Новости раздела

Осколок татфака КФУ отдали в африканистику и этнологию

Казанский университет остался без отдельной кафедры татароведения и тюркологии

Осколок татфака КФУ отдали в африканистику и этнологию
Фото: kpfu.ru

Сегодня от учащихся и сотрудников КФУ «Реальному времени» стало известно о ликвидации, пожалуй, одной из самых принципиальных научных кафедр для Татарстана и Казанского университета – кафедры татароведения и тюркологии. Мы обратились за комментарием к Рамилю Хайрутдинову, директору Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ, в чью структуру входила кафедра. Как рассказал Хайрутдинов, речь идет не о ликвидации, а о масштабной оптимизации, которая затронула целый ряд научных подразделений института. Первоочередной задачей оптимизации, по словам директора, является приведение в соответствие с российскими и международными нормами, а институт не намеревается отказываться от изучения истории и культуры татарского народа. Хайрутдинов также обещает, что сокращения сотрудников не последует.

Рамиль Равилович, нам стало известно, что, судя по всему, будет ликвидирована кафедра татароведения и тюркологии. Действительно ли это так?

— Нет, не так. Я объясню вам ситуацию. Речь идет не о ликвидации, речь идет об укрупнении наших сил научных. Они должны полностью соответствовать приоритетным направлениям развития Института международных отношений, истории и востоковедения и способствовать нашему продвижению в предметных рейтингах мировых рейтинговых агентств: The Times, например, или QS. Поэтому мы сконцентрировали всю свою мощь, я имею в виду преподавателей, ученых и исследователей, в некие научно-исследовательские группы, которые базируются на наших кафедрах, и тем самым сконцентрировали существенный потенциал для реализации тех задач, которые ставит перед нами КФУ. Небольшие кафедры, которые насчитывали по 7–8 человек, объединены в исследовательские группы по укрупненным направлениям подготовки. Например, для нас приоритетным является развитие таких предметных областей, как история, образование, востоковедение, культурное наследие, лингвистика.

Поэтому из 18 кафедр на сегодняшний день сформированы (без сокращения, ликвидации или увольнения сотрудников) мобильные крупные кафедры, которые и приняли это решение. Это была инициатива самих отделений.

Из 18 кафедр на сегодняшний день сформированы (без сокращения, ликвидации или увольнения сотрудников) мобильные крупные кафедры

Я вам объясню даже позицию ректора, которую он высказал на заседании ректората. Дело в том, что татароведение – наука междисциплинарная. Она несет в себе изучение истории, культуры (как духовной, так и материальной). Поэтому весь наш институт ни в коей мере не отстраняется от выполнения задач по изучению историко-культурного наследия Татарстана и татарского народа. Посмотрите внутреннюю логику. Проблемой изучения нашей национальной культуры занимается кафедра археологии и этнологии, куда переходит большая часть специалистов-татароведов. Вместе с тем кафедра отечественной истории имеет также в своих планах изучение истории Татарстана. Нельзя говорить, что кафедра музеологии и культурологии не занимается вопросами татароведения. Языковая часть изучается в рамках большой общей программы «Алтаистика», куда входит китайский, корейский, японский, тюркский языки в том числе.

Мы сейчас с вами говорим о том, что, не изменяя сути наших исследований, которые направлены, прежде всего, на изучение истории и культуры народов Татарстана и татарского народа особенно, тем не менее мы сейчас в полной мере соответствуем укрупненным направлениям подготовки. Кафедра востоковедения и исламоведения, например, пополнилась специалистами крупными и теперь носит название самого направления, которое существует в мировой практике – кафедра востоковедения и африканистики. То есть это название полностью соответствует научному направлению, которое существует не только в России, но и в мировой классификации.

Переживать по этому поводу нет никакого смысла. Мы не занимаемся ликвидацией, мы, наоборот, оптимизируем структуру для реализации этих задач.

