Новости раздела

Тимур Шагивалеев, ОЭЗ «Алабуга»: «Мы стоим на грани новой промышленной революции»

95% рынка углеволокна России, новые индустриальные парки для автокомпонентщиков и сборка лазеров — приоритеты татарстанской промзоны в Елабуге

В 2015 году на ОЭЗ «Алабуга» ожидается открытие 8 новых производств, а к 2020 году, несмотря на кризис, число компаний-резидентов планируется увеличить с нынешних 42 до 120. Генеральный директор «Алабуги» Тимур Шагивалеев после открытия первого в этом году завода на ОЭЗ — турецкой «Хаят Кимья» — рассказал «Реальному времени» о том, почему работа ОЭЗ похожа на учебу в вузе, о планах на будущее и о том, как с «Алабуги» может начаться новая волна промышленной революции в России.

— Тимур Наильевич, в чем популярность особой экономической зоны у турецких инвесторов? Сегодня мы видим открытие уже третьего турецкого проекта здесь.

— Люди получают уже сегодня конкретные точки присоединения. Есть мощная команда, начиная с Рустама Минниханова, заканчивая людьми, которые работают на ОЭЗ. Наша работа с инвесторами чем-то напоминает работу студентов: сначала мы долго работали на зачетку, а потом зачетка работает на нас. Сначала инвесторы не верили, что будут выполнены все условия, а сейчас они, глядя на другие компании, которые ввели производство в эксплуатацию, спокойно принимают решение зайти именно к нам.

— Есть планы построить здесь лазерный центр совместно с компанией «Ирэ-Полюс». Расскажите о деталях проекта.

— Есть решение наблюдательного совета построить производство лазеров. Это будет сборка на территории особой экономической зоны промышленных лазеров и их последующий сервис. На первом этапе они будут арендовать готовые производственные площади в индустриальном парке «Синергия», на втором этапе организуют собственное производство. Общий объем инвестиций — в районе $100 млн.

— Есть еще проект завода углеволокна «Алабуга-Волокно» (совместный проект ХК «Композит» и госкорпорации «Росатом» — прим. ред.), известно, что весной он запускается.

— Да, в апреле планируется открытие производства.

— Это сырье для многих предприятий нефтехимии, в каких объемах оно будет выпускаться в «Алабуге»?

— Мы стоим на грани новой промышленной революции. В свое время промышленная революция началась с изобретением стали, жизнь в мире поменялась. Сейчас вместо стали будут новые композитные материалы, прежде всего углеволокно. Оно обладает всеми прочностными характеристиками стали, но намного легче в монтаже. Если первое, что было — это «Буран», то мы понимаем уровень высоких технологий. Сейчас во всем, от мостовых переходов до корпусов автомобилей, идет замена стали на углеволокно. Это важнейший проект для всего кластера.

— Насколько большим будет объем производства?

— Объем производства будет большим в масштабах мира. Потому что в мире всего 3 страны умеют производить углеволокно, включая Россию. Россия уже имеет небольшое оборонное производство, а у нас будет первое производство мирового уровня.

— Сейчас углеволокно в Россию в основном завозится, какой процент импортозамещения сможет обеспечить «Алабуга»?

— Большинство проектов ОЭЗ — импортозамещающие. Но углеволокно — не просто импортозамещающий проект, это проект послезавтрашнего дня. Базируясь на этом сырье, будут организованы новые индустрии, целый новый кластер заводов, которые будут использовать углеволокно в качестве армирующего материала, и мы уже привлекаем производителей автокомпонентов, полимерных связующих. Думаю, сможем занять примерно 95% рынка российского углеволокна.

— Значит, можно сказать, что будете обеспечивать всю Россию углеволокном?

— Думаю, да.

— Каков объем инвестиций в производство?

— Свыше миллиарда рублей (ранее в прессе сообщалось о 3 млрд рублей инвестиций при объемах производства в 1,5 тыс. тонн в год — прим. ред.).

