Новости раздела

Дмитрий Груданов: «Доля региональных сетей в ретейле будет постепенно снижаться»

Директор макрорегиона «Волга» сети «Пятерочка» — о трендах отрасли и особенностях работы с татарстанскими производителями и покупателями

Рынок ретейла с каждым годом требует все больше инвестиций и новых технологий, уверен директор макрорегиона «Волга» сети «Пятерочка» Дмитрий Груданов. В интервью «Реальному времени» он рассказал о спросе татарстанских покупателей, работе с местными производителями и о том, почему покупать помещения невыгодно.

«Доля местных производителей доходит до 30%»

— Дмитрий Анатольевич, как отличаются покупательские предпочтения в зависимости от региона? Что скажете о предпочтениях татарстанцев?

— В большинстве регионов список популярных товаров схож. Постоянным спросом пользуются бананы, картофель, молоко, курица, сахар, яйцо, яблоки, творог, томаты. Но мы не забываем и про региональную специфику. Например, в магазинах Татарстана обязательно представлен чак-чак. Доля местного производителя в этой категории составляет 100%, поскольку это национальный продукт и аналогов из других регионов у него быть не может. Похожая ситуация наблюдается в блюдах и выпечке собственного производства. Средняя доля местных производителей варьируется от 30% до 35%, в зависимости от периода.

— Сколько магазинов сети сейчас работает в Татарстане?

— Более 600 универсамов. Из них 230 магазинов находятся непосредственно в Казани.

— Какова доля акционных товаров в общем товарообороте? Какая здесь динамика?

— Покупатели сохраняют высокую чувствительность к промо, его уровень на рынке остается высоким (около 30-35%). В прошлом году мы приняли решение стабилизировать свою промо-активность и не наращивать промо (оно осталось на том же уровне, что и в позапрошлом году — в среднем 30-35%). И дальше планируем придерживаться этой стратегии.

Стратегическое «лекарство» от промо — целевой маркетинг и новые технологии для персонализированного промо (приложения, карты лояльности, direct marketing). Это позволяет найти баланс между массовым промо и персонализированным, снижает каннибализацию органического поведения клиентов и повышает лояльность покупателей за счет индивидуального подхода. Мы его также активно развиваем.

Олег Тихонов/realnoevremya.ru
«В большинстве регионов список популярных товаров схож. Постоянным спросом пользуются бананы, картофель, молоко, курица, сахар, яйцо, яблоки, творог, томаты. Но мы не забываем и про региональную специфику».

— Что скажете о ценовой политике? Как вы формируете цену и ориентируетесь ли при этом на региональных игроков?

— Формирование цены зависит от множества факторов: от категории товара, уровня спроса у покупателей и объема предложения у поставщиков, уровня качества товара, а также его средней цены на рынке. Так, минимальная наценка (вплоть до нулевой) формируется на продукты первой необходимости, поскольку именно они наиболее популярны у покупателей, а также продукцию фреш и ультрафреш. При этом на премиальные товары, например импортный алкоголь, наценка может быть значительной. Такой механизм работы с ценой позволяет ретейлерам не сразу транслировать на полку повышение поставщиками закупочных цен. Например, в позапрошлом году закупочная инфляция в категории молоко и молочная продукция на полке была демпфирована компанией. Рост цен в 2017 году у поставщиков молока составил около 9%, кисломолочной продукции — почти 8%, сыров — более 10%.

— Планируете ли вы увеличивать долю местных производителей в магазинах сети? И можете назвать особенности казанских производителей?

— Продукция местных производителей, фермеров зачастую пользуется большой популярностью у покупателей — это своеобразный региональный продовольственный патриотизм. Поэтому мы активно работаем с локальными предприятиями и фермерами, используя для этого различные инструменты. Сотрудничество с крупными торговыми сетями позволяет местным производителям выходить на более высокий уровень, расширять географию своих поставок.

С августа 2017 года мы начали сотрудничество по шести позициям чая с охватом магазинов приволжского дивизиона «Пятерочки», включающего в себя республики Татарстан, Марий Эл, Чувашия и Удмуртия. Поставщик хотел динамично развиваться, пересмотрел внутренние производственные и закупочные процессы, приобрел необходимое оборудование по фасовке и штрихкодированию. К концу прошлого года география поставок была расширена до макрорегиона. Так география поставок приросла Нижегородской, Кировской, Самарской, Пензенской, Оренбургской, Ульяновской областями, а также республиками Коми и Мордовией. А в апреле 2018 одна из позиций перешла на общефедеральный уровень.

Арендовать выгоднее, чем покупать

— В каких регионах России сейчас представлена ваша сеть?

— «Пятерочка» присутствует в 64 российских регионах на территории 7 федеральных округов. Больше всего наших торговых объектов сосредоточено в Центральной России. В 2017 году магазины Центрального федерального округа принесли более 50% (51,9%) чистой розничной выручки сети. При этом его доля немного снизилась, поскольку мы активно развиваемся в других регионах и федеральных округах. Например, Поволжье занимает более 20% товарооборота «Пятерочки». На третьем месте по этому показателю находится Северо-Западный федеральный округ с долей 14,7%. Доля Урала составила 6,8%. На юге России показатель остановился на отметке 4,9%. Кавказ и Сибирь замыкают этот список с долями 0,9% и 0,7%.

— За счет чего сейчас расширяется сеть? Ставка на открытие новых магазинов или сделки по поглощению?

