Реклама на грани фола от Burger King: от «выборов» короля Бельгии до иска к Шнурову и образа Шурыгиной
Самые громкие скандалы из-за продвижения знаменитого фастфуда
Открытие первого заведения сети быстрого питания Burger King в Бельгии сопровождается скандалом. Компания использовала имя короля Филиппа в коммерческих целях без получения на то разрешения, заявил прессе представитель монаршей семьи. «Реальное время» вспоминает о других противоречивых моментах в рекламных кампаниях одной из крупнейших мировых сетей фастфуда
Выборы от Burger King
Cеть ресторанов быстрого питания Burger King открывает свое первое заведение в Бельгии в конце июня. В связи с этим компания запустила рекламу, суть которой сводится к шуточному голосованию под названием «Кто король?». Все бы ничего, но только Burger King предложили выбирать между своим логотипом, который обыгрывает название king (король) и самим королем Бельгии. Представитель королевской семьи Пьер Эммануэль де Бау заявил, что компания не согласовывала использование образа короля в коммерческих целях. В Burger King на это ответили, что не получали никаких претензий от королевской семьи, передает BBC.
Суть новой рекламной кампании Burger King заключалась в том, что на экране появлялись логотипы ресторана быстрого питания и короля Бельгии Филиппа (картинку придумали в специально для промо). Пользователю предлагалось выбрать между монархом и Burger King, однако короля было невозможно выбрать чисто технически. Сначала сайт выдавал баннер с записью «Вы уверены? Он не сможет приготовить вам картофель фри». Затем кнопка «за короля» уменьшалась, после и вовсе убегала от курсора, а в итоге вовсе исчезала.
Манипуляции Google Home и месть американцев
Другая реклама Burger King вызвала недовольство уже американских потребителей. 12 апреля этого года по местному ТВ начали показывать рекламу нового гамбургера (воппера). В ходе ролика «сотрудник» сети фастфуда заявляет, что «ему не хватит отведенных 15 секунд, что рассказать о воппере». После он произносит «OK, Google. Что такое воппер?» В результате все устройства Google Home (устройство в виде колонки, реагирующее на команды людей), находящиеся рядом с телевизорами, воспроизводили своим хозяевам информацию статьи из «Википедии» про воппер. По информации The Verge, Burger King отредактировали первое предложение статьи про воппер, изменив нейтральное описание на полный список ингредиентов своего гамбургера.
Недовольство американцев подобными манипуляциями Burger King выразилось в том, что люди стали вносить в статью про воппер прочие ингредиенты (фигурировали крысиные хвосты и прочие прелести). В Google достаточно оперативно отреагировали на ситуацию, и спустя несколько часов их устройства перестали реагировать на команду героя ролика Burger King.
И тут «на донышке»
14 февраля в официальном сообществе Burger King во «ВКонтакте» появился рекламный пост, в котором использовался образ Дианы Шурыгиной — несовершеннолетней жертвы изнасилования и героини передачи «Пусть говорят». На рекламном постере изображена девушка, делающая характерный жест рукой, названый в народе «на донышке». Этим жестом Диана Шурыгина в эфире «Пусть говорят» показывала, сколько водки она выпила перед тем, как на нее напали. Burger King использовали жест, дабы обозначить, что акция продлится «совсем недолго». 16 февраля пост был удален, сообщает Medialeaks.
Рекламные войны с McDonaldʼs
Непростые отношения у Burger King со их главным конкурентом — McDonaldʼs. Ведется противостояние и на рекламных фронтах. Так, McDonaldʼs создали ролик, в котором показаны два дорожных указателя у французского города Бриуд. Один указатель обозначает путь до ближайшего «Макавто» — всего лишь 5 км, другой показывает дорогу до кафе Burger King (258 км по запутанному пути).
Но через некоторое время Burger King ответило конкурентам на выпад в свой адрес другим рекламным видео. В ролике демонстрируются те же дорожные знаки, а главные герои едут в «Макавто» — чтобы заказать только кофе, ведь путь до Burger King не близкий. «Всего 253 километра до ближайшего воппера. Спасибо, McDonaldʼs, что ты есть везде», — звучит слоган видео.
Внимание российской ФАС
Несколько скандалов разразилось и в России. Так, житель Санкт-Петербурга обратился в Федеральную антимонопольную службу с заявлением, в котором рассказал, что приобрел обед в Burger King и по акции заведения должен был получить бесплатный пирожок с вишней. Однако сладкого он не получил. Петербуржец попросил позвать старшего менеджера, которая заявила, что мужчина не просил пирожок, потому и не получил его.
Комиссия УФАС эту жалобу рассмотрела и признала за ООО «Бургер Рус» нарушение п. 12 ч. 3 ст. 5 (недостоверная реклама) и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе. За подобные проколы юрлицу грозят штрафы от 100 тыс. до 500 тыс. рублей, сообщается на сайте ведомства.
Стоит отметить, что в апреле 2016 года экспертный совет ФАС изучал и другую рекламу продуктов Burger King под слоганами «Смотри не обострись!» (воппер) и «Налижемся!» (мороженое). Комиссия решила, что нарушений в данной рекламе нет.
Внимание ФАС Burger King привлек еще и рекламой наггетсов. Тогда креативщики сети догадались выложить из этих самых наггетсов неприличный жест.
Иск к Сергею Шнурову
С еще одного жителя Санкт-Петербурга решил взыскать деньги сам Burger King. Фронтмен группировки «Ленинград» Сергей Шнуров 1 августа 2016 года опубликовал пост у себя в «Инстаграме». В небольшом стихотворении Шнуров упомянул Burger King (здесь и далее орфография и пунктуация автора сохранены, нецензурное слово удалено):
Мамочки в декрете
Или боты
Предлагали в интернете
Заработать.
Обращаясь то к Зине,
то к Гале,
Похудеть мне они
Предлагали.
Бургер Кинг, промокод
Не однажды,
Доводил до икот,
Тех кто слабже.
Реакция сети фастфуда не заставила себя долго ждать. Представитель Burger King заявил, что компания подаст на Шнурова в суд, так как его высказывания привели к ущербу репутации компании. Ущерб Burger King оценил в 200 тыс. рублей, передает Lenta.ru. В ответ Сергей Шнуров у себя в «Инстаграме» сначала разместил пост: «Это успех! Попёрло! Ни дня без суда!», а вскоре опубликовал еще одно произведение:
«Завертелось судилище века,
Хоть от прошлых дел шум не утих.
Бургер Кинг супротив человека,
Написавшего маленький стих.
Он же Бургер и Кинг, ну а кто ты,
Чтобы хаять его промокод
И писать про феномен икоты?
Он Кормилец Король, а ты скот!
Пишешь ты в Инстаграме ...?
Алкоголик, мерзавец и дрищ.
Не таких с Бургер Кинг увольняли,
Ну, короче, гони двести тыщ».
Отметим, что первое стихотворение вызвало множество комментариев, в котором негативные отзывы от пользователей в адрес Burger King встречались редко. Но после новостей о возможном иске компании к Шнурову некоторые пользователи в комментариях заявляли, что больше не собираются посещать заведения данной сети фастфуда.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.