— Как себя чувствует в нынешних условиях алабужский автокластер? Просит ли он оказать какую-то дополнительную поддержку?

— Успех ждет тех автопроизводителей, которые будут максимально локализовать свою продукцию. Не завозить за евро дорогие компоненты и отверткой их соединять. «Форд» идет по этому пути, они запускают завод двигателей. Но вместе с тем ряд «компонентчиков», надо это признать, испытывает сложности в связи со снижением объемов. Одним из важнейших инструментов улучшения ситуации является предоставление готовых производственных площадей со льготной ставкой аренды, чтобы они могли максимально быстро развернуться и с минимальными издержками, хотя бы на первое время, начать заниматься производством автокомпонентов, максимально базируясь на российском сырье, российской рабочей силе.

— То есть вы готовы и планируете привлекать новые производства автокомпонентов, чтобы, если можно так выразиться, помочь местным автопроизводителям?

— Да, речь идет именно о готовых производственных цехах, которые будут сдаваться в аренду, — индустриальные парки, такие как наша «Синергия». Нам нужны дополнительные парки и приемлемые ставки аренды на них. «Синергия» уже заполнена, но мы принимаем новые заявки, потому что планируется открытие частного A-plus park, мы ждем дополнительных инвестиций.

— Как вы решаете проблему кадров, ведь многие инвесторы привозят работать на зону своих рабочих, а в Татарстане существует квота на рабочую силу?

— Стратегия всех турецких заводов, которые у нас есть, это 1-2 инженера, 1-2 менеджера из Турции, а остальные все россияне. Дело в том, что на стадии пусконаладки, на которой мы сейчас находимся, нужны специалисты, которые уже обладают компетенциями. Зачастую это специалисты из Турции и других стран зарубежья, они обучают и уезжают к себе домой.

— Не могу не спросить про проект строительства 1,2 тыс. гектар теплиц турецкой компанией «Дизайн групп», который они хотели реализовать в «Алабуге».

— Пока он не реализуется, но есть такой план. Мы предоставим все условия для этого проекта, лучших условий в России нет.

— Выращивание овощей в теплицах не является сельскохозяйственной деятельностью, не характерной для ОЭЗ промышленного типа?

— Нет, все нормально. Это соответствует законодательству.

— Если проект теплиц будет реализован, останутся ли у «Алабуги» свободные площади для новых резидентов?

— Россия — великая страна, неиспользованной земли хватает. Третья очередь практически полностью заполнена, но будем дальше работать, развиваться.

— Значит, есть возможность расширения территории «Алабуги» в будущем?

— Не исключаю. У нас есть амбициозный план дойти до реки Вятка, это такая наша шутка корпоративная.

Фото prav.tatar.ru, alabuga.ru

Дина Валиуллина
Справка

ОЭЗ «Алабуга» была образована в 2006 году вблизи г. Елабуги в соответствии с постановлением правительства РФ о создании в Елабужском районе особой экономической зоны промышленно-производственного типа. Она предоставляет своим резидентам готовую инфраструктуру для создания производств, а также льготы по налогу на прибыль: 2% первые 5 лет работы предприятия, следующие 5 лет — 7%, а затем 15,5% до 2055 года. Кроме того, резиденты на 10 лет освобождаются от уплаты земельного, транспортного и имущественного налога. Первым резидентом зоны стала компания Ford Sollers в 2006 году. Сегодня на ОЭЗ зарегистрировано 42 резидента и 15 работающих производств. В общей сложности они создали более 5 тыс. рабочих мест, освоили почти 87 млрд рублей, произвели продукции более чем на 133 млрд рублей. В планах «Алабуги» к 2020 году привлечь 120 резидентов с общим объемом инвестиций в 360 млрд рублей. Сейчас в зону вложено немногим более 100 млрд рублей инвестиций. В этом году на предприятии планируется открытие 8 новых производств.

ХАЯТ КИМЬЯ

Новости партнеров