Новости раздела

Рифнур Сулейманов: «В погоне за крупными потребителями компании говорят: мы дадим дешевле «Татэнергосбыта»

Как гарантирующих поставщиков переведут на «диету»

Рифнур Сулейманов: «В погоне за крупными потребителями компании говорят: мы дадим дешевле «Татэнергосбыта»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Многообещающая реформа энергосбытового бизнеса, задуманная Федеральной антимонопольной службой для «самоочищения» гарантирующих поставщиков от избыточных издержек, выходит на финишную прямую. Скорее всего, со следующего года они начнут переходить на фиксированные, так называемые «эталонные» сбытовые надбавки. Глава АО «Татэнергосбыт» Рифнур Сулейманов в эксклюзивном интервью «Реальному времени» рассказал, почему цена продажи электроэнергии для крупных предприятий может снизиться, а для малого и среднего бизнеса — немного вырасти, и что он думает о конкуренции с 10 коммерческими сбытами, которым «отошло» 30% рынка продаж электроэнергии в Татарстане.

— Рифнур Хайдарович, впервые об идее унификации сбытовых надбавок для гарантирующих поставщиков (ГП) электроэнергии заговорили еще в 2013 году и лишь спустя 4 года она может перерасти в реальный механизм для сдерживания расходов сбытовых компаний. Многие считают, что обсуждения на федеральном уровне настолько затянулись, что потребители устали ждать «эталонного сбыта», а самим сбытам, скажем честно, комфортнее работать по привычному методу «затраты плюс». Готовы ли вы переходить на эталонную «диету»?

— Строго говоря, в последние два-три года «Татэнергосбыт» — а сегодня мы являемся единственной энергосбытовой компанией в Республике Татарстан, обладающей статусом гарантирующего поставщика, — на поставках электроэнергии особо не переедал, если мы уж говорим о будущей «диете». Из года в год менеджментом проводилась жесткая политика экономии и эффективного распределения ресурсов, в результате чего сбытовая надбавка на электроэнергию была доведена «Татэнергосбытом» до минимального уровня.

— Для кого вы покупаете электричество? Какова структура ваших продаж?

— Гарантирующий поставщик не вправе никому отказать в поставке электроэнергии, тогда как коммерческие сбытовые компании ориентированы только на крупных и состоятельных потребителей. Сегодня «Татэнергосбыт» обслуживает 854 тысяч физлиц и 33 тысячи юрлиц. Из них 98% относится к мелким и средним компаниям, включая бюджетные организации, и только 2% — это крупные потребители мощностью более 670 кВт. А вот с объемами электропотребления по этим группам как раз наоборот. На долю крупных приходится — около 70%, а на мелких и средних — 30%.

— От чего зависят цены для потребителей?

— Сегодня для промышленных потребителей средняя цена продаваемого нами 1 кВтч составляет 2,68 рубля. Из них 57,3% приходится на оплату покупки энергии на оптовом рынке, а 40,7% — оплачивается «Сетевой компании» за передачу энергии. Наша сбытовая надбавка в цене — около 2% или 3—4 копейки для крупных потребителей. Согласитесь, что это самая незначительная составляющая часть в цене электроэнергии!

Для тех, кто не знаком с подходами к тарифам, поясню, что все потребители гарантирующего поставщика имеют возможность покупать электроэнергию по разным, так скажем, вариантам тарифного меню. Например, промышленные предприятия с максимальной мощностью от 670 кВт являются почасовиками, то есть стоимость потребленной энергии у них фиксируется каждый час. Услуги по передаче таким потребителям, а крупные потребители в основном присоединены к сетям высокого напряжения от 110 кВ, относительно наших соседних регионов невысокие. Поэтому для таких потребителей окончательная средняя стоимость продажи электричества предельно низкая — 2,68 рубля. До 3 рублей за 1 кВтч продают только два ГП в Приволжском федеральном округе (ПФО): это «Пермьэнергосбыт» (2,75 рубля, из них сбытовая надбавка — 3,6%) и удмуртский гарантирующий поставщик (3,04 рубля, из них сбытовая надбавка — 5,2%). В остальных 10 регионах ПФО гарантирующие поставщики выставляют стоимость электроэнергии в диапазоне от 3,12 до 4, 36 рубля за 1 кВтч. Таким образом, у крупных промышленных потребителей цены на электроэнергию ниже за счет низких тарифов на услуги по передаче и сбытовой надбавки.

