Новости раздела

Бог и квир: пол, гомосексуализм и трансгендерность в объективе авраамических религий

Как христианство, ислам и иудаизм относятся к нетрадиционной сексуальной ориентации

Тема ЛГБТ, вызывающая ожесточенные дискуссии в обществе, затрагивает и религиозную сторону. Волна эта проходит через всю современную массовую культуру. На фоне этого развиваются модернистское ЛГБТ и квир-богословие, которое призвано с теологической позиции оценить сексуальную революцию, развернувшуюся около века назад. Конечно, ортодоксальное богословие трех авраамических конфессий имеет на это свой взгляд, причем в основном строгий и нерушимый. Однако, как считает колумнист «Реального времени» Карим Гайнуллин, есть еще фактор непонимания двумя сторонами друг друга: тех изменений в понимании антропологии и отношения к сексуальности, которые различают реалии монотеистической авраамической традиции — и современной западной повестки.

Религия и антропология

Первое, что объединяет три монотеистические религии — то, что человек рассматривается ими как венец творения. Сущность человека и присущие ему качества представляются лучшими, какие только могут быть у божьих созданий.

В Книге Бытия утверждается, что человек создан «по образу и подобию Божию»:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».

Несмотря на то, что в исламе отрицается подобие Бога его творению («Нет ничего подобного Ему!»), а о самом наличии образа у Бога существовала широкая полемика, Коран (Бакара, 30 аят) тоже ставит человека владыкой над всей землей:

«И сказал Господь ангелам: «Я назначу на земле наместника». Они (на это) сказали: «И Ты поселишь там того, кто будет там вредить и проливать кровь, тогда как мы возвеличиваем Тебя хвалой и превозносим Тебя?» Он ответил: «Поистине, Я знаю то, чего вы не знаете».

На самом деле, этот монотеистический гуманизм очень важен — он указывает на свойственную всей традиции идеализацию человеческого существа. Говоря иначе, то, в соответствии с каким порядком Бог задумал человека, считается наилучшим для него.

Подобная точка зрения нашла свое отражение в религиозном праве. Например, в исламе нельзя подвергнуть дублению кожу человека (как написано в книге по ханафитскому праву «Мухтар лиль Фатва»). Ведь человек — существо возвышенное. Если не существовать в границах этой религиозной идеи — казалось бы, что плохого в кошельке из кожи человека? Однако именно идея особой возвышенности человеческого существа вызывает неприятие таких вещей со стороны религиозных людей — это и отличало монотеистов от служителей языческих культов, практиковавших человеческие жертвы.

Тут мы подходим к теме нашего разговора. Религия воспринимает половые и сексуальные различия при рождении как нечто само собой очевидное.

Книга Бытия снова раскрывает это: «мужчину и женщину сотворил». (1, 27)

Дуалистичная картина на человеческую антропологию присутствует и в Коране: «Мы сотворили вас парами» (78:8)

Религия и сексуальность

В Коране строго регламентируется, что сексуальные контакты для мужчин дозволены только с женами и наложницами. Все остальные способы удовлетворения недозволены. Соответственно, и женщины должны хранить целомудрие от всех, кроме своего мужа.

Подобный взгляд разделял и ветхозаветный иудаизм. Христианство тоже дозволило только моногамные отношения, попутно запретив развод. В Первом послании Коринфянам апостол Павел говорит:

«А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, —и мужу не оставлять жены своей».

Иудаизм и ислам воспринимают сексуальные отношения, как неотъемлемую часть брака — в том числе и как средство получения удовольствия. В Коране об этом сказано прямо: «Ваши жены — это ваше поле. Засеивайте ваше поле, как пожелаете». Как передается в одном из хадисов, этот коранический аят связан с распространенным у аравийских иудеев поверьем, что, если во время связи женщина была обращена к мужу спиной, то ребенок родится косым. Как видим, Коран полемизирует с этим.

Интересно и то, как метафорически сравнивается половой акт, в результате которого семя мужчины попадает в утробу женщины и затем они ожидают рождения ребенка, с засевом поля, «когда в землю бросают семена, а затем ожидают их всхода» (Ибн Джузай)

Однако, и иудаизм, и ислам строго регламентируют секс, даже моногамный. В исламе он запрещен вне брака, во время менструации, не допускается анальное проникновение, связь в дневное время в период постов и паломничества. В иудаизме тоже есть специфическая регламентация — например, омовение женщины в отдельной для этого ванне (миква).

Совершенно иное отношение к сексу сложилось в христианстве. В христианской литературе укрепилась связь секса с первородным грехом, в который впало человечество. Так что довольно быстро в христианстве распространилась идея целибата. В том же Первом послании Коринфянам Павел прямо пишет, что христианам лучше вообще не иметь брачной связи:

«А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения».

Религия и гомосексуализм

Первое упоминание о гомосексуальном акте встречается в ветхозаветной Книге Левит. И говорится там об этом в запретительном ключе: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость». (Левит 18:22)

Апостол Павел:

«Равно как и мужчины, отвергнув естественные сношения с женщинами, пылают похотью друг к другу: мужчины с мужчинами творят постыдные дела, готовя тем себе возмездие, которое они заслужили, сбившись с пути». (Рим 1:27)

В похожем духе пророк Лут обращается к своему народу в Коране. Он говорит:

«Неужели вы будете совершать эти мерзости, осознавая (что это мерзость)? И вы (мужчины) испытываете вожделение к мужчинам вместо женщин? Нет же! Вы просто невежды!» (Ан-Намл, 54-55)

Что примечательного в этих трех текстах? Прежде всего, высказываясь о гомосексуализме — священные тексты говорят о «возлежании», о «сношении» или о «вожделении», но не об ориентации в том смысле, который сегодня имеют в виду гомосексуальные люди — равные любовные отношения между двумя партнерами одного пола.