Потом, наш институт обвинять в том, что мы не занимаемся татарами или татарской историей, извините, не просто ошибочно и несправедливо, но и в корне неправильно. Только у нас на сегодняшний день в Казанском федеральном университете и Институте международных отношений существуют специализированные группы, куда мы набираем молодежь из татарских диаспор. Причем на эти цели ежегодно нам выделяются государством и правительством республики целевые средства, и ежегодно 30 молодых людей – мальчиков и девочек – не только из Татарстана, но из других областей, где проживает компактно татарское население, и других республик (Казахстан, Туркменистан и т.д.), мы принимаем. И у нас уже три курса, этих людей мы готовим по направлению «История и культура татарского народа», «История и культура тюркских народов». Ни о какой ликвидации этого направления речи не идет.

Только у нас на сегодняшний день в Казанском федеральном университете и Институте международных отношений существуют специализированные группы, куда мы набираем молодежь из татарских диаспор

— Сколько сейчас будет кафедр?

— На сегодняшний день у нас одно из самых крупных подразделений КФУ: около 3 тысяч студентов и три отделения – это Высшая школа международных отношений и востоковедения, Высшая школа исторических наук и всемирного культурного наследия, Высшая школа иностранных языков и перевода. Более 300 преподавателей, которые сосредоточены на 13 кафедрах. Было 18. Теперь произошла их оптимизация. Теперь есть внутренняя логика. Каждое отделение обслуживается соответствующими кафедрами. Поэтому, как было признано и на ректорате, и на ученом совете, на сегодняшний день эта структура наиболее оптимальна.

— Кроме кафедры татароведения и тюркологии какие еще вошли в состав более крупных кафедр?

— Кафедра мировой политики и международных экономических отношений влилась в состав объединенной кафедры международных отношений, мировой политики и зарубежного регионоведения. Это соответствует направлениям подготовки, которые имеются в Российской Федерации. Следующая кафедра восточных языков вошла в состав кафедры востоковедения и африканистики. Точно так же часть кафедры тюркологии, которая занимается тюркскими языками, вошла в состав кафедры китаеведения и алтаистики.

Все изменения вступят в силу с 1 сентября, с нового учебного года. На сегодняшний день все кафедры сохранены и продолжают свою деятельность. Еще раз говорю, никаких увольнений и сокращений не предусматривается, хотя бы потому что мы обладаем нагрузкой соответствующей. Эту нагрузку надо выполнять. У нас достаточно ресурсов для того, чтобы те же самые люди, коллеги реализовывали свои планы. Другое дело, что огромное количество начальников не означает, что работа более эффективна.

Все изменения вступят в силу с 1 сентября, с нового учебного года. На сегодняшний день все кафедры сохранены и продолжают свою деятельность

— Последние взаимоотношения с Турцией как-то отразились на изучении тюркологии? Понятно, что наука гораздо больше охватывает, но все-таки.

— Ни в коей мере, никакие политические факторы не влияют на образовательный или исследовательский процессы, хотя бы потому что с той страной, с которой существуют некие недопонимания на сегодняшний день, продолжается сотрудничество в самых различных областях. Мы должны для России готовить специалистов, которые глубоко знают региональную специфику, изучают язык. Поэтому на сегодняшний день – никаких сокращений языковых групп, а у нас их более 18, где изучают только турецкий язык. Представляете, какое количество студентов у нас изучают турецкий язык, арабский язык. У нас в институте 15 языков изучается, вплоть до хинди, африкаанс и суахили. Мы гордимся тем, что наши кафедры ведут свой отсчет фактически с момента зарождения Казанского императорского университета. И эти направления, которые сохраняются на протяжении 200 лет, они продолжают свое развитие.