Гарантирующий поставщик не вправе никому отказать в поставке электроэнергии, тогда как коммерческие сбытовые компании ориентированы только на крупных и состоятельных потребителей. Сегодня «Татэнергосбыт» обслуживает 854 тысяч физлиц и 33 тысяч юрлиц

— Но все-таки потребителей из сферы малого и среднего бизнеса немало — это 25 тысяч татарстанских компаний. Заметили, что цена продажи для них 4,69 рубля за 1 квтч и свыше 50% «съедает» тариф на передачу электричества (2,64 рубля). Высокая плата за услуги по передаче энергии — следствие неразвитых сетей?

— Нет, причина не в этом. Но вы правильно отметили — для малого и среднего бизнеса цена в Татарстане составляет около 5 рублей — в зависимости от уровня напряжения.

Здесь важно сказать, что татарстанский регулятор придерживается политики минимизации «перекрестки». Это значит, что наши крупные потребители в услугах по передаче переплачивают за других потребителей меньше, чем в других регионах. Хорошо это или плохо — вопрос комплексного анализа.

При таких подходах к установлению тарифов становится понятным и тот факт, что конечные цены для малых предприятий, запитанных на низком напряжении, у нас выше, чем у соседей. Кстати, нам известны некоторые случаи переноса своего бизнеса в соседние регионы нашими предпринимателями, которые проживают в приграничных районах.

Мы видим эти моменты, потому что нам приходится выставлять счета потребителю и объяснять, почему у нас дороже выходит. Федеральная антимонопольная служба планирует ввести следующим этапом эталоны для сетевых организаций. Но это тема отдельного разговора.

Что касается «перекрестки» в сбытовой надбавке, то скажу прямо — сегодня крупные потребители переплачивают за мелких. Пусть речь и не идет о таких больших деньгах, как, может быть, в услугах по передаче. Потребители крупные это знают, а конкуренция в энергосбытовом бизнесе сегодня очень высока. Крупные потребители, понятно, переплачивать не хотят. При введении эталона, мы думаем, данный вопрос будет учтен.

При этом повторюсь, что наша сбытовая надбавка остается низкой по сравнению с другими регионами и во многом за счет сокращения издержек. Одним из способов экономии является развитие электронных сервисов и автоматизация бизнес-процессов. В 2017 году мы планируем перевести 100% юридических лиц на электронный документооборот, на сегодня эта цифра составляет 70%. Раньше потребители приезжали в наши офисы 3—4 раза в месяц за документами, а мы тратили немало денег на печать и доставку счетов. А вот с населением сложнее: из 857 тысяч граждан только 16% имеют личные кабинеты. И здесь еще большой фронт работ.

— Да, вернемся к сбытовой надбавке. Вы сказали, крупные переплачивают — эти сбытовые надбавки устанавливаются разными для отдельных групп потребителей?

— Сбытовая надбавка для гарантирующих поставщиков в соответствии с действующим законодательством устанавливается по четырем подгруппам потребителей в зависимости от максимальной мощности потребления. Мелкие потребители — это предприятия с максимальной мощностью до 150 кВт, затем идут средние — от 150 кВт до 670 кВт, далее — крупные 670 кВт до 10 МВт, а затем самые крупные — выше 10 МВт.

Сбытовая надбавка первой подгруппы выше четвертой почти в 3 раза. При этом, их объем потребления может отличаться в сотни раз.

В каждом регионе сбытовые надбавки устанавливает региональный регулятор тарифов на основании представленных гарантирующими поставщиками затрат. И везде своя отдельная ситуация, специфика учета и подходы к обоснованию тех или иных расходов. Например, разброс сбытовых надбавок по субъектам России для потребителей в подгруппе с мощностью до 150 кВт составляет от 6 коп./кВтч до 62 коп./кВтч, то есть в 10 раз.

