Новости раздела

Первый день Uber в Казани: красивая презентация и разочарованные клиенты

Сегодня в ресторане «Каравелла» состоялась презентация и запуск онлайн сервиса по вызову автомобилей с водителем, иначе такси, Uber. Uber — это один из крупнейших мировых онлайн-сервисов автомобильных перевозок, позволяющих заказать частное такси через сайт или мобильное приложение. Презентацию проводил директор по региональному развитию сети такси в России Михаил Фишер, который в поддержку своего сервиса пригласил заслуженную артистку Татарстана Эльмиру Калимуллину. В непринужденной обстановке Фишер рассказал казанским журналистам, как и с чем «есть» нового игрока таксомоторных перевозок.

Дождливым вечером в Париже

Мировой сервис такси, заявивший свою заинтересованность в рынке Казани в начале августа, сегодня презентовал старт своей работы в столице РТ. Презентация началась с трогательной истории, которою рассказал питерский топ-менеджер с иностранным акцентом Михаил Фишер, о том, как двое американцев Тревис Каленик и Гарольд Камп, находясь в сердце Франции в дождь, не смогли вызвать такси и решили придумать сервис заказа такси в один клик.

Это было в 2009 году, и с тех пор сервис работает в 330 городах в 60 странах мира. За это время компания спровоцировала бунты таксистов в Европе и Латинской Америке, а также десятки судебных исков как от госорганов, так и от компаний-конкурентов. Повсюду Uber считается одним из самых дешевых игроков на рынке, так как формально является информационным сервисом, а не службой такси, и, пользуясь этим, обходит различные законодательные ограничения по всему миру.

В Россию Uber впервые зашел в декабре 2013 года в Москву. Затем через полгода сервис появился в Санкт-Петербурге. И здесь уже успел отметиться скандалами. С мая этого года Uber вошел в Екатеринбург, а с сегодняшнего дня сервис стал доступен и для казанцев. Казань привлекла мировой сервис такси потому, что, как сказал глава регионального представительства, именно казанцы показали наибольший интерес к приложению.

— Удивительная история, мы увидели, что в Казани самое большое количество людей скачивало и открывало приложение, чем в других городах. Мы понимали, что в Казани сервис хотят больше, чем в других городах-милионниках.

«Минут 20 жду такси»

Впрочем, сами казанцы во мнениях разделились. Приложение скачивали те, кто был наслышан о дешевизне компании, но первые дни работы Uber в Казани их явно разочаровали.

А те, кто не успел воспользоваться сервисом в столице РТ, вспоминают опыт поездок других городов и откровенно радуются.

На презентации Михаил Фишер не скрывал, что на запуске проекта придется подождать от 10 до 15 минут. Тем не менее, он уверен, что заказать машину проще-простого: нужно лишь скачать приложение, которое работает на всех операционных системах, включить геолокацию, привязать свою банковскую карту к приложению и подождать 6 минут.

Самое дешевое?

Как заявил на презентации Михаил Фишер, одним из главных критериев работы онлайн сервиса Uber является доступность: «В целом Uber, в зависимости от города, в котором он присутствует, дешевле текущих опций на десятки процентов. Например, в Казани сервис Uber будет на 10-15% дешевле, чем текущие опции.

Посадка в автомобиль стоит 50 рублей плюс 4 рубля минута поездки и 4 рубля за километр, минимум 59 рублей. «Реальное время» проанализировало самые популярные сервисы заказа такси и выяснило, что цена за посадку в Uber не самая низкая. Такой же ценой может похвастаться и их прямой конкурент, которого, кстати, они так и не признали за такового, онлайн сервис Wheely, а также такси «Минимум». Разница становится видна в оплате километража.

К слову сказать, своим приложением Uber удивить казанцев не может. Практически у всех популярных такси Казани есть собственные приложения. Но, вопрос лишь в том, что активно работает из них лишь сервис Taptaxi от «Сатурна», оператором которого является такси «Татарстан».

Еще одной проблемой сервиса является и способ оплаты: в такси Uber нельзя расплатиться наличными.

UBER ТАТАРСТАН ТАКСИ WHEELY ЛИДЕР (БЕЗ СКИДКИ) МИНИМУМ МАКСИМ 1 ГОРОДСКОЕ ТАКСИ В КАЗАНИ
Стоимость посадки 50 рублей 60 рублей 50 рублей 100 рублей (включая первые 2 км) 50 рублей 90 рублей (включая первые 3 км) 99 рублей
за 1 км 4 рубля 13 рублей 4 рубля 15 рублей 13 рублей 13 рублей первые 3 км — 100 рублей, далее 20 рублей за км
за 1 минуту 4 рубля* нет 10 рублей* нет нет нет нет
1 минута простоя 4 рубля 4 рубля 5 минут бесплатно, последующее время — 10р/м 5 минут бесплатно, последующее время — 4р/м 3 рубля 3 рубля 7 рублей
расчет безналичный наличный/ безналичный безналичный наличный наличный наличный/ безналичный наличный/ безналичный
заказ по телефону нет есть нет есть есть есть есть
через приложение есть есть есть есть есть есть нет

Uber найдет казанского управленца

Фишер не стал признаваться какой объем инвестиций потребовался компании на запуск сервиса в Казани, ссылаясь на то, что Uber является частной компанией, и ловко уходя от прямых ответов:

— Мы инвестируем, прежде всего, время, внимание. Мы не говорим о миллионах долларах. Компания поднимает деньги в долларах, основные инвестиции тоже в долларах, но так как мы живет в России, то инвестируем в рублях. Можно сказать, что повышение курса доллара является благоприятной ситуацией. Компания сейчас стоит $ 50 млрд.