Дмитрий Семягин, фото kpfu.ru

Новости партнеров

комментарии 28

комментарии

  • Анонимно 13 апр
    спасибо, успокоили
    Ответить
  • Анонимно 13 апр
    Число 13 мне больше нравится
    Ответить
  • Анонимно 13 апр
    "никакие политические факторы не влияют на образовательный или исследовательский процессы" еще как влияют, самым прямым образом
    Ответить
  • Анонимно 13 апр
    Бетерделәр инде
    Ответить
  • Анонимно 13 апр
    не велика беда
    Ответить
    Анонимно 14 апр
    "Не велика беда", что у тебя опилки в голове.
    Ответить
  • Анонимно 13 апр
    что-то на развитие это не очень похоже, скорее, на упрощение
    Ответить
  • Анонимно 13 апр
    Текст противоречит заголовку.
    Ответить
    Анонимно 13 апр
    как раз нет - вся суть
    Ответить
  • Анонимно 13 апр
    От перемены мест слагаемых сумма не меняется. Неужели теперь дождемся от КФУ прорывных трудов по истории и культуре татар?
    Ответить
  • Анонимно 13 апр
    Постоянная дестабилизация процесса.
    Ответить
  • Анонимно 14 апр
    Уважаемые коллеги! Ещё раз остановлюсь на главном. В современной системе образования определяющим являются не кафедры, а направления подготовки. В дипломах указывается не наименование кафедры, которое оканчивает выпускник, и даже не название института, а соответствующее направление подготовки - магистр международных отношений, магистр истории и тд. Татароведение в КФУ реализуется в нескольких гуманитарных институтах и отделениях. И у филологов, и у историков, и у востоковедов. Речь должна идти о подготовке высококвалифицированных специалистов, качестве самого образования, а не только о названии кафедры. Если Вы рассуждаете о направлении и профилях, то с ними все в порядке. ИМОИиВ наоборот ориентирован на подготовку специалистов владеющих самыми широкими компетенциями. Поэтому студенты изучают историю татарского народа даже в большем объёме чем когда либо. Плюс восточные языки, плюс исламоведение и тд. Никогда в истории казанского университета не было столько групп историков, изучающих историю и культуру татарского народа. И моему другу Искандеру Гилязову не стоит будировать общественное мнение мнимыми сенсациями, так как и его он знает как и сколько сделано институтом и Кфу для создания условий по развитию

