Александр Сладковский «перешел через Березину»
Фестиваль «Рахлинские сезоны» посвящен юбилею оркестра
В Казани седьмой раз проходит международный фестиваль «Рахлинские сезоны». Два первых концерта были полярны, но в них жил дух основателя оркестра Натана Рахлина, подхваченный маэстро Сладковским.
«Он создал оркестр практически на пустом месте»
В этом году «Рахлинские сезоны», художественным руководителем которых является главный дирижер и художественный руководитель ГСО РТ Александр Сладковский, совпали с юбилеем коллектива. Оркестр, созданный Натаном Рахлиным, 10 апреля этого года отметил полувековой юбилей. Естественно, это событие придало фестивалю особое звучание.
Первый концерт фестиваля, который прошел в минувшую субботу, начался с видеопоздравлений. Без преувеличения можно сказать, что цвет мировой музыки приветствовал наш оркестр и его главного дирижера с экрана: Михаил Плетнев, Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Владимир Федосеев, Хибла Герзмава, Владимир Спиваков, Игорь Бутман, Денис Мацуев, а от драматического цеха Чулпан Хаматова, участвовавшая уже в двух проектах оркестра, — все они были единодушны. Все поздравлявшие отмечали, что за последние годы оркестр сделал необыкновенный рывок, войдя в топ лучших оркестров страны. Впереди новая вершина — войти в топ лучших оркестров мира.
Когда в зале зажегся свет и музыканты заняли свои места, к микрофону вышел Александр Сладковский. Главный дирижер оркестра говорил о том, что мы должны помнить имя Назиба Жиганова, чьей волей в Казань был приглашен Натан Рахлин, создавший оркестр почти на пустом месте. И уже через два года симфонический оркестр из Казани выступал в Москве, поразив слушателей исполнением.
«Мы должны помнить тех людей, которые отдали жизнь этому оркестру. И давайте чаще встречаться — как минимум раз в году», — обратился маэстро к ветеранам коллектива, сидящим в зале.
Программу первого фестивального вечера можно назвать изысканной: «Тройной» концерт Бетховена и Фантастическая симфония Берлиоза. Ведущая напомнила, что в 70-е годы «Тройной» концерт исполняли три выдающихся солиста — Святослав Рихтер, Давид Ойстрах и Мстислав Ростропович. И это было событием в музыкальной жизни страны. На «Рахлинских сезонах» в концерте Бетховена солировали «звезды» нового века — скрипачка Алена Баева, пианист Вадим Холоденко, виолончелист Александр Буслов.
Сложнейшее произведение Бетховена было прочитано Александром Сладковским как философский трактат с его несопоставимыми казалось бы понятиями — радостью и страданием, чувствами полярными, между которых мечется душа человека. Но именно через страдание душа идет к радости, к высшему своему состоянию. В христианской философии радость часто трактуется как воспоминание людей об утраченном рае. Этот рай вспоминает и композитор, и дирижер — его интерпретатор.
«Тройной» концерт редко исполняется из-за сложности — трудно найти трех солистов одинакового исполнительского уровня, трудно объединить их с оркестром, в первый фестивальный день оркестру-юбиляру и дирижеру это удалось. Теплый голос виолончели Александра Буслова, изысканность скрипки Алены Баевой, фортепиано Вадима Холоденко с его сложными тембрами — ведя каждый свою партию, они жили в едином эмоциональном поле друг с другом и с оркестром, и объединял их всех маэстро Александр Сладковский.
Второе отделение было отдано Фантастической симфонии Берлиоза — одному из любимейших произведений Натана Рахлина. «Он родился под взбесившейся звездой», — так написал о Берлиозе Соллертинский. И эту характеристику должны учитывать музыканты, исполняющие сочинения этого композитора.
Фантастическая симфония, по сути, биографична, композитор написал ее под впечатлением своего неудачного романа, музыка симфонии проникнута этой трагической страстью. А, как известно, Александр Сладковский, дирижер-романтик, умеет стать лирическим героем произведения, так случилось и на этот раз.
Берлиоз писал о своей симфонии, что исполнить ее так же трудно, как Наполеону с войсками перейти Березину. Сладковский перевел свою «армию» без потерь.
«Веселое имя — Пушкин»
Когда-то Александр Блок писал в статье об Александре Сергеевиче: «Наше имя хранит с малолетства веселое имя — Пушкин». И действительно, для многих из нас русская литература в раннем детстве начинается с этого «веселого имени» — сказок Пушкина. Пасхальным вечером ГСО РТ и его партнеры одарили зал радостью, рифмующейся с этим светлым праздником, — сказкой Пушкина «Золотой петушок».
На сцене был оркестр, дирижер Михаил Мосенков, солисты топовых московских театров, художник, демонстрирующий иллюстрации к сказке с помощью песочной анимации, органистка Евгения Кривицкая и чудесный рассказчик, он же режиссер и автор проекта Петр Татарицкий. И час с лишним зал наслаждался чудесными пушкинскими строками и музыкой Римского-Корсакова.
Не знаю, был ли специально «Золотой петушок» приурочен к пасхальному вечеру или нет, но праздничное настроение он создал. Дети замирали от перипетий сюжета, а взрослые словно становились детьми. Это не была банальная литературно-музыкальная композиция, авторы проекта предложили более сложный жанр — синтез музыки, отличного вокала и слова.
Наверное, на первый взгляд, подобный проект в рамках «Рахлинских сезонов» покажется странным. Но здесь стоит вспомнить, что основатель оркестра Натан Рахлин уделял большое внимание образовательным программам, так что Александр Сладковский, включив в фестивальную программу сказку, поступил верно. Он просто исподволь воспитывает себе новых слушателей. Ведь через десяток лет эти подросшие дети станут верными слушателями ГСО РТ. И пасхальный вечер, проведенный с Пушкиным и Римским-Корсаковым, станет своего рода отправной точкой в мир классической музыки.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.