В первую очередь, это вопрос компетенции и предмет для разбирательства следственных органов. В данном случае СУ СКР по РТ. Следственный комитет ведет проверку и, если информация подтвердится, незамедлительно будет решаться вопрос о возбуждении дела.

По таким ситуациям мы взаимодействуем плотно — автоматически отправляем запрос в адрес руководителя СУ СКР по РТ Павла Николаева с просьбой взять ситуацию на особый контроль. Одновременно соответствующее обращение отправляется в адрес главы муниципалитета, жителем которого является потерпевший, в данном случае жертва насилия либо другого преступления. Принципиальная задача для нас — организовать деятельность органов муниципального уровня по оказанию помощи жертве насилия — медицинской, психологической, социальной. Возможно, требуется помощь, пролонгированная по времени. Также направляются рекомендации в адрес комиссии по делам несовершеннолетних — выяснить, какая ситуация в семье была. Наша цель — не только помочь конкретному ребенку, но и выработать меры по профилактике.

Также для нас важно в данном случае будет получить сведения и об учителе — что за человек и педагог, как характеризуется? Не привлекался ли раньше к уголовной ответственности? Все ли необходимые документы изучались при приеме на работу?

Принципиальная задача для нас — организовать деятельность органов муниципального уровня по оказанию помощи жертве насилия — медицинской, психологической, социальной

«Если у девочки нетрадиционные склонности, это должно быть заметно»

— А разве возможна в такой ситуации какая-то профилактика? Такие истории в Татарстане на вашей памяти вообще бывали?

— В этом году точно не было. А вообще не припомню, чтобы педагог школы со своей ученицей либо учеником… Если говорить с точки зрения профилактики, то сегодня есть норма закона, позволяющая «профилактировать» насилие со стороны педагогов. В Трудовом кодексе есть запрет для людей, привлекавшихся к уголовной ответственности, либо лицам, в отношении которых были возбуждены уголовные дела и прекращены не по реабилитирующим основаниям. Прием таких людей в детские учреждения на любые должности, не только педагогические, запрещен. И мы при выездах на места всегда проверяем — везде ли приложены справки об отсутствии судимости. Это одна из таких мер профилактики.

А вообще если у 15-летней девочки есть такие нетрадиционные склонности, то это, наверное, должно быть заметно тем людям, которые находятся рядом с ней. В первую очередь, маме. Это как с профилактикой по суицидам. Мы всегда объясняем — со своим ребенком надо много общаться, быть в близких и дружеских отношениях. Слушать и слышать, что он говорит. По его отношению к определенным вещам можно что-то почувствовать.

«Вдруг психологи выявят, что пострадавшая девочка не одна»

— А как вы считаете, детям школы, в которой произошла эта история, требуется психологическая помощь? Номер школы в сетях уже есть, есть даже реальная фамилия учителя и имя девочки…

— Я думаю, что на уровне самой школы должно быть организовано общение детей, с которыми контактировала педагог, с психологическими службами. Прежде всего, общение на предмет выявления негативного влияния педагога на детей. Вдруг психологи выявят, что пострадавшая девочка не одна была…



Независимо от того, было ли совершено насилие или связь была по доброй воле, в любом случае взрослый подлежит уголовной ответственности. И, наверное, об этом детям и подросткам тоже нужно побольше говорить

Вообще, очень нехорошо, когда персональные сведения таких детей становятся достоянием общественности. Это нехорошо для ребенка — ему дальше жить! Наша задача — помочь справиться с психотравмой. Ведь в любом случае было там насилие или нет, психотравму ребенок получил. А ведь жизнь у него только начинается. И не должно быть драматичной ситуации вокруг него в школе. Может, стоит подумать и о смене образовательного учреждения.

Мне бы хотелось, чтобы в первую очередь у взрослых, ну и у ребят тоже, было понимание: вступление в половую связь с несовершеннолетним — сегодня уголовно наказуемое деяние. Независимо от того, было ли совершено насилие или связь была по доброй воле, в любом случае взрослый подлежит уголовной ответственности. И, наверное, об этом детям и подросткам тоже нужно побольше говорить. И о том, что близость на физическом уровне — не всегда проявление взрослости, близких и искренних отношений. У нас бывали случаи, когда он уже совершеннолетний, а она еще нет. Нам говорят: «А может, это любовь?». Но по закону это — преступление и, наверное, лучше от этого воздержаться.

Ирина Плотникова, фото Романа Хасаева
Справка

Из доклада уполномоченного по правам ребенка за 2015 год

За 2015 год количество преступлений сексуального характера в Татарстане выросло в 2,3 раза (в 2013 году — 328 фактов, в 2014-м — 328, в 2015 году — 752). 70 детей и подростков были признаны потерпевшими по уголовным делам об изнасиловании (семикратный рост за год), 139 — по делам о насильственных действиях сексуального характера, 63 стали жертвами развратных действий, 177 фигурировали в делах по статье 134 УК РФ («Половое сношение с лицом, не достигшим 16 лет»). Для сравнения, по той же статье годом раньше в Татарстане потерпевшими признали 84 ребенка.

Анализ показывает, что потерпевших от преступлений против половой неприкосновенности девочек на 40% больше, чем мальчиков.

29 преступлений по данной категории составили противоправные действия, связанные с организацией и вовлечением несовершеннолетних в занятия проституцией, незаконным изготовлением и оборотом порнографических материалов или предметов (статьи 240–242 УК РФ). Потерпевшими были признаны 27 детей. Анализ свидетельствует о росте преступности в данной сфере (в 2013 году было зарегистрировано одно преступление данной направленности, в 2014 году — 7).

Количество несовершеннолетних, пострадавших в результате преступлений против половой неприкосновенности, в 2015 году увеличилось более, чем вдвое и составило 450 детей (в 2013 г. — 210, в 2014 г. — 218).

Новости партнеров