«Дело тверского татарина»: тяжелые дни в СИЗО, молчание тверской прессы и счастливое освобождение
Несостоявшегося полицейского приговорили лишь к 10 месяцам исправительных работ и освободили в зале суда
Пролетарский районный суд Твери вынес приговор Шамилю Казакову. Татарин, которого не приняли на работу в ГУ МВД по Тверской области из-за негласной установки «не брать выходцев с Кавказа», был признан виновным лишь по статье 319-й (оскорбление представителя власти) и приговорен к 10 месяцам исправительных работ. По экстремистской же статье за разжигание ненависти к «социальной группе сотрудники МВД» суд признал Казакова невиновным и постановил освободить в зале суда. Адвокат тверского татарина Светлана Сидоркина до последнего была уверена в том, что суд вынесет обвинительный приговор по обеим статьям, но билась до конца, пока Шамиль Казаков переживал непростые дни в СИЗО.
«Я думала, что будет обвинительный приговор по обеим статьям»
По словам адвоката Шамиля Казакова Светланы Сидоркиной, вчерашнее судебное заседание растянулось буквально на весь день. Напомним, татарину Шамилю Казакову было отказано в трудоустройстве в ГУ МВД по Тверской области из-за его национальной принадлежности. А фигурантом уголовного дела по относительно легкой статье 319 УК (оскорбление представителя власти) и гораздо более серьезной «экстремистской» — части 1 статьи 282 УК (разжигание ненависти либо вражды) — он стал после того, как якобы разместил на Youtube скандальный документальный фильм «Как я в полицию устраивался».
Несмотря на то, что прения завершились еще неделю назад и в четверг, 11 августа, суд должен был огласить приговор вслед за последним словом Казакова, по ходатайству прокурора было возобновлено судебное следствие и состоялись повторные прения. Это и послужило причиной для затягивания вынесения окончательного решения.
Хотя сам процесс проходил, мягко говоря, не самым лучшим для Шамиля Казакова образом, Пролетарский районный суд Твери неожиданно вынес очень мягкий приговор — несостоявшийся полицейский был приговорен к 10 месяцам исправительных работ и освобожден в зале суда. Как сообщила «Реальному времени» адвокат Светлана Сидоркина, «оскорбленный» начальник Управления по работе с личным составом УМВД по Тверской области Анатолий Тесленко просил суд максимально наказать Казакова, а прокурор запрашивал для него 2 года колонии-поселения за «разжигание ненависти».
— Шамиля освободили в зале суда, сняли обвинение по части 1-й 282 статьи. Я, честно говоря, думала, что будет обвинительный приговор по обеим статьям, поскольку так уж они настроены были, — комментирует адвокат Казакова Светлана Сидоркина. — Учитывая то, что наши суды занимают обвинительный уклон, я все-таки думала, что будет обвинительный, но, слава богу, 282-ю убрали.
Адвокат боролась за Казакова до последнего
Напомним, суд практически на каждом заседании оставлял без удовлетворения большую часть ходатайств со стороны защиты, а также планомерно ужесточал меры пресечения для Казакова. Сначала подсудимый находился под «подпиской», затем суд решил посадить его под домашний арест, а позднее и вовсе отправил Казакова в СИЗО. Тем не менее адвокат Шамиля Казакова Светлана Сидоркина продолжала планомерно приводить доводы в пользу невиновности тверского татарина.
— Я заявляла ходатайство об исключении из числа доказательств лингвистической экспертизы, которая была проведена по делу. Суд отказал. Также суд отказал в приобщении к материалам дела рецензии на эту лингвистическую экспертизу. Две рецензии я представила — профессоров Нижегородского университета и эксперта АНО «Судебный эксперт г. Москва». Суд также отклонил ходатайство о приобщении к материалам дела заключения социолога о том, что сотрудники полиции не являются социальной группой. И все остальные ходатайства, которые заявляла защита в обоснование своей позиции, были отклонены, — прокомментировала Сидоркина.
Позже адвокат все-таки приобщила к материалам дела все заключения специалистов, которые были добыты в рамках данного дела.
Светлана Сидоркина: «Его в основном поддерживали именно СМИ, причем, насколько я знаю, тверским средствам массовой информации было дано указание вообще эту тему не освещать». Фото solidarityua.info
«Казаков в Твери — чужой человек»
Параллельно сам Шамиль Казаков оказался практически в изоляции.
— Шамиль содержался в СИЗО-1 города Твери. Чисто психологически он переживал. Его мама просила свидание, но ей дважды отказывали, поэтому свиданий у него с родственниками не было. Я логику судьи в этом случае не понимаю, поскольку его мама в качестве свидетеля показания дала и никоим образом повлиять на принятие решения она не могла. Почему суд отказывал — мне непонятно, — высказалась Светлана Сидоркина.
Как выразилась наша собеседница: «Казаков в Твери — чужой человек». В качестве его единственной опоры выступали исключительно близкие родственники. О помощи со стороны активистов или местной татарской диаспоры речи не шло.
— Его в основном поддерживали именно СМИ, причем, насколько я знаю, тверским средствам массовой информации было дано указание вообще эту тему не освещать, — прокомментировала Сидоркина.
К слову о «замалчивании»: любопытно, что в базе Пролетарского районного суда Твери вся информация по делу Шамиля Казакова была скрыта. Отметим, что обычно такие меры принимаются только в тех случаях, когда фигурантами процесса являются несовершеннолетние либо дела касаются половой неприкосновенности или государственной тайны. Какое из этих оснований применили к делу Казакова, остается загадкой.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.