«Альфа-Банк» в Татарстане по итогам 2015 года: рост чистой прибыли и увеличение клиентского портфеля
«Альфа-Банк» подвел итоги работы в 2015 году в Татарстане
На фоне снижения показателей многих банков «Альфа-Банк» в Татарстане укрепил позиции на рынке по всем направлениям своей деятельности: средняя доля на рынке корпоративного кредитования увеличилась с 1,07% по итогам 2014 года до 3,16%, количество клиентов массового бизнеса выросло с 1361 до 4329, средняя доля рынка по счетам «до востребования» физических лиц за 2015 год составила 3,38%. Результаты деятельности банка в прошлом году озвучили на пресс-конференции с участием управляющего операционным офисом «Казанский» «Альфа-Банка» Владислава Абрамова.
Позитивные итоги
Несмотря на тенденции банковского рынка, «Альфа-Банк» в Татарстане по итогам 2015 года добился позитивных результатов, продемонстрировав традиционную для себя устойчивость и надежность.
Как рассказал Владислав Абрамов, чистая прибыль АО «Альфа-Банк» в Татарстане выросла на 42% по сравнению с предыдущим годом и достигла $27,864 млн. Операционная прибыль в 2015 году в рублевом выражении выросла на 39% и составила 2,456 млрд рублей (более $40,2 млн).
Чистый комиссионный доход составил более $10 млн (в рублевом эквиваленте 614 млн — прирост на 3,9% по сравнению с 2014 годом). Доля чистых комиссионных доходов в операционной прибыли остается стабильно высокой и составляет более 25%.
Снижение экономической активности населения и предприятий, а также сдержанная политика самого банка в области кредитования не сократили кредитный портфель «Альфа-Банка» в Татарстане. В целом по банку портфель составил $706,162 млн. Кредитный портфель корпоративных клиентов увеличился более чем в два раза до $633,135 млн. Операционная прибыль блока выросла на 165,3%. Количество активных клиентов в сегменте крупного бизнеса увеличилось на 34,4%. «Мы эффективно работаем над качеством портфеля: за год в нашем блоке не было ни одного «проблемного» клиента, который бы несвоевременно исполнил кредитные обязательства», — подчеркнул управляющий операционным офисом «Казанский» «Альфа-Банка» Владислав Абрамов.
По данным на декабрь 2015 года, корпоративный блок в республике обслуживает 164 клиента с выручкой от 3,5 до 10 и более млрд рублей в год. В среднем корпоративном сегменте с выручкой от 350 млн до 3,5 млрд рублей в год — 333 компании.
Успешным 2015 год стал и для блока «Массовый бизнес». «В целом по стране «Альфа-Банк» занимает 4% доли клиентов малого и среднего бизнеса. В Татарстане в городах присутствия этот показатель приближается к 6%. Остатки на счетах «до востребования» выросли на 50%. Это означает, что в банк приходят новые клиенты, а те, что были, стали доверять еще больше и переводить свои обороты в «Альфа-Банк». К декабрю 2015 года количество клиентов в блоке «Массовый бизнес» составило 4 329. Операционная прибыль превысила $3,6 млн, 65% из которых составляют комиссионные доходы», — отметил Владимир Туманов, руководитель по массовому бизнесу ОО «Казанский».
Банк продолжает помогать своим клиентам развивать их бизнес. «Альфа-Банк» проводит по всей стране бесплатные бизнес-семинары и конференции для своих клиентов. Так, в феврале 2016 года предпринимателей учил, как привлечь и удержать клиентов, кандидат экономических наук, известный российский маркетолог, автор бестселлеров по экономике, маркетингу и PR Игорь Манн. В 2015 году эти мероприятия посетили более 3500 предпринимателей.
