«Дочка» «Газпрома» вложит 3 млрд в производство сжиженного газа в Татарстане
«Газпром газомоторное топливо» построит производство сжиженного газа в Чистопольском районе Татарстана. Решение обусловлено большим количеством потенциальных потребителей газа среди татарстанских компаний: КАМАЗ, холдинг «Ак Барс» и других. Как стало известно «Реальному времени», на строительство компания намерена потратить не более 3 млрд рублей, после чего приступит к развитию сети заправочных станций.
Каждая заправка обходится «дочке» «Газпрома» в 150 млн рублей
Сегодня топ-менеджмент «Газпром газомоторное топливо» (единый оператор от ПАО «Газпром» по развитию рынка газомоторного топлива) и профильные чиновники прибыли в Зеленодольск для посещения одной из трех строящихся автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций (АГНКС) нового формата в преддверии проведения расширенного заседания комитета Государственной Думы по энергетике, которое пройдет в Казани 26 ноября. Татарстан был выбран для проведения не случайно: в республике реализуется пилотный проект по внедрению СПГ и КПГ в качестве моторного топлива. Напомним, с 2013 года предприятиями ЖКХ, сельского хозяйства и сферы пассажирских перевозок республики закуплено 643 единицы газомоторной техники (по данным на июль). На эти цели было выделено более 1,8 млрд рублей из федерального бюджета при республиканском софинансировании.
Включая три строящиеся и одну реконструируемую, в республике до конца 2018 года появится 15 АГНКС, а 10 уже имеющихся газовых заправок будут реконструированы, рассказал журналистам председатель правления, гендиректор ООО «Газпром газомоторное топливо» Михаил Лихачев. «По поводу компримированного газа: мы планируем установить около 20 блоков, это не такие АГНКСки, на которых мы сейчас присутствуем, это более простое решение, но менее мощное», — рассказал Лихачев журналистам. Стоимость каждой заправки, по словам гендиректора компании, — порядка 150 млн рублей, поэтому «Газпром газомоторное топливо» вложит «не один миллиард» в развитие сети в Татарстане.
Сроки строительства комплекса по производству сжиженного газа еще не определены
Но самым крупным проектом компании в Татарстане станет строительство комплекса по сжижению природного газа (КСПГ) с поэтапным наращиванием мощности до 200 тысяч тонн СПГ. «Мы планируем построить в Чистополе производство по сжиженному газу, есть соглашение с КАМАЗом и «Ак Барс холдингом». В Татарстане действительно помогают и заинтересованы в реализации наших проектов», — заявил Лихачев. Он напомнил также, что большая часть субсидий, которые выделяются на покупку газомоторной техники, выпадает на долю татарстанских предприятий. По словам главы предприятия, стоимость проекта — около 3 млрд рублей. «Ведутся проектные работы, обоснование инвестиций, расчет и технологическое решение проекта. Но есть договоры с КАМАЗом, с «Ак Барс холдингом», с компаниями, которые находятся внутри — их большое количество», — рассказал Лихачев. Ранее сообщалось, что инициаторы проекта рассчитывают, что к 2030 году в республике будет работать 16 тыс. единиц техники на СПГ, и его потребление составит 197 000 т в год.
После окончания строительства, сроки которого пока не определены, в республике приступят к созданию 13 криоАЗС (станции по производству сжиженного газа). Лихачев пояснил, что их строительство начнется с Набережных Челнов, поскольку есть договор с КАМАЗом: челнинский автогигант планировал перевести на газ все свои автомобили, работающие для внутренних нужд предприятия. До 2018 года на СПГ перейдут порядка 140 единиц техники. «Можно поставить и на АГНСК сжижающую станцию, производящую в районе 400-500 кг в час, чего для начала будет достаточно», — рассуждает Лихачев.
Госдума понизит категорию опасности газовых заправок
В целом же развитие инфраструктуры СПГ по России будет в первую очередь развиваться на трассах: центр, северо-запад, затем юг. Это связано с тем, что именно там ездят главные потребители газа — большегрузы, а также с тем, что существуют законодательные ограничения, связанные со строительством заправок. Согласно нормативам, их класс опасности выше, чем у обычных АЗС. Это выражается, например, в запрете устанавливать точки общепита на АГНКС и строить сами станции вблизи жилых домов. «Самое большое ограничение сейчас — вопрос размещения АГНКС. Они относятся к категории опасных объектов и их размещение в городской черте проблематично», — говорит председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный. Он рассказал, что в первом чтении был принят законопроект, уравнивающий в правах АЗС и АГНКС, теперь ожидается его принятие во втором и третьем чтениях. «Эти нормы должны быть поменяны, потому что сегодня с точки зрения достижений техники и безопасности это такой же объект, как и обычная АЗС. Вот, например, эта станция мощная, на 500 заправок, можно строить на 15, 20 заправок, но создать сеть в черте города, для удобства потребителей, потому что выезжать за город проблемно», — рассуждает Завальный, ссылаясь на опыт Европы, где такая практика успешно реализуется.
Напомним, в октябре на V Петербургском международном газовом форуме «Газпром газомоторное топливо» и ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» подписали соглашение о сотрудничестве по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива в сельском хозяйстве на территории РТ. По нему «Газпром газомоторное топливо» обязуется строить газозаправочную инфраструктуру в местах локализации техники агропредприятий холдинга. ХК «Ак Барс» же обязался переводить свою технику на СПГ: до 2020 года холдинг переоборудует 200 автомобилей на газомоторное топливо, из них на СПГ — около ста. Сейчас в АПК Татарстана на сжиженном газе эксплуатируется более 800 единиц грузового и легкового автотранспорта с годовым потреблением около 8 тыс. т сжиженного газа (пропан-бутана).
Как рассказывал в июле президент Татарстана Рустам Минниханов, объем ежегодной реализации сжатого природного газа как газомоторного топлива вырос по итогам 2014 года на 48% и достиг 10,6 млн куб. м. В планах республики — к 2023 году перевести на газомоторное топливо 50% парка общественного транспорта, 30% коммунальной техники, 30% строительной техники. КАМАЗ открыл производство грузовых автомобилей на газомоторном топливе мощностью до 8 единиц техники.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.