По факту, гомосексуальные связи были распространены во все времена и во всех обществах. Но идея об «ориентации» как о присущем конкретному человеку свойстве — достаточно новая, она возникает только к концу XIX века. Особую роль в развитие идеи «сексуальной ориентации» ввели два философа-проповедника сексуальной революции — Мишель Фуко (открытый гей, написавший целую историю сексуальности) и Джудит Батлер. Можно даже сказать, что модель «сексуальных ориентаций» все еще находится на стадии становления.

Второй важный момент — сравнение в религиозных книгах гомосексуальных отношений с отношениями с женщиной. Гомосексуализм существовал и в древнем мире, и в Средневековье — но он никогда не понимался, как равный союз. Чаще всего такие отношения были патриархальными — отношениями ученика и учителя или раба и хозяина. Часто между партнерами была большая разница в возрасте. Например, подобные неравные отношения греческая мифология приписывала своим божествам и героям: Зевсу (любовь к Ганимеду), Ахиллу (связь с Патроклом) и другим. Подобные отношения описываются у Платона в диалоге «Пир».

Подобные практики существуют в патриархальных обществах и сегодня. Так, в Афганистане как рудимент язычества сохранилась практика «бача бази» (танцующих мальчиков). Раньше бачи были распространены по всей Средней Азии, и это явление считалось настоящим бичом у мусульманских богословов — они призывали осторожнее относиться к молодым безбородым юношам (амрадам).

За связь двух мужчин полагались жесткие наказания практически во всех авраамических религиях. Так, в Книге Левита за это предполагалась казнь. То же самое предписывает шариат. Однако для того, чтобы установить подобный тип преступления, по шариату требуется четыре свидетеля проникновения, что, понятное дело, случалось очень редко. Совершившему же грех вовсе не полагается сдаваться властям. Так, в сборнике шафиитского мусульманского права «Бугятуль Мустаршидин» сказано:

«Тому, кто совершил грех (прелюбодеяния) необходимо скрывать его до тех пор, пока об этом не узнает судья, а если узнал, то тогда желательно (но не обязательно) сдаться и получить свое наказание».

В христианском мире полагалась казнь для мужеложцев. В Англии содомитов казнили вплоть до Нового Времени, долгое время гомосексуалисты были одной из целей инквизиции. Кодекс Юстиниана в Византии предусматривал для них серьезные наказания: вплоть до кастрации и смертной казни. А вот на Руси мужеложество мало упоминалось в правовых документах.

Религия и перемена пола

Еще одним сложным новым вопросом для религии стала идея трансгендерности. Во все времена существовал определенный процент людей с анатомическими половыми признаками двух полов — явление гермафродитизма. Например, в исламском праве им предписано выполнять те гендерные роли, которые наиболее соответствуют им. Некоторые исламские теологи даже дозволили для таких людей изменения, трансформацию в один из полов.

Однако когда речь идет не об очевидных биологических гермафродитах, но о людях с половой дисморфией — дело обстоит совсем иначе. Русская православная церковь категорически осуждает такие переходы, а католическая церковь считает, что процедура смены пола не меняет пол человека в глазах церкви. Исключение представляют ряд реформистских церквей, открытых модернизму.

Подобная ситуация наблюдается и в иудаизме: ортодоксальный и хасидский иудаизм крайне негативны настроены по отношению к допустимости таких операций. В то же время реформисты открыто относятся к таким настроениям.

Наверное, единственная деноминация, консервативная часть которой открыто отнеслась к операциям по смене пола — шиитский ислам. Удивительно, но на фоне крайне негативного отношения к гомосексуализму как таковому — аятолла Хомейни, лидер Исламской революции — посчитал дозволенными операции по смене пола, по аналогии с гермафродитами. Ныне Республика Иран занимает второе место в мире (после Таиланда) по таким операциям.

Кроме того, в Индии и Пакистане как наследие индуистской кастовой системы существует целое сообщество «хиджр» — каста неприкасаемых, к которой относятся разные представители «третьего пола». Несмотря на то, что большинство из них считаются индуистами — некоторые причисляют себя к исламу. Обычай обязывает хиджр проводить ритуалы кастрации, что вкупе с поведением вызывает неприязнь у ортодоксальных мусульман.

Что же мы видим сейчас «в сухом остатке»?

С одной стороны, модернистские теологи стремятся пересмотреть ограничения, связанные с гендерными отношениями в религиях. Внутри конфессий появляются отдельные группы, которые открыто относятся к проявлениям нетрадиционной сексуальной ориентации. Впрочем, эти группы чаще всего рождаются в благоприятной среде, где ЛГБТ-культуре дан зеленый свет. В своей же среде религиозные люди продолжают придерживаться консервативных норм, подчас более строгих, чем нормативная сторона их религии.

Антропологическая картина авраамической традиции всегда будет критически относиться к вмешательству в то, что она видит «естественным состоянием» человека — того, что определено для него Богом.

Карим Гайнуллин
Общество

Новости партнеров