«Альфа-Банк» проводит по всей стране бесплатные бизнес-семинары и конференции для своих клиентов. В феврале предпринимателей учил известный российский маркетолог Игорь Манн
Основной банк
По словам директора розничного бизнеса «Альфа-Банка» Альберта Кильдеева, структура розничного банковского рынка меняется, приоритет смещается в пользу комиссионного дохода (его доля в операционной прибыли розничного блока в Татарстане составила 36,5%). Однако по итогам 2015 года не снизились и объемы кредитования физических лиц «Альфа-Банка» в Татарстане. В рублевом эквиваленте рост кредитного портфеля составил 3,3% — всего за 2015 год физическим лицам выдано 5,8 млрд рублей.
«Повторных обращений за кредитом у нас в 10 раз больше, чем первичных. И постоянные клиенты чаще получают одобрение, поскольку уже подтвердили свою платежеспособность — это справедливо. Но у нас нет цели закредитовать во что бы то ни стало. В этом направлении мы ведем сдержанную политику, и регулятор поддерживает банки в этом. Граждане, к сожалению, часто не владеют знаниями по управлению личными финансами, не умеют планировать их. Поэтому с прошлого года мы бесплатно проводим для населения семинары «Эффективное управление личным и семейным бюджетом» и «Искусство накопления. От мечты к реальности». Мы объясняем, как разумнее распределять средства, почему на некоторые товары выгоднее накопить, а не покупать в кредит», — рассказывает Альберт Кильдеев.
Объем средств до востребования в розничном сегменте «Альфа-Банка» в регионе за 2015 год вырос на 16,2% и достиг 2,257 млрд рублей. Депозитный портфель вырос на 49,2% и составил 3,9 млрд рублей. Сейчас доля комиссионных доходов в рознице составляет 36,5%, и в этом году планируется выйти на 50%.
«У нас на первом плане «сервис отношений». И из 67 тыс. активных клиентов розничного блока «Альфа-Банка» в Татарстане 57% считают наш банк основным (за 2015 год таких клиентов стало на 1300 больше). Это выражается в регулярном пользовании услугами банка: клиенты производят более восьми транзакций в месяц, активно пользуются счетом, имеют накопительные и срочные счета, проводят конвертации и переводы. Это говорит о доверии клиентов», — заключил Альберт Кильдеев.
По итогам 2015 года 24 000 клиентов в Татарстане пользуются пакетом услуг «Корпоративный». В среднем за месяц 10-15 компаний заключают зарплатный проект с «Альфа-Банком». И сейчас таких компаний более 850 (со штатом от 3 до более чем 2000 человек). А обслуживаться клиенты могут более чем в 200 банкоматах банка и партнерской сети.
Инновации продолжаются
В нынешней экономической ситуации корпоративные клиенты стали проявлять больше интереса к инновационным банковским продуктам, например, таможенной карте для моментальной и круглосуточной оплаты таможенных платежей. Рассчитываться по ней можно через личный кабинет или непосредственно на таможенном посту. Таможенная карта позволяет осуществлять в таможенных органах на всей территории России безналичные денежные переводы в оплату всех видов таможенных платежей, включая сборы за таможенное оформление, таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизные сборы.
«Альфа-Банк» пошел дальше и выпустил таможенную карту с привязкой овердрафта. Эта услуга будет наиболее востребована компаниями, занимающимися экспортно-импортными операциями. Что дает клиенту таможенная карта с овердрафтом? Если товар приходит на таможню в выходные или праздничные дни, произвести все необходимые платежи можно по овердрафту. По словам Владислава Абрамова, в конце прошлого года одна из крупнейших республиканских компаний заключила договор на использование этой услуги.
Компании-участники внешнеэкономической деятельности оценят возможности интернет-банка для юридических лиц «Альфа-Бизнес Онлайн». По оценкам аналитиков, этот продукт — один из лидеров на российском рынке дистанционных банковских услуг для бизнеса. Система помогает дистанционно и без ошибок оформить любые документы (паспорта сделок, контракты, справки), напоминает о приближении контрольных сроков, чем защищает клиентов от проявлений «человеческого фактора» и нарушения требований валютного контроля — одной из наиболее строго регламентируемых государством процедур.
