Новости

15:31 МСК
Все новости

В Казань примчался «Всадник на белом коне»

На очередном концерте на фестивале «Конкордия» не только представили сочинения Софии Губайдулиной, но и открыли новые для казанцев имена

В Казань примчался «Всадник на белом коне» Фото: vk.com

На Международном фестивале современной музыки им. Софии Губайдулиной прошел очередной концерт, познакомивший слушателей с новейшими музыкальными веяниями. Его «фишкой» стал приезд альтиста Юрия Башмета. Подробности — в материале «Реального времени».

«Там есть музыка»

В Казани продолжается Международный фестиваль «Конкордия». На этот раз концерт посетил Юрий Башмет. Во время традиционного пресс-подхода Башмет отметил, что ему посвящено более пятидесяти сочинений. «Около десяти из них прошли испытание временем, и я могу исполнить их хоть сегодня», — отметил альтист. К таким сочинениям он отнес произведения, посвященные ему Софией Губайдулиной, Альфредом Шнитке, Александром Чайковским, Гией Канчели.

Удивительно, что в этот ряд всемирно признанных композиторов, тех, кто диктует музыкальную моду в этом столетии, Башмет поставил и молодого композитора Кузьму Бодрова, выпускника Московской государственной консерватории, ученика Александра Чайковского. Напомним, что «Стан Тамерлана» Александра Чайковского — это визитная карточка Государственного симфонического оркестра РТ.

Про концерт для альта с оркестром Кузьмы Бодрова Юрий Башмет сказал, что «там есть музыка». По мнению альтиста, говорить сейчас о кризисе в симфонической музыке не стоит, интерес к ней есть, и большой. Один из примеров — Международный фестиваль современной музыки «Конкордия» в Казани, которому уже семь лет. Его проводит ГСО РТ, и инициирован он главным дирижером и художественным руководителем татарстанского оркестра Александром Сладковским.

Все концерты фестиваля проходят при аншлагах, таковым был и субботний концерт, о котором идет речь. В принципе, учредив такой фестиваль, ГСО РТ как бы вернул в Казань Софию Губайдулину, чья музыка до этого звучала здесь нечасто. И вместе с этим казанская публика получила возможность слышать музыку современных композиторов, которая тоже до «Конкордии» в Казани исполнялась от случая к случаю, и исполнение нельзя было назвать качественным.

По мнению Юрия Башмета, говорить сейчас о кризисе в симфонической музыке не стоит, интерес к ней есть, и большой

«Женщина номер один» и другие

Софию Губайдулину называют «Женщиной номер один в современной музыке». Она проста и сложна одновременно, она почти что затворница, которую мало занимает суетность века. Несколько лет назад, став христианкой (Губайдулина сделала это, естественно, не из-за моды), она обрела новую, более близкую и понятную ей философию, что отразилось в ее музыке.

В субботнем концерте прозвучали два сочинения Софии Губайдулиной — культовый «Всадник на белом коне» для оркестра и органа и одно из ранних сочинений — «Поэма-сказка».

«Всадник на белом коне», написанный в 2002 году и посвященный Валерию Гергиеву, восходит к интермедии «Страстей по Иоанну». Сложная, философская музыка была прочитана стоявшим за дирижерским пультом Александром Сладковским как библейское послание о концах и началах, как нравственное послание композитора слушателям.

Дирижер здесь — проводник воли автора, но одновременно и его единомышленник. Маэстро удалось «расшифровать» все скрытые месседжи Губайдулиной, сделав это страстно и темпераментно.

В концертной программе были представлены два новых для казанцев имени — это Антон Танонов и Кузьма Бодров, о котором речь шла выше. Их сочинения исполнялись в Казани впервые. Концерт для альта с оркестром Бодрова, посвященный Юрию Башмету, исполнялся во второй раз, впервые он прозвучал на фестивале Башмета в Сочи. Автор учел все замечания, и в субботу казанская публика услышала вторую редакцию концерта, которую можно считать премьерой.

В субботнем концерте прозвучали два сочинения Софии Губайдулиной — культовый «Всадник на белом коне» для оркестра и органа и одно из ранних сочинений — «Поэма-сказка»

Концерт Бодрова яркий, образный, солируя в нем, Юрий Башмет захлестывал зал своим темпераментом. Альт в его руках, казалось, отзывался на тончайшие движения души музыканта. Кстати, сам композитор присутствовал в зале во время концерта.

Первая симфония Антона Танонова, это тоже было первое исполнение сочинения в Казани, — образец сочетания академизма и современных направлений в музыке. Танонов — ученик Слонимского, выпускник консерватории в Санкт-Петербурге, где сейчас заведует кафедрой.

Таким образом, Александр Сладковский собрал в концертной программе современных композиторов разных поколений, показав один из срезов современной музыки. Но «Конкордия» еще продолжается, так что ГСО РТ готовит нам немало «открытий чудных».

Татьяна Мамаева, фото vk.com
ОбществоКультура
комментарии 1

комментарии

  • Анонимно 12 нояб
    Отличный был концерт!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии