«Никто не мог предсказать, что экс-мэр Лондона получит такую важную должность в правительстве»
Британский политолог о Brexit, возможности нового премьера стать новой Тэтчер и экстравагантном главе МИД
Доктор Грэм Тимминс, работающий в отделении политологии и международных исследований в университете Бирмингема, высказал свою точку зрения о новом правительстве Великобритании. Он придерживается несколько иных взглядов, чем специалист по спецслужбам Роб Довер. Он, к примеру, считает, что Терезе Мэй не суждено стать второй Маргарет Тэтчер, а за назначением Бориса Джонсона с интересом наблюдает вся страна.
«Возможно, ее личные сантименты были больше за «остаться», чем за «покинуть»
— На днях Евросоюз смягчил свою риторику по отношению к Британии. Так, глава Европарламента Мартин Шульц уже высказался, что к Британии следует относиться «не как к предателю, а как к любимому родственнику, который решил уйти из дома». Ожидаете ли вы от Терезы Мэй «работы над ошибками» Brexit, то есть разворота в сторону Европы?
«Тереза Мэй будет использовать очень приземленный и разумный подход, гарантирующий стабилизацию деловых и политических отношений». Фото birmingham.ac.uk
— Я думаю, что Тереза Мэй является очень прагматичным политиком. Она сказала «Brexit означает Brexit». Этим выражением она говорит о попытке получить максимальную выгоду для Великобритании вне Европейского Союза. Стоит вспомнить очень спокойное поведение Терезы Мэй во время кампании референдума. И, возможно, ее личные сантименты были больше за «остаться», чем за «покинуть». Я полагаю, она осознает важность Европейского союза для Соединенного Королевства. Ее методом будет получение максимальной выгоды с прагматической точки зрения.
— Говоря о России, Тереза Мэй придерживается конструктивной позиции, считая, что с русскими надо работать плотно, в том числе и по Сирии. Считаете ли вы это добрым знаком? Или это были популистские заявления, чтобы подразнить евроскептиков?
— В контексте двухсторонних отношений, в последние годы Великобритания и Россия переживают не самые лучшие времена. Думаю, что это чрезвычайно досадно. Еще до Терезы Мэй Дэвид Кэмерон говорил о развитии более конструктивных отношений с Россией, основанных на взаимных интересах. Полагаю, что Тереза Мэй будет пытаться развить конструктивный и прагматичный подход к России, а также к Китаю, Америке, Индии и ко всем большим международным игрокам на сегодняшний день. Я не считаю, что нам следует ожидать чего-то удивительного. На мой взгляд, Тереза Мэй будет использовать очень приземленный и разумный подход, гарантирующий стабилизацию деловых и политических отношений.
«Мэй — приверженец демократии тори»
— Способна ли Тереза Мэй своими практическими действиями минимизировать возможные потери для британцев из-за Brexit? Например, пострадают британцы, работающие в ЕС, а также европейцы, находящиеся в Королевстве.
— На данный момент мы не знаем о последствиях для граждан ЕС, которые работают в Великобритании. Думаю, будет принято разумное решение для этой ситуации. Не стоит забывать о том, что количество британцев, работающих в ЕС и странах-членах ЕС, больше. На мой взгляд, жесткий подход к гражданам ЕС, работающим в Великобритании, может стать разрушительной политикой по отношению к гражданам Соединенного Королевства, заинтересованным в других странах-членах ЕС. Я думаю, что согласие будет достигнуто.
— И вообще, есть ли в ней потенциал стать второй «Маргарет Тэтчер»?
— Не думаю, что Тереза Мэй будет рада этому сравнению. Я точно знаю, когда Ангела Меркель стала канцлером Германии, она не обращала внимание на сравнения с Маргарет Тэтчер. «То, что мы родились женщинами, не означает, что мы являемся такими же политиками», – этим аргументировала канцлер свое отношение к уподоблению. Это упрощенная позиция, то же самое, что сказать, что все мужчины одинаковы. Все женщины разные.
«Мэй — приверженец демократии тори. Ее политика будет похожа на политику Маргарет Тэтчер во многом. Тем не менее я считаю, что мы увидим другой политический стиль». Фото vestifinance.ru
Согласно тому, что мы уже слышали из политических заявлений Терезы Мэй, она является консенсусным политиком. Думаю, она будет делать все возможное для того, чтобы объединить обе стороны в разногласии по референдуму, найти путь к примирению интересов тех, кто хотел «остаться» в ЕС, и тех, кто желал «покинуть». Маргарет Тэтчер была очень поляризованным политиком. Она поддерживала конфликтную политику больше, чем политику, основанную на согласии. Основываясь на уже высказанных мнениях Терезы Мэй, я думаю, что она является очевидным консерватором. Мэй — приверженец демократии тори. Ее политика будет похожа на политику Маргарет Тэтчер во многом. Тем не менее я считаю, что мы увидим другой политический стиль. И, конечно, ничего еще не ясно.
«Безусловно, это назначение было удивительным»
— Внесет ли новый пост экс-мэра Лондона Бориса Джонсона какие-либо изменения в отношения между нашими государствами?
— Полагаю, все были удивлены назначением Бориса Джонсона в качестве нового министра иностранных дел. Он — человек-загадка. Борис Джонсон впервые вступил в государственную должность. С моей точки зрения, дипломатическим ответом на этот вопрос является то, что каждый британец c интересом наблюдает за тем, как Борис Джонсон готовится стать министром иностранных дел. Безусловно, это назначение было удивительным. На мой взгляд, никто не мог предсказать, что он получит такую важную должность в правительстве.
— Думаю, что нам будет также интересно следить за событиями, происходящими в Великобритании.
— Полагаю, что политика Великобритании будет очень интересной темой в течение многих лет.
— Спасибо за ответы!
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Доктор Грэм Тимминс занимает должность директора по образованию, госуправлению и международным исследованиям в отделении Политологии и международных исследований в университете Бирмингема, читает лекции по международной политике. Доктор Грэм Тимминс специализируется на евроинтеграции с фокусировкой на международные отношения и роли внешней политики ЕС. Грэм Тимминс получил степень бакалавра гуманитарных наук по российским и советским исследованиям в Порсмутском универститете (Великобритания, 1986), степень магистра философии по советским и восточноевропейским исследованиям в университете Глазго (Великобритания, 1991), а также защитил докторскую диссертацию по политологии в университете Хаддерсфилда (Великобритания, 1997).
Тимминс публиковал статьи на тему отношений ЕС и России и политики Германии. В 2002 году, Европейская комиссия наградила его почетным званием по программе профессора Жана Монне за исследования по евроинтеграции.
Грэм Тимминс свободно говорит по-русски, является автором книг «Россия и Европа в 21 веке: нелегкое партнерство» (Russia and Europe in the Twenty-First Century: An Uneasy Partnership в соавторстве с Джэки Гоуэр, 2007), «Европейский Союз, Россия и разделяемое соседство» (The European Union, Russia and the Shared Neighbourhood в соавторстве с Джэки Гоуэр, 2010).