— Мы придерживаемся принципов грамотного роста. Поэтому открываем магазины только в местах с наибольшей потенциальной рентабельностью и при необходимости закрываем магазины там, где условия менее благоприятные.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
«В 2018 году мы открывали в среднем шесть новых магазинов в день».

В 2018 году мы открывали в среднем шесть новых магазинов в день (по сравнению с 8 магазинами в день в 2017 году) и сосредоточены на достижении уверенности в перспективах каждого открываемого магазина.

В то же время X5 всегда анализирует различные возможности по приобретению привлекательных активов, которые создают стоимость для бизнеса. Около 15-20% новых открытий X5 составляют магазины, запущенные в рамках сделок слияния и поглощения. Тем не менее органический рост остается основой стратегии развития компании.

— Считается, что выкупать региональные сети выгоднее, нежели открывать свои точки. Вы рассматриваете варианты выкупа местных сетей?

— Главный фокус нашего развития — это аренда. Поэтому в первую очередь мы анализируем предложения региональных игроков и берем в аренду те объекты, которые обладают большим потенциалом с точки зрения товарооборота и EBITDA, для этого у нас есть достаточная компетенция и опыт.

Исключения по приобретению активов в собственности бывают, но они касаются уникальных локаций на исключительно выгодных условиях. Общая тенденция рынка этому способствует: собственникам торговых сетей в регионах выгоднее сдавать свои помещения в аренду крупному оператору, а не вести розничный бизнес самостоятельно, принимая на себя достаточно высокие риски.

1,1 триллиона за 2018 год

— Кого вы выделяете в качестве основных конкурентов?

— Предпочитаем фокусироваться на себе и на повышении собственной эффективности, а не на конкурентах. В то же время мы приветствуем конкуренцию, потому что она помогает нам держать форму и находить новые идеи и решения, которые нужны покупателю.

Например, специализированные магазины с акцентом на здоровое питание показали реальный спрос на этот вид продуктов в столицах. Мы оценили его потенциал и запустили линию, которая сейчас продается в Москве и Подмосковье.

— Какой была ваша выручка в прошлом году?

— За первые три квартала 2018 года выручка «Пятерочки» выросла больше чем на 20% — до 871,13 млрд руб. Общая выручка X5 в этот же период превысила 1,1 триллиона руб., увеличившись на 19%.

— А средний чек и проходимость в день?

— В целом данные сопоставимы с федеральной картиной. В «Пятерочках» средний чек составляет чуть более 330 рублей.

Олег Тихонов/realnoevremya.ru
«Узнать о потребностях клиентов нам позволит аналитика более 3 млрд покупок в год и истории покупок 25 млн пользователей карт лояльности. Сейчас над этим работает большое отдельное подразделение по большим данным».

«Традиционная розница будет уходить»

— На Неделе российского ретейла в июне прошлого года было отмечено, что время бурного развития торговли в России прошло и сегодня производителям и торговым предприятиям нужно учиться находить новые инструменты. Что вы думаете об этом?

— Узнать о потребностях клиентов нам позволит аналитика более 3 млрд покупок в год и истории покупок 25 млн пользователей карт лояльности. Сейчас над этим работает большое отдельное подразделение по большим данным. Работая, например, с данными чеков, они применяют методы обработки больших данных и машинного обучения. На основе их исследований мы узнаем, что изменить в ассортименте магазина, какой товар в какой сезон должен быть доступен на полке, что люди ищут в дополнение к определенным товарам, какие акции будут интересны покупателям.

В нескольких магазинах тестируют умные полки, видеоаналитику доступности товаров на полке, машинное зрение — все это для того, чтобы покупатель всегда находил в магазине нужный ему продукт. Для решения задач магазинов мы пытаемся применить разработки сотен партнеров. Для этого у Х5 есть своя методология проверки новых идей, есть недавно открытый магазин-лаборатория и налаженная схема пилотирования.

— Какие тренды в ретейле будут определять работу рынка в ближайшие годы?

— Я думаю, в первую очередь продолжится адаптация под покупателя. Ретейлерам необходимо наращивать эффективность в условиях покупательской экономии. Разумеется, делая максимально выгодные для клиентов предложения.

Кроме того, с рынка будет постепенно исчезать традиционная розница, а доля региональных сетей будет снижаться. Расти такими темпами, какими растут лидеры рынка, непросто: нужны инвестиции в инфраструктуру, оптимальные закупочные условия, внедрение новых технологий. Не каждый участник рынка сможет решить эти задачи.

При этом рынок все еще фрагментирован и достаточно открыт для активного роста. Это продолжится еще 3-4 года. Но сейчас мы собираемся несколько снизить темпы, чтобы усилить качество открываемых объектов. Поэтому мы меняем парадигму роста: от незаурядного результата в 3 тысячи в год будем идти к меньшему числу открытий, но с большей эффективностью.

Алина Губайдуллина
Справка

Груданов Дмитрий Анатольевич

Закончил Ярославское высшее военное финансовое училище, филиал Открытого университета Великобритании LINK, магистратуру московского Государственного университета управления (факультет — стратегический менеджмент).

До прихода в X5 Retail Group работал в сети универсамов «365» в Ярославле директором магазинов, затем операционным директором и генеральным директором сети. В X5 Retail Group Дмитрий Груданов с января 2005 года. В компании он отвечает за организацию, координацию и управление работой макрорегиона «Волга».

БизнесОбщество

Новости партнеров