Для конвертации валюты компании теперь не нужно обращаться в банк. «Альфа-Банк» дает возможность совершить покупку через онлайн-систему «Альфа-Форекс» по рыночному курсу. Здесь можно посмотреть котировки 40 пар валют. Купленная валюта сразу же отражается на счете компании. А с услугой «конвертация в лимит» можно купить валюту, даже если на расчетном счете компании недостаточно средств в рублях.
«В целом по стране «Альфа-Банк» занимает 4% доли клиентов малого и среднего бизнеса. В Татарстане в городах присутствия этот показатель приближается к 6%», — констатирует Владимир Туманов
Не просто пластик
«Задача массового бизнеса — создавать комфортную деловую среду для предпринимателей за счет высоких технологий, а также развитие бизнеса наших клиентов путем проведения обучающих семинаров и конференций. Поэтому клиенты так любят «Альфа-Банк» и решают многие вопросы, не посещая отделения банка», — говорит Владимир Туманов.
У юридических лиц популярность набирает сервис самоинкассации, который позволяет вносить выручку через банкомат на карту «Альфа-Cash», привязанную к расчетному счету. При этом карты сотрудников работают исключительно на внесение выручки, а снять деньги может только руководитель компании. Услуга дешевле традиционной инкассации, а деньги зачисляются на расчетный счет мгновенно.
В 2014 году «Альфа-Банк» выпустил для юридических лиц новую карту «Альфа-Cash Ультра», с которой можно снимать и вносить наличные на расчетный счет компании и оплачивать товары и услуги в торговых точках и интернете. В 2015 году в Татарстане новым продуктом воспользовались 84% клиентов массового сегмента банка.
Для социально-ответственного бизнеса «Альфа-Банк» выпустил в марте этого года «Альфа-Cash Ультра» в качестве аффинити-карты. С ней предприниматели помогают детям, совершая повседневные финансовые операции — с карты списывается только сумма за покупку. «Альфа-Банк» за свой счет перечисляет в фонд «Линия жизни» 0,39% от суммы каждой операции, совершенной по карте.
На карту РЖД спрос очень большой — только в Казани более 1300 клиентов воспользовались продуктом. Расплачиваясь картой РЖД за покупки и услуги, они получают бонусные баллы, на которые затем покупают билеты на поезд», — рассказывает Альберт Кильдеев
Кобрендовые возможности
Большой интерес у клиентов вызвали новые кобрендовые карты РЖД и World of Tanks. «Мировая ситуация способствует развитию внутреннего туризма. Поэтому на карту РЖД спрос очень большой — только в Казани более 1300 клиентов воспользовались продуктом, он действительно нужен клиентам. Расплачиваясь картой РЖД за покупки и услуги, они получают бонусные баллы, на которые затем покупают билеты на поезд», — рассказывает Альберт Кильдеев. Бонусные программы имеются у банка и с авиакомпаниями. По карте Alfa-Miles чем больше покупок клиент совершает, тем больше миль у него накапливается на бонусном счете. И в один прекрасный день количества накопленных миль хватит на то, чтобы купить билет на самолет у компании-партнера.
Совместно с платежной системой Visa «Альфа-Банк» разработал уникальную двустороннюю карту: с одной стороны она кредитная, с другой — дебетовая. На карте — две магнитных полосы, два чипа, два номера и два cvv-кода. По сути, это две полноценные карты, привязанные к разным счетам, но выпущенные на одном носителе. Кредитная сторона — Visa Gold, дебетовая — Visa Classic.
В рамках совместного проекта с World of Tanks меньше чем за 2 месяца обладателями карты в Казани стали уже около 200 поклонников игры. Это очень активные клиенты, они понимают, что картой нужно пользоваться, чтобы копить бонусы, приобретать игровые предметы и преференции. Карту доставляют непосредственно клиенту домой или в офис.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.