На данном этапе в Казани организован центр по работе с партнерами. Именно так сам Uber называет водителей. Центр занимается подбором персонала, его обучением и тестированием. Как признался корреспонденту «Реального времени» Фишер, на данном этапе в центре работает всего два человека, но этого вполне достаточно. Сам управленческий офис компании находится в Питере и Москве, основной менеджмент ведется из столицы. На вопрос корреспондента «Реального времени» о возможном назначении главы Uber в Казани, Фишер ответил, что на данном этапе пока нет такой необходимости, но если же она появится, то это однозначно будет казанский управленец.


Только «свежие иномарки»

К слову сказать, стать «партнером» Uber не так просто. У компании очень жесткий отбор и требования к водителям, которые хотят присоединиться к мировому сервису. Так, например, прежде всего, потенциальному партнеру должен исполнится 21 год и стаж его вождения должен быть не менее 3 лет. Заполнив заявку на сайте, специалисты центра по работе с партнерами проводят обучение системе, после чего кандидат проходит тест. Только после теста принимается решение о включении человека в систему и компанию.

Более того, одним из наиболее важных требований, выдвигаемых Uber к водителям — это справка о несудимости. Кроме того, партнером компании может стать только гражданин РФ. К партнерству приглашаются автовладельцы со «свежей иномаркой с 4 дверьми». При этом, компания просит компенсацию 20% от тарифа.

Привлекать, а по сути переманивать, водителей Фишер планирует возможностью дополнительного заработка.

— Мы не будем скрывать, что часть водителей, которые состоят в нашей системе, (это для них не основной заработок), они могут заниматься чем-то ещё, — признался директор российского представительства компании.

Компания предлагает водителям видеть карту с наибольшей концентрацией пассажиров, там, где в нужное время наиболее большой спрос.

— Маленькая карта, которая в каждый момент времени показывает где наиболее высокий спрос для того, чтобы водитель мог переместиться в тот район города, где система видит повышенный спрос, — прокомментировал Фишер. — Таким образом, водитель наиболее вероятно получит: а) заказ, б) заказ, который находится близко к нему.

Так же Михаил Фишер анонсировал гибкость системы работы:

— У нас нет обязательных «выездов», смен или еще чего-то. Мы не просим их сутками за баранкой сидеть. Человек выходит на линию тогда, когда ему удобно. Хочет он сегодня поработать 2 часа, пожалуйста, хочет он сегодня поводить 6 часов, пожалуйста.

«Обвинения в демпинге не состоятельны»

Игроки рынка, которых еще в августе опросило «Реальное время», не видят серьезных проблем в случае выхода компании Uber на местный рынок, хотя и не исключают демпинга со стороны возможного будущего конкурента.

Алексей Быстров — директор такси «Казань»:

— Вообще, мое мнение — какое бы такси ни открывалось, таксисты остаются наши местные. Приход нового игрока на казанский рынок многого не изменит. Неужели вы думаете, что у них будет собственный автопарк? Диспетчерских сейчас штук двадцать в Казани, если к ним прибавить еще десять, от этого ничего не изменится. На рынке выигрывает тот игрок, у кого дешевле поездки. Сейчас все удешевляется, и на данный момент такси у нас неплохо работает. Даже не знаю, как они собираются «подвинуть» других. Я думаю, что просто будет демпинг.

Павел Стенников — начальник отдела по связям с общественностью службы заказа такси «Максим»:

— Мы сталкиваемся с компанией Uber в разных городах, например, в Екатеринбурге. Позиция нашей компании в том, что мы всегда приветствуем, когда на рынок приходит новый сильный игрок. Uber существует за счет инвестиций. Если завтра они кончатся, кончится и компания. Кроме того, у Uber всегда есть проблема с их количеством водителей, с их привлечением. Проблема есть потому, что комиссия с водителя — 20%, поэтому с этой компанией водители менее охотно работают.

Сегодня Фишер парировал им в заочном споре:

— Я очень часто слышу это слово демпинг, но я понимаю, что 99% людей не знают определения этого слова. По методологии ФАС демпинг — это случай, когда компания, владеющая более 30% рынка, предлагает услуги или продукты ниже себестоимости. Мы не владеем 30% рынка, даже вместе с конкурентами. Мы не предлагаем услуги ниже себестоимости. Поэтому я думаю, что обвинения в демпинге не состоятельны.

Анастасия Юрьева, Мария Горожанинова

Новости партнеров