Чтобы избавиться от ручного управления тарифами и привести «разогнавшиеся» сбытовые надбавки в единый ценовой коридор, ФАС взялась решить проблему системно. Для этого было придумано понятие «эталон затрат» — это экономически обоснованная величина расходов, за предел которых ни один ГП не должен будет выходить. В него входят 7 видов эталонных значений — зарплата, расход на содержание помещений, на доставку и печать квитанций, на кол-центры, на прием показаний приборов учета, на прием платежей и накладные расходы. Эти эталоны определены на проведение расчетов по одной точке поставки (прибора учета). Превысил эталон — потерял бизнес. А на твое место придут другие сбыты.

Чтобы избавиться от ручного управления тарифами и привести «разогнавшиеся» сбытовые надбавки в единый ценовой коридор, ФАС взялась решить проблему системно. Для этого было придумано понятие «эталон затрат»

— На каком этапе сейчас внедрение эталона?

— Проект постановления Правительства РФ прошел общественное обсуждение. 13 марта состоялось согласительное совещание по снятию разногласий между федеральными министерствами. Переход на эталон запланирован поэтапно в течение 2018—2020 годов.

Нам известно, что уровень эталона не будет общим для всей страны. Будут учтены территориальные особенности разных регионов.

Вместе с тем, при расчете сбытовых надбавок по эталону дополнительно будет учитываться расчетно-предпринимательская прибыль. По проекту максимальная ее величина определяется как 1,5 % от стоимости покупки электроэнергии и мощности на оптовом рынке.

— При переходе на эталон важны сами значения эталонов, а их пока нет. Однако на коллегии Госкомитета по тарифам РТ впервые было показано, как пройдет предполагаемая граница отсечения «эталона» для мелких потребителей. Траектория проходит на отметке 22—25 копеек, тогда как сейчас сбытовая надбавка в РТ составляет 9—10 копеек. Люфт в 12—15 копеек с каждого 1 кВтч явно в вашу пользу. «Татэнергосбыт» невольно получил отличный шанс заработать?

— Мы предвидели такой каверзный вопрос. Если уровень федерального эталона пройдет выше установленных в РТ значений сбытовых надбавок, то вроде как бы наша выручка должна расти. На самом деле, все не так прямолинейно. В эти 22—25 копеек входят такие расходы, как проценты за кредиты, которых у нас нет и тот максимальный размер прибыли, о котором мы говорили. Мы вышли с инициативой в ФАС, чтобы ГП могли снижать размер расчетно-предпринимательской прибыли при установлении сбытовой надбавки по согласованию с регулятором. В проекте данное предложение учтено. Поэтому предпосылок для роста нашей выручки нет.

— Впрочем, потребителю неважно, сколько денег останется в кармане сбытовика. Его волнует, как изменятся тарифы для него?

— Значения эталонов появятся в методике ФАС после утверждения проекта постановления правительства. Поэтому на сегодняшний день невозможно точно оценить изменение размера сбытовых надбавок. Предполагаем, что в отношении крупных промышленных потребителей сбытовая надбавка станет меньше. А для потребителей сегодняшней первой и второй подгруппы, относящихся к категории мощности до 670 кВт, сбытовая надбавка может вырасти незначительно.

— Почему так?

— Потому что новый подход к регулированию предполагает установление эталонов на одну точку учета на уровне экономически обоснованных затрат для каждой подгруппы. Так как сбытовая надбавка устанавливается на 1 кВтч, чем больше потребление электроэнергии через одну точку поставки, тем меньше сбытовая надбавка для данной группы потребителей.

— То есть одинаковая для всех сбытовая надбавка — это неправильно?

— Изначально федеральный регулятор хотел ввести единую сбытовую надбавку для всех потребителей вне зависимости от их потребления, мощности и других параметров. Но при объединении всех потребителей в общую группу крупным предприятиям пришлось бы еще больше субсидировать потребителей из других групп. Понятно, что с экономической точки зрения это неверно. Опять пришлось бы вернуться к полному перекрестному субсидированию, от чего все пытались уйти в 2012 году, когда была принята дифференциация по четырем подгруппам. Поэтому мы выступили с принципиальным предложением сохранить дифференциацию. В итоге дифференциацию оставили, но вместо четырех осталось три подгруппы — мелких потребителей ФАС России объединила в общую подгруппу.

— 2016 год оказался не самым лучшим для экономики: на фоне стагнации падали объемы продаж. С какими результатами вы закончили 2016 год?

— По динамике потребления электричества Россия в целом показала рост в 1,7 %, а Татарстан — 5,2%. В прошлом году объем продаж электрической энергии компании составил 18,4 млрд кВтч на сумму 62,8 млрд руб. Это значит, что экономика республики восстанавливается.

В соседних регионах динамика разная: Мордовия — рост 0,4%, Чувашия — плюс 1%, Самара ушла в минус, Башкортостан плюс 2%.

Однако республика продолжает больше брать энергии, чем вырабатывать самостоятельно: годовое потребление составляет 28,4 млрд кВтч, а собственная выработка — 20,8 млрд кВтч. Причем именно в прошлом году наблюдался пик импорта электроэнергии — 24%.

— Почему так происходит?

— У наших генераторов мощностей хватает, они способны ежегодно вырабатывать более 30—35 млрд кВтч. Но стоит вопрос цены. Так как цена продажи и покупки формируется рыночными механизмами, себестоимость производства электроэнергии не позволяет загрузить мощности на 100 %. И здесь наши генераторы вынуждены балансировать между максимизацией поставки энергии и недопущением поставки себе в убыток.

Республика продолжает больше брать энергии, чем вырабатывать самостоятельно: годовое потребление составляет 28,4 млрд кВтч, а собственная выработка — 20,8 млрд кВтч

— Но вам все равно, какую энергию вы покупаете?

— Мы, прежде всего, стоим на страже интересов потребителей. Понятно, что если на оптовом рынке местная генерация дорогая — мы покупаем электроэнергию за пределами Республики Татарстан. Нам приходится это делать. Что касается механизма торговли, то мы каждый день подаем почасовую заявку на покупку. У нас имеются необходимые расчеты, статистика. Для подготовки заявки учитываются множество факторов. Генераторы, кстати, тоже одновременно подают свои ценовые предложения на определенные объемы поставки. Поскольку покупка идет на сутки вперед, то нам важно купить ровно столько, сколько нужно в конкретный момент. Если лишнее закажем, то разницу придется отдавать уже по более низкой цене, а если меньше заказали, то приходится докупать дороже.

— Приходится играть, почти как на FOREX?

— Да, очень похоже. Только это не игра.

— Известно, что «Татэнергосбыт» в свое время потерял нескольких крупных предприятий. КАМАЗ уже несколько лет покупает электроэнергию у «Русэнергосбыт». Рассчитываете ли вы их вернуть с внедрением «эталона»?

— В погоне за крупными потребителями коммерческие сбытовые компании говорят: мы дадим дешевле, чем «Татэнергосбыт»! Имеется в виду, что у них сбытовая надбавка будет ниже 2%. Так некоторые и перешли к ним.

Но не всегда предлагаемые ими условия оказываются лучше. Часто цена покупки электроэнергии на оптовом рынке у коммерческого сбыта выше, чем у гарантирующего поставщика. Поэтому экономия от снижения сбытовой надбавки не всегда перекрывает удорожание цены покупки на «опте». По этой причине несколько крупных потребителей вернулись на договорные отношения с «Татэнергосбытом». Это — ПАО «Казанский вертолетный завод», АО «НПО «Государственный институт прикладной оптики», АО «НПО «Радиоэлектроника им. В.И. Шимко», АО «Альметьевский завод «Радиоприбор», АО «Казанское приборостроительное конструкторское бюро» и другие.

С переходом на эталон надеемся, что сможем предложить рыночные условия нашим потребителям.

Луиза Игнатьева, фото Максима Платонова

Новости партнеров