Концерт Альбины Шагимуратовой: форс-мажор — это не всегда плохо
Все началось со стрессовой ситуации: не смог приехать пианист Борис Березовский. По семейным обстоятельствам. Увы, но так бывает, хоть и редко. Концерт Альбины Шагимуратовой, которая должна была выступать с ним, оказался под угрозой срыва. Но на Шаляпинском фестивале кажущуюся проблему обратили в победу. На концерте побывали корреспонденты «Реального времени».
Наш соловей
Если идти по пути наименьшего сопротивления, концерт надо было отменять. Но если подумать о зрителе, который несколько месяцев ждал встречи с Альбиной Шагимуратовой, нужно было найти выход, причем за одну ночь. К утру решение было принято, и солисты, которые должны были выступать с Альбиной, дали согласие принять участие в концерте. Публику честно предупредили, что формат концерта изменился. В кассу не сдали ни одного билета.
Команда ТГАТ им. М. Джалиля сработала безукоризненно, в результате буквально за две репетиции была создана концертная программа, логически выстроенная, участие в которой вместе с Альбиной Шагимуратовой приняли баритон Василий Ладюк, только что исполнивший партию Евгения Онегина на фестивале, и тенор Сергей Скороходов, а также хор театра и симфонический оркестр. Место за дирижерским пультом попеременно занимали главный дирижер казанской оперы Ренат Салаватов и маэстро из Италии Стефано Романи.
Авансцена убрана цветами, у порталов сцены горят канделябры, люстры на фоне воздушного задника приспущены. Оркестр разместился на сцене. Концерт начинает Альбина Шагимуратова — гладкая прическа, изящный макияж, не совсем привычный сценический костюм: на певице черно-белая юбка со шлейфом и белая блузка. Все строго, элегантно, очень женственно.
Альбина сразу же удивляет: концерт оперной дивы открывается татарской народной песней «Сакмар су», душевной и проникновенной. В это не сразу верится, но Шагимуратова, поющая практически весь репертуар, написанный для ее тембра голоса, выступающая на лучших сценах мира, не утратила ту отличительную особенность, то непереводимое, что обозначается словом «мон». Очень приблизительный перевод этого понятия — «пение душой». Возможно, владение моном и делает оперное пение Шагимуратовой таким душевным и теплым, неизменно вызывающим отклик в зале.
Первая песня заканчивается — и Альбина тут же получает не только шквал аплодисментов и крики «браво», но и первый букет. Его преподносит народный поэт Татарстана, лауреат госпремий РТ и РФ Ренат Харис. Кстати, в опере «Любовь поэта» на его либретто Альбина исполнила ведущую женскую партию.
Тот, кто пьет шампанское
Шагимуратова была на концерте всякой — например трагичной, безумной Лючией. Как известно, Лючия ди Ламмермур из одноименной оперы Доницетти — одна из лучших партий певицы, в чем могли убедиться меломаны во многих странах мира, а на днях Альбина исполнила эту партию на сцене Мариинского театра. В концерте прозвучала труднейшая сцена безумия героини. Кстати, здесь Шагимуратовой пришлось бисировать.
Певица была и великодушной, но отчаявшейся Виолеттой Валери в прекрасном дуэте из «Травиаты» с Василием Ладюком. Альбина поразила нас какой-то детской ребячливостью в дуэте Адины и Неморино с Сергеем Скороходовым. И этот фрагмент из «Любовного напитка» открыл новую Шагимуратову — она стала более органичной, артистичной, в ней появился кураж, который невозможен без внутренней свободы. Этот кураж и эта игра были слышны даже в алябьевском «Соловье», где певица в очередной раз продемонстрировала свои безграничные верха.
Успех концерта, на котором практически ни один номер не обходился без криков «браво», обеспечивали и дирижеры — серьезный и немного ироничный синьор Романи и Ренат Салаватов, обладатель, по словам пианиста и дирижера Михаила Плетнева, «самых красивых рук на территории бывшего СССР».
Финал получился необычайно театральным: на сцену с бокалами шампанского вышли Альбина Шагимуратова и Сергей Скороходов, и зазвучала «Застольная» из «Травиаты» Верди. Они пели ее, а ликующий зал аплодировал в такт и безмолвно подпевал. А потом пошли бисы, на сцене появились и Стефано Романи, и Василий Ладюк, и началась драгоценная актерская импровизация.
Ладюк вытащил из корзины, стоящей на авансцене, несколько цветов, и протянул этот букет Альбине. Скороходов принял пас и поставил к ногам певицы уже целую корзину цветов. Ладюк вальсировал с Альбиной, Скороходов выбрал в партнерши скрипачку из оркестра, Стефано Романи предлагал бокал шампанского Ренату Салаватову, стоящему за пультом… Когда зал начал неистово аплодировать, на сцену вышел с новой корзиной цветов элегантный Юрий Ларионов, заместитель директора оперного театра, он поставил корзину к ногам солистки, встал на одно колено и поцеловал руку Альбины.
Концерт Альбины Шагимуратовой и Бориса Березовского замышлялся как одно из главных фестивальных событий, и никакой форс-мажор не смог этому помешать. Надо было обладать недюжинным куражом, чтобы вот так, за одни сутки сделать программу в новом формате. Впрочем, слово «кураж» переводится с французского как «смелость». Был ли риск? Безусловно. Но тот, кто не рискует, как известно, не пьет шампанское. А шампанское на этот раз на сцене пили все главные участники концерта.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.