    татароведения. Работы много - было бы желание. Одно дело пахать, другое - радеть с трибуны за якобы ликвидированную кафедру и направление за которое несёт в первую очередь всю ответственность он сам. Приходите в институт и сами убедитесь, что все эти досужие разговоры не стоят и выеденного яйца. Гораздо легче, после лишения очередного "руководящего кресла" поговорить о мнимых проблемах. Просто надо отдаваться всей душой и работать, работать и работать. Ещё раз предлагаю - приходите в ИМОИиВ и убедитесь, что институт не только не сокращается, а ежегодно увеличивает приём, в том числе и по истории народа. С уважением, Рамиль Хайрутдинов
    Ответить
  • Анонимно 14 апр
    Почему в КФУ не изучается татарский язык?
    Ответить
  • Анонимно 14 апр
    В 1804 году, со дня основания Казанского университета, наимудрейшие ученые и реформаторы того времени аккуратно и удачно "подложили" необходимость изучения татарского ЯЗЫКА и литературы в комплексе с (внутри) тюркологией и востоковедением. Представьте себе, чего это стоило им в то время, когда татарский язык, татарскую культуру принято было считать неособенной, второсортной, дабы, ненароком, не взрастить национальное самосознание.
    Времена прошли...
    в течение 20-го века, с 1944 года (это во время ВОВ, кто не помнит или не знает) до времен коронации идеи "всеобщей стандартизации под Единый Советский Народ без отдельных национальностей", татфак существовал под разными названиями: от "отделения татарского языка и литературы" до "факультета татарской филологии"...
    Мне, как выпускнику некогда Великого Факультета Татарской филологии, истории и восточных языков было обидно, когда мой АльмаМатер сначала опустили с высоты птичьего полета, потом обозвали вплоть до что-то вроде "межэтнических сношений-коммуникациии", а теперь размазали по всему КФУ.
    Вопрос не в первичности кафедры, проблема в исчезнувшем особом, обособленном микросоциуме по выращиванию татарской интеллигенции, составлявшую впоследствии основу общественной элиты национальной республики. В свое время пол госсовета были выпускниками татфака, они возглавляли отделы в министерствах,в мэрии, в ФСБ... Выпускники татфака стали великими учеными, имена которых носят улицы городов республики.
    ФАКУЛЬТЕТ (Отделение - не важно) учил быть личностью, стратегическому безграничному мышлению, анализу. Любой троечник, попавший в эту среду имел равный шанс выйти по истечении 5 лет талантливым писателем, гениальным, разносторонним журналистом, управленцем - в любом случае, человеком, составляющим основу того тонкого золотого слоя, который не давал нации провалиться в небытие.
    А теперь?...
    Ответить
    Анонимно 14 апр
    уже с нулевых там был полный бардак, где экзамены сдавали мешками картошки и кг мяса
    Ответить
  • Анонимно 14 апр
    Для этого надо быть личностью. Я говорю о масштабных учёных, умных, жестких, харизматичных, которые творили, созидали, боролись и ошибались, но всегда чётко ставили перед собой цели и добивались их. Таким замечательным человеком был наш с Искандером Учитель - Микасыйм Усманов. Своим наставником его могут назвать многие. Думаю согласитесь, что был бы он с нами многие вопросы - как в Академии так и КФУ решались бы с оглядкой на его авторитетное мнение. Я 35 лет дружен с Искандером, часто с ним общаемся, конечно больше по рабочим делам, но мы оба знаем, что дело не в названии. Дело в том если ты лидер, то ты можешь добиться многого, если нет, то проще уйти в ту же академию руководить институтом. И пусть решают задачи выстраивания системы и структуры татароведения другие. И кто это? Назовите того, кто готов работать в команде, а не на себя? Ильдусу Загидуллину предлагалось перейти в КФУ и не только ему. Ответ один - у вас слишком все динамично, с большой загрузкой, зачем мы будем что то в своей жизни менять, если все итак нас уважают и знают. При этом все время академики говорят о том, что студент нынче не тот, а вот в те золотые времена было иначе. Категорически не согласен. Студенты наши талантливы и энергичны, умеют и любят учиться и языками владеют наравне с родными не по одному. И татароведческие группы ничем не уступают други ребятам. Вы только покажите как вы с ними умеете работать, раскройте их и свой потенциал, а не убегайте в академические заведения
    Ответить
    Анонимно 14 апр
    Следует читать - Миркасыйм ага. Пишу с телефона и случаются досадные опечатки. Только что пообщались с Искандером Аязовичем и оба сошлись во мнении, что у нас с ним личных проблем нет. И он подтвердил, что как работали так и продолжим наше сотрудничество. Рамиль Хайрутдинов
    Ответить
    Анонимно 14 апр
    Мин сөйлимен Япун белән Кытайны, син сөйлисең....
    Ответить
    Анонимно 14 апр
    Поток слов. О Гилязове в интервью ничего не говорится. Почему директор в комментариях все время говорит о нем, о каких-то личных отношениях? А по сути вопроса ответа нет.
    Ответить
    Анонимно 14 апр
    Причем тут академические учреждения? Речь идет об образовательном процессе в КФУ.
    Ответить
  • Анонимно 14 апр
    мәлгүннәр
    Ответить
  • Анонимно 14 апр
    Полагаю, что все идет к тому, что Институт истории, международных отношений и востоковедения объединят в рамках "оптимизации" с Институтом социально-философских наук и массовых коммуникаций в один Гуманитарный институт КФУ
    Ответить
  • Анонимно 14 апр
    Кто Вы господин Р. Хайретдинов? Какие имеете заслуги в науке?
    Ответить
  • Анонимно 14 апр
    Зайдите на сайт КФУ и ознакомьтесь со списком публикаций, проектов и тд. Там все есть. Государственную премию РТ в области науки так просто не дают.
    Ответить
  • Анонимно 14 апр
    Ученик окончательно уничтожил то, что сотворил учитель.
    Ответить
    Анонимно 15 апр
    Ничего ученик не уничтожил, а наоборот, развивает. Важно дело и результаты, а не просто слово и бездействие.
    Ответить
  • Анонимно 25 апр
    А почему руководитель высшей школы международных отношений иностранным языком не владеет и докторской степени не имеет?
    Ответить
  • Анонимно 30 апр
    Было 18 осталось 13, это означает удешевление-экономия а возможно воровство, скрывая по словом "оптимизация", то есть экономия денег, и соответственно науками там не будут заниматься а только отписками водит всех за нос !
    